Jul 24, 2006 23:29
Все-таки, что-то есть неописуемо притягательное в этой выспренной пафосной тягомотине. И когда-то мне, 12-летней, она же нравилась без дураков. Я обожала звучание имен - Дар Ветер, Мвен Мас, Чара Нанди...
Наверное, только в детстве от этого можно так бесхитростно тащиться - уже в 17 лет, читая "Час Быка", я неописуемо раздражалась - "Как же много и как же неконкретно они ФИЗДЯТ!!!". Книга была дочитана главным образом ради тормансианцев, которые понравились мне значительно больше землян. Ну, мне и Арата нравился больше Руматы - впрочем, он самому Румате нравился больше, чем он сам...
На этот раз я перечитала обе книги, во-первых, из ностальгических побуждений, а во-вторых, в попытке поиграть все в тот же поиск доп. смыслов. И главный вопрос, который у меня возникает в ходе эих игр -
На кого работает Хонтээло Толло Фраэль?
Ген Ши вроде бы проговаривается, что на него - но, учитывая, что инженер действует явно не в его интересах, с неизбежностью получается, что Таэль внедрен в структуры Ген Ши кем-то, желающим знать степень лояльности Ген Ши. И внедрен давно, безотносительно прилета землян.
Вряд ли Ген Ши отправил Таэля в распоряжение землян случайно - скорее всего, Таэль сам подтолкнул "хозяина" к этому решению, и скорее всего - с подачи своего истинного работодателя. А вот его влюбленность в Родис вполне могла быть форс-мажором, в том числе и для него самого. Тогда встает вопрос - сохранил ли он реальную верность хозяину (настоящему?) или его лояльность полносью принадлежит землянам? Или он считает возможным примирить то и другое? Что если он - этакий... Габриэлян?
У меня пока только один кандидат на роль хозяина таэля - Чойо Чагас. У него должна быть личная спецслужба, подчиняющаяся только ему. Причем он должен иметь возможность в любой момент откреститься от ее действий. Я думаю, это "Серые ангелы".
Земляне, конечно, при этом раскладе - полные валенки, но тут уж ничего не попишешь: они при любом раскладе валенки, такими уж они у Ефремова получились.
И если у нас Таэль и Серые Ангелы работают на Чагаса, то вопрос стоит так: чего хочет Чагас? Один раз он вроде бы сказал Родис правду: единоличной наследственной власти. Тогда попробуем реконструировать ход его мысли.
Чагас - самый интересный персонаж романа; без него там вообще нечего было бы читать. Он явный человек из народа, то есть, выходец из кжи, высокой ценой поднявшийся до джи. На джи-по-рождению он явно не тянет - во-первых, тогда были бы живы и болтались поблизости его родители, во-вторых, не было бы у него той бульдожьей хватки, которую он показывает. Он явно не интеллектуал, и интеллектуализм (но не интеллект!) его раздражает - пускать драгоценное время и серое вещество на пустой высокоумный треп, с его точки зрения. преступление. Но он очень умен, хотя его ум носит сугубо прикладной характер. По научной линии он выдвинуться не мог - значит, по чиновной. Значит, действительно с юности нализался задниц и наглотался унижений, а теперь компенсирует себе это. И его страшно бесит окружающая бездарь в лице остальных трех членов Совета Четырех.
Думаю, он раскусил блеф Родис сразу же - но если моя реконструкция верна, звездолет для него - подарок судьбы. Почему? Потому что в стабильной, стагнирующей системе он, верхушка властнойпирамиды, полностью осознает свое бессилие. Он скован обстоятельствами, которые создали для него другие люди. И хуже всего то, что он не знает, как и что нужно менять. Он прошел всю эту систему снизу доверху, знает каждый рабочий узел, каждое сочленение - и знает, что в каком месте ни тронь - посыплется все, а значит, остается только двигаться по рельсам.
Поначалу он не знает толком, как использовать землян. Идет взаимная приглядка, притирка - и пристрелка. Фокусы вроде демонстрации фильмов раздражают его не на шутку - он хочет перестроить систему, а не вызвать социальный взрыв, земляне же все к тому ведут. Одновременно он дает зеленую улицу разведывательным миссиям землян - по всей видимости, ему хочется, чтобы земляне узнали о Тормансе как можно больше.
Но со временем наступает разочарование. У землян нет идей, которые так нужны ему. В ответ на простые вопросы они несут высокопарную пургу о диалектическом единстве противоположностей и пр. Тогда Чагас начинает просчитывать другой вариант - а что если заставить землян завоевать Торманс? Какова их военная мощь? Как далеко они могут зайти? И откуда они начнут?
Именно с этой целью он провоцирует сначала поездку троих землян в Кин-Нан-Тэ (кстати, для разнообразия это название можно прочесть как японское значимое словосочетание - золотая южная рука), а потом - их гибель в этом городе. То есть, намерения спровоцировать именно гибель у него явно не было, хотя гибель устраивала его как возможный результат. Он хотел посмотреть на:
а) действия землян в условиях жесткого экстрима, когда "дело идет о жизни и совсем наоборот", или
б) действия землян в случае гибели товарищей.
Наверное, когда земляне проглотили гибель этих троих, у Чагаса был шок. Он создал вполне отчетливый казус белли, он даже не стал толком сваливать свою вину на стрелочника - и тут на тебе...
У него довольно долго складывалось мнение, что жизнь своих земляне ценят так высоко, что действительно разроют планету на километр, чтобы спасти его или хотя бы отомстить за него. Но одним ударом это мнение было разбито. Земляне получили такой плевок в морду - и просто молча утерлись. Что же нужно сделать, чтобы земля атаковала Торманс? Наверное, даже гибели всего экипажа звездолета будет мало.
После этого Чагас утерял интерес к землянам и их идеям. Но он переоценил своих помощников - точнее, недооценил всепобеждающую силу человеческой тупости.
Казалось бы, из гибели миссии в Кин-Нан-Тэ они должны были извлечь те же выводы, что и их начальник. Не извлекли. Решили, идиоты, что за Фай Родис будут мстить и что прихлопнут под это дело Чагаса.
На свою беду решили. Потому что офицер Фраэль и в отсутствие босса распорядился прекрасно - особенно с учетом того, что мстил за любимую женщину.
Ожидал ли Чагас атаки на Родис? Не затем ли перевел ее в уединенный Храм Трех Шагов? Такое нападение должно было стать казусом белли если не для землян - то, во всяком случае, для самого Чагаса. И ведь стало. Чагас устранил под это дело двоих из Совета Четырех, а третий покорно гавкал что ему велели.
ЗЫ: Я уже писала в ЖЖ на эту тему?
ЗЗЫ: нет, я понимаю, что именно меня так перло. Ефремов по способу писания - сущий классицист, а классицизму отвечает каая-то струнка в моей душе. Звенит она, проклятая, при звуках медных труб и при виде литой бронзы и монументальных форм. А тут еще добавь\те мировоззренческий кризис - нежный подросток в самую пору становления вдруг узнал, что все, во что он верил - сплошная фунния... Вот тогда-то я и начала играть "девочку из будущего" - что вы, я к этому вашему скособоченному миру отношения не имею, я живу две тыщи лет спустя, у нас там хорошо.