Dec 15, 2009 12:15
*грохот выстрела. Из комнаты Принцессы выходит Администратор и смотрит на собравшихся внизу*
УЧЕНИК ОХОТНИКА Промахнулась! Ура! Промахнулась!
ОХОТНИК *отвешивая подзатыльник Ученику* Чтобы моя ученица и промахнулась?
КОРОЛЬ Почему вы до сих пор живы, подлец?
АДМИНИСТРАТОР Потому что это я стрелял.
(с) к/ф "Обыкновенное чудо"
Каждому, наверное, доводилось видеть на полках книжных магазинов серию «Миры братьев Стругацких» в красивых, ярких твердых обложках. Существует и похожая по оформлению серия - «Время учеников», в которой выходят трибьюты по произведениям великих фантастов. Последние сборники этой серии, вышедшие в этом году - «Важнейшее из искусств» и «Возвращение в Арканар». Проект существует с 1991 года и по-прежнему жизнеспособен; значит, читательский спрос есть. В настоящее время готовится новый сборник - по мотивам никогда не существовавшего, а только задуманного Стругацкими романа «Белый ферзь» о похождениях Максима Каммерера в Островной Империи. (Подробнее о проекте можно посмотреть в ЖЖ Андрея Черткова).
"Повесть «Операция «Вирус», созданная Игорем Минаковым в соавторстве с Ярославом Веровым, возможно, войдет в этот сборник. Во всяком случае, мне она кажется идеально для него подходящей. Меня попросили сказать о ней несколько слов. Что касается мира, то если авторский художественный мир по определению вторичен (первичной считается окружающая нас объективная реальность), то мир фанфика или, в данном случае, трибьюта - уже третичен. Однако прежде чем идти дальше, хотелось бы разобрать вот какой момент из романа Стругацких «Жук в муравейнике». Роман посвящен противостоянию Сикорски, говоря современным языком - шефа контрразведки, и Льва Абалкина, талантливого оперативника, в котором не без оснований подозревают инопланетного шпиона. Максим участвует в качестве подручного Сикорски, исполнительного, но несколько сомневающегося в выводах шефа относительно Абалкина. (Сикорски же абсолютно уверен в своем видении ситуации). Роман заканчивается следующим эпизодом. Абалкин приходит ночью в музей, где хранятся некие артефакты - «детонаторы», один из которых является чудесным ключиком к нему самому. Абалкин собирается завладеть своим детонатором - после чего заложенная в него инопланетянами программа должна активироваться, судя по всему. Сикорски стреляет в него в тот момент, когда Абалкин прикасается в коробке с артефактами.
И, разумеется, убивает.
Для меня, как и для многих других людей, впрочем, «Жук в муравейнике» всегда был романом не о трагедии Абалкина, а о трагедии Сикорски. Ведь он понимает, что может ошибаться. Что пойдет под трибунал за убийство в любом случае. Но он не может допустить того, что автомат инопланетян, заброшенный на нашу планету с неизвестными целями, был активирован.
Но давайте рассмотрим ситуацию с точки зрения оперативной логики. (Я описываю данный момент так подробно потому, что повесть «Операция «Вирус» построена на следующем допущении - что Сикорски промахнулся, не убил Абалкина первым же выстрелом, и Максим остановил его, не дал добить Абалкина).
И Сикорски, и Каммерер, и Абалкин - космические опера, «Прогрессоры». Сикорски - самый старый из них, от активной деятельности он отошел, как можно понять из текста, довольно давно. Возраст и звание уже не те, чтобы носиться по радиоактивным джунглям. Каммерер помладше, активной разведкой тоже уже не занимается. Абалкин же прибыл прямо с театра, так скажем, военных действий, вот сапоги еще не успел помыть. Он - самый младший из троицы героев.
Сикорски вооружен; он пришел в музей с твердым намерением ликвидировать Абалкина. Каммерер, по условиям вводной, явился в музей без оружия. Про Абалкина достоверно неизвестно, но он может быть вооружен. Если допустить гипотезу, что он действительно является автоматом инопланетян, то он точно вооружен. И умеет стрелять, заметим, гораздо лучше Сикорски и Каммерера. В некоторых вещах совершенно не важна стойкость духа, интеллект и прочая; выигрывает тот, кто чаще тренируется и кого скорость реакции, в силу возраста, выше.
Таким образом, вероятность того, что первым открыл огонь именно Абалкин и перестрелял всех свидетелей, равна примерна тридцати процентам. Вероятность того, что он убил только Сикорски - около шестидесяти; Каммерер, сочувствовавший ему, вполне мог сдаться.
То, что Стругацкие предпочли другой ход развития событий - это их личный выбор, который, впрочем, понятен. Абалкин предстает несчастным человеком (а никаким не инопланетным шпионом), которому кровавая гэбня поломала всю жизнь и под конец, окончательно взбесившись от страха, уничтожила. Речь, в общем-то, в их романе совсем не об инопланетянах и их автоматах, как уже можно догадаться.
Впрочем, данная версия тоже достаточно реальна - ее вероятность около пятидесяти процентов, если предположить, что Сикорски ошибался и Абалкин действительно был человеком на грани нервного срыва, и явился в музей без оружия.
Теперь рассмотрим, что было бы, если бы Каммерер вмешался в развитие событий (как и предполагают Минаков и Веров).
Сикорски застрелил бы и его тоже, и эта вероятность близка в единице. Человек в определенном состоянии является автоматом, роботом, покруче любых поделок инопланетян.
И не было бы никаких прекрасных фраз о гуманизме, «Рудольф, мы уже не на Саракше» итд. Максим бы валялся на полу с простреленным черепом рядом с Абалкиным, и все. Таким образом, и события прекрасной повести «Операция «Вирус», наделенной рядом неоспоримых художественных достоинств, но построенной, увы, на ложной посылке - что бывалого опера можно остановить, - никогда не происходили.
Лично меня всегда больше волновал другой вариант развития событий, который, по-моему еще и никогда и никем не рассматривался.
Что было бы, если бы Каммерер оказался чуть более активен в своих убеждениях и тоже захватил с собой пистолет? И остановил Сикорски, так или иначе?
фантастика,
думки