Вообще, я хотела посмотреть Салем. Мэрилин Мэнсон там на заставке, Люси Лоулесс опять же (речь идет про второй сезон). На пятой серии я сломалась, под катом объяснение почему. А тут Комнатасмерти про Седьмую руну написал. Ну я и посмотрела ее.
Салем - сериал очень красивый. Люси Лоулесс великолепна. Основные действующие лица - женщины, что тоже, думается, не может не доставлять. Ну, бродит там в подворотнях изнемогающий от мести Джон Олден, а остальные выполняют функцию палок в колесах. И еще с ними занимаются сексом иногда по обоюдному согласию. Разговаривают героини все время друг с другом, прелесть что такое. Не о мужиках, а о самом насущном - обучают друг друга, проводят обряды и колдовство всякое. А на заднем фоне вывозят телегами трупы мирных жителей. Ведьмы провели великий обряд, значится, кого-то там разбудили, но чтобы этот кто-то пришел, надо каменоломню старую трупами доверху наполнить. И тогда ведьмы выпустили на город генетически модифицированную чуму - она поражает только тех, в ком ведьминской крови нет. Эффективно и экономно.
И вот тут я споткнулась. Есть такой российский фильм - «Темный мир» называется. Там ведьмы и колдуны сошлись в яростной схватке за власть, и пока они друг друга лупили, встал вдруг простой человек и уничтожил артефакт, за который они дрались. Ни колдунам, ни ведьмам, сказал он. Этот мир принадлежит людям, черт возьми!
Так вот. Как справедливо заметила Рита, генетически модифицированная чума - это фашизм (нацизм, строго говоря, да ну ладно).
Почему я должна сочувствовать нелюдям, которых мы, люди, интересуем только в качестве расходного материала? Да, наверное, это здорово, ассоциировать себя с красивой могучей ведьмой. Но я знаю, кто я и что я.
И я переключилась на Седьмую руну.
Это российский сериал, что особенно приятно, свеженький. Действие там разворачивается на фоне ролевой полигонной игры! Можно начать придираться, конечно, что не будет лекарь говорить: «Ты получил лечение, воин из клана Синих ног, чем отплатишь лекарю?». Обычно говорят «Все, здоров». Но, с другой стороны, может быть лекарь сам по себе скрупулезная девушка и играет именно так.
И куча мистических событий происходит! И атмосфера! И среди героев тоже много женщин - Татьяна, энергичная журналистка; Вера-Июнь, главмастер игры по Калевале; медиум-девушка с той же игры, лихо водящая мотоцикл. В общем, в части антуража я пищала от восторга. Но, но. В аннотации пишут, что это «детектив с налетом мистики», но на самом деле наоборот - это мистика с налетом детектива.
Есть такой литературный анекдот про Чандлера, известного автора детективов. У него в одном романе маньяк по ходу дела убивает таксиста. Уже седьмого. Но внимательные читатели, вникнув в текст, заметили, что не бьется там. И автора спросили: Маньяк не мог убить вот этого седьмого таксиста, потому-то и потому-то. Ванну он в этот момент принимал, что тоже отражено в тексте. Так кто же его убил? Не знаю, честно ответил Чандлер. В этот момент в тексте нужна была яркая сцена убийства, я ее написал. Таким образом, жертва у нас есть, а убийцы нет.
Вот по такому же принципу построена Седьмая руна, что особенно удивляет - что-то, а детективы у нас снимают пачками и научились уж это делать хорошо.
Итак, по окончании сериала, имея в распоряжении все собранные вещдоки, показания свидетелей, намеки итд, можно выстроить следующую картину убийства Алисы Кротовой.
Она пошла с другом в бар, там ей позвонил Злодей, сказал, что все отменяется, настроение у нее испортилось, потом она на этой почве психанула еще, рассорилась с другом, убежала, встретила знакомого Очкарика, они приехали к нему домой, тут ей позвонил Гена и сказал, что есть маза, приехал за Алисой на машине Татьяны, отвез в лес, где ее, собственно, и выдали замуж в Похьелу. Физически это выразилось в том, что утром ее нашли мертвую на качелях над озером. Мистически это выразилось в том, что в ту ночь была Большая игра, и кто-то ее проиграл (ну или выиграл, если точнее. Выиграл ее смерть).
Ага. Так. Но дальше начинается полный бред. Приезжает следователь из Москвы (это еще не бред). Затем кончает с собой Любовник Алисы (его убивают тоже мистически). На полигоне его видят с выпущенными кишками на жертвенном камне (? Почему тогда других жертв впоследствии не видели там же?). У Очкарика находят улики и запирают в СИЗО. Татьяне удается отбиться - ее машина в ту ночь была в сервисе как раз. Мертвая Алиса бродит по полигону, пугает людей. Когда ее спрашивают, какого рожна, она отвечает, что будет здесь до тех пор, пока Он не решит иначе. Вот тут зритель в лице меня пришел к выводу, что соперником следователей в настоящий момент является кто-то из богов, и, ну… Как там говорил Шерлок Холмс? «Я борюсь со злом по мере своих сил, но сражаться с самим прародителем Зла было бы несколько самонадеянно с моей стороны». Кто у нас муж, как осторожно осведомился герой другого советского фильма.
Там есть хороший момент - на полигоне находят кровавые руны, которые ставили не мастера, все ссут кипятком, но потом приходят игроки, напуганные размахом событий, и говорят - мы это… квест на вампиров хотели сделать, руны наставили везде… а мастер же запретил потом. И ГМ бьется головой об сосну и воет: Какие вампиры в Калевале?!! Очень жизненно, да. Мы сами хотели вампиров сделать на ХИшках….
За каким-то лешим на полигон приезжает Злодей, бродит там, потом уезжает. Следователь получает ролик на телефон, там Алиса в том платье, в котором была в ночь убийства, кричит: Я не понимаю правил! Объясни мне правила игры! (Затем выясняется, что есть сайт, где люди спорят на что-нибудь, а проигравший снимает ролик на заказ. Там есть этот ролик, и некоторые другие, которые появятся в ходе расследования. Зачем-то приплели материалистическое объяснение; но следователь и усом не шевельнул, чтобы выяснить, с КЕМ спорила Алиса и второй потерпевший).
На полигоне гибнет еще один парень, игру сворачивают. Вот зачем это было сделано? Зачем, кстати, убили и Любовника Алисы - он вообще ничего не знал? Ну ладно бы он предсмертную записку написал, что это я ее грохнул, пустили бы следствие по ложному следу. При том если на полигоне чувачка видимо Алиса приговорила, то на Любовника кому-то надо было сыграть, а это дело рискованное и сложное. (А Гена невредимый все это время ходит на свободе, хотя по логике таких дел на НЕГО надо было сыграть, утром после убийства сразу).
Игру свернули, ГМ Вера-Июнь возвращается в город и обнаруживает, что это Гена увез Алису в лес. Она с ним разговаривает (!), и после этого Гена тут же умирает. Злодей ну вот никак не мог знать, что они поговорили. Здесь можно предположить, что Алиса утопила того игрока намеренно, чтобы игроки как раз вернулись в город и наткнулись на Гену, но откуда она знала, что в машине уже нашли парик, в котором Гена был в ту ночь? И что Вера узнает этот парик? И тут более тонкий вопрос - она таким образом пыталась помочь следователям раскрыть свое дело? А каким образом это связано с ее пребыванием между миром мертвых и живых? Что, пока убийство не раскроют, она успокоиться не может? (К живым уже однозначно не вернешься). Ответов на все эти вопросы мы не получаем, развитие событий выглядит нелепым и нелогичным.
Тут появляется еще одна линия, и сначала думаешь, что вот он, наконец, мотив Мужа из Похьелы. Там за два месяца до событий местные позарились на реликтовую заповедную рощу. Наверное, она была важна для местных духов, думает зритель, и таким образом они намекнули, что не надо туда лезть. Значит, не было никакой игры среди людей, это просто вот так отдалось в нашем мире игра на божественном кантеле. И Муж из Похьелы - кстати, кто он? Не надо добродушно полагать, что все зрители, как и герои фильма, могут строфами из этой поэмы садить наизусть, а это никак не объяснено - что там за бог, каковы его функции и характер.
Но тут опять облом! Губернатор, отец Алисы, не хотел (и это подчеркивается) в разработке этой рощи участвовать, и дело шло ни шатко ни валко, но потихоньку начали строить там. В фильме муссируется идея, что вот, Алису убили все-таки люди, чтобы повлиять на губернатора. Да ну? Губернатор показан мужиком жестким, он ведь понял бы, на что ему намекают. Он бы этого игрока из-под земли достал бы, а рощу принципиально не отдал бы никому.
К шестой серии сценарист пришел в изнеможение от полета собственной фантазии и окончательно отчаялся связать концы с концами. Он поступил стандартно - грохнул самую яркую героиню и свалил все на разработки проклятого КГБ.
Фи. Слабо, очень слабо.
То есть как первая ласточка, как первый блин комом - еще ничего, но повышать надо уровень.