Rise of the Tomb Raider: Тур в Китеж

Jul 27, 2022 22:14







Если проводить опрос о самом популярном герое игр, то явного победителя не будет. У каждого поколения геймеров и даже у каждой платформы (например, про Мастера Чифа и Нейтана Дрейка знать не знают на других платформах) есть свой герой. Но предположу, что выиграл бы Марио. Или Геральт. Но точно есть самая популярная героиня игр. Это - Лара Крофт.

Но у меня пути с Ларой не сошлись. Классическую линейку 2000-х я как-то пропустил. Немудрено, в 2000-х каждый год выходила пачка почти шедевров и шедевров. А потом появилась серия «Assassin's Creed», тоже про гробницы и скалолазание. И шансы, что я пройду игру про Лару, уменьшились еще больше. Я не особо понимаю логику, как можно брать «Tomb Raider» вместо AC. Вторые точно интереснее. Но я зацепил перезапуск «Tomb Raider» 2013 года, хотя не прошел. Игра вроде нормальная, но эмоций как-то не оставила.

И вот в 2022 году новых AC для меня не осталось (ладно, остались, но шедеврами французских мастеров я себя обычно радую дождливой осенью), и я все-таки добрался до еще одной игры про Лару. И не просто так. На 2022 год был запланирован самый странный порт с PS на PC, «Uncharted 4» (а три предыдущих украли в процессе). И я подумал, почему бы не сделать обзор-сравнение порта с похожей игрой, «Rise of the Tomb Raider» (2015). Но теперь порт «Анча» где-то потерялся, и я остался с Ларой. И не пожалел.

image Click to view



Сюжет и персонажи

События ROTTR продолжают события перезапуска 2013 года. Лара продолжает идти по конспектам своего отца и отправляется в Сибирь на поиски затерянного города Китеж. Однако на ее пути встают не только ловушки, пещеры и рашен винтер, но и международная ОПГ «Троица».

Хотя пересказывать и анализировать сюжет я не вижу смысла. Это - чистой воды «Би-муви» про искателей древних сокровищ с элементами фэнтези и классической «дэнбрауновщиной» про древние ордена, которые по совпадению прятались аж до современности и теперь оживились. И это хорошо. Это просто развлекательный и интересный сюжет, классика жанра. Сценаристка не стала грузить игроков философиями, духотой и тяганием сюжета за вымя, а просто написала крепкую историю. Хотя флэшбеки немножко подбешивали. Но тут примерно как в «Стреле» линия флэшбеков идет параллельно основному сюжету. И вообще с этим сериалом есть очень много общего, особенно в первой части перезапуска с островом в Тихом океане. Но это так, забавное наблюдение.

Кстати сценаристка - та самая Рианна Пратчетт. Честно говоря, я никогда не понимал хейт в ее сторону. Да, ее сюжеты не самые выдающиеся, просто середнячки. Но вот за «Overlord» я бы поставил ей памятник (правда, подозреваю, что тут ей помог папа). А на фоне современных сценаристов Рианна выглядит весьма неплохо. Потому критику сюжета я не понимаю. Для выбранного жанра «би-муви про древние сокровища» глупости и условности - это почти что важная особенность. Чего хотели критики? Драмы, слез, нытья и рефлексии АКА тягания сюжет за вымя? Немножко даже есть. А тогда чего хотели то? Кстати вроде как есть маленькая вариативность и можно пощадить злодея, который все равно быстро умрет. А можно не щадить. Итого мое мнение: сюжет - крепкий середняк.

Персонажей немного, что тут даже хорошо. Большинство из них шаблонны: злой злодей, хитрая злодейка, сайдкик, мудрец и так далее. Но остановлюсь на Ларе, потому что протагонист - главный персонаж в игре, как ни крути. Как я уже отмечал, я не люблю играть за протагонистов-женщин, потому что мне хочется ассоциировать себя с персонажем. А тут никак. Однако даже учитывая эту проблему, Лара из ROTTR мне понравилась. Идеальная женщина-протагонист. Красивая, но реалистично, неглупая, с адекватной мотивацией, приятным характером, дугой этого самого характера и силой воли. Главное, что не Мэри Сью и трудности именно превозмогает. Отличный пример, как надо делать всему игропрому.



Описания находок лаконичны, но их наличие и возможность узнать тайны артефактов - весомые плюсы

Лор и атмосфера

У ROTTR есть неплохой лор. Все связано с легендарным древнерусским городом Китеж. Правда, в игре Китеж переехал из Нижегородской области в Сибирь. Обидно, потому что я как раз недавно был в Нижегородской области, и там правда красивые места. А Сибирь в играх уже есть. «Скайрим» называется, его хватит всем. В обзорах профигрожура этот факт отмечали: «Фи, они не знают историю и вообще сделали клюкву». Да, клюква в сюжете есть. Но что, если я скажу, что над лором подумали. Например, история игрового Китежа основана на связях Руси и Византии, упоминается вторжение монголов, период СССР тоже раскрыт довольно вменяемо, без трэша. Так что мисс Пратчетт историю России все-таки изучила. Уважаем. Ну или создатели ROTTR нашли единственного в мире эмигранта из России, которого никак не могут найти для консультации другие западные творцы произведений про Россию. И этот эмигрант их проконсультировал.

Лор рассказывается и через предметы. Есть вообще книги и документы. В игре все в полном порядке со вниманием к деталям, фрески, барельефы, всякие советские приколы (несколько каменных Ильичей забавны). Все это создает отличную атмосферу. Ты прямо чувствуешь, что эта игра - про расхитительницу гробниц. Прямо сам себя расхитителем не чувствуешь, потому что нет редактора персонажа. Но тут ничего не поделаешь. Лара - это готовый бренд. Однако погружение все равно вышло отличным.

Игра 2015 года, но графика в ней весьма хороша. Вот что значит качественный арт-дизайн и микродизайн. За счет разных мелочей на локациях картинка и в 2022 году выглядит прилично.

image Click to view



Геймплей

Геймплей ROTTR я со своей колокольни емко опишу так: «Гибрид TLOU и Assassin's Creed». Нет, ну правда, у этих игр очень много общего, с ними я и сравню. Но пойду по порядку. Геймплей состоит из нескольких частей. Первая часть и селлинг-поинт игры - это скалолазание, когда нужно много лазить по разным объектам, чтобы пройти вперед. Сделано это хорошо, прямо как в старых частях AC. Хотя каких-то хитрых прыжков нет, процесс разнообразят специальные стены, по которым Лара поднимается на ледорубах (кстати прикольный концепт). А еще героиня может соскользнуть с уступа, за который держится, и приходится нажимать кнопку. Ну не настолько она крута как Эцио Аудиторе, что тут поделаешь.

Вообще специальные локации-подземелья с участками для скалолазания - это лучшая часть игры. Здесь и используются все гаджеты, и мозгами приходится пораскинуть, чтобы решить головоломки. Кстати головоломки не душные, что еще один плюс. Ну и самое главное - это особенный опыт. Пострелять и постелсить можно и в других играх, а после реформ АС стала лучше, но потеряла челлендж при скалолазании. В итоге игр со скалолазанием, которое дает челлендж, толком нет. Только «Tomb Rider». Каждое подземелье - особенное, есть довольно креативные. У каждого - своя история, которую рассказывают через записки и окружение.

Но в другие моменты АС заканчивается, и начинается TLOU. ROTTR - тоже стелс-экшн про выживач, крафт и превозмогание. Лара тоже атакует исподтишка, шарится по углам в поисках материалов для крафта и делает расходники. Но по сумме всего ROTTR разумеется на голову лучше TLOU. Разнообразие геймплея решает. Стелс ROTTR довольно простой. Увы, редко бывают участки, которые специально дизайнили для этого. Вроде я готовлюсь применять свой черный пояс по стелсу, а вот нет. Нельзя. Однако есть разные приколы для него вроде отвлечения врагов, ядовитых стрел и перков.

Увы, частенько ROTTR пытается быть CoD и устраивает обязательные перестрелки. Они какие-то странные. Стреляться с обычными наемниками еще ничего. Но вот бронированные джаггернауты превращают все в «Шоу Бенни Хилла», когда Лара бегает по арене и крафтит «молотовы», потому что джаггернаута пули не берут. Зачем вообще эти моменты игре про ловкость, стелс и жесткое выживание? Непонятно.

Зато есть полноценная прокачка. Каждая победа над врагом или находка артефакта дает очки опыта. RPG-элементы одобряем. Благодаря им больше проникаешься героиней, болеешь за нее, ведь сам ее прокачивал. А еще есть забавная механика, как Лара учит языки по надписям на стенах. Кстати о деталях. Коллекционная фреска «Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить» - это просто прекрасно. Молодцы дизайнеры, освоили советские мемы.

В ROTTR есть открытый мир а-ля «Dark Souls» (или скорее «Batman Arkham») с шорткатами и разным контентом. Его можно и нужно исследовать. Я обожаю концепт открытого мира в экшн-играх. Я не настаиваю, чтобы во всех играх был большой мир (шутка, настаиваю), достаточно просто крупных локаций для свободного исследования. Именно такой концепт реализован в ROTTR. Можно пройти по сюжету какое-то время и вернуться исследовать локации. Во-первых, ради прокачки. Во-вторых, ради собирательства. Каждый найденный артефакт в специальном меню можно поразглядывать, и к каждому прилагается небольшое описание. Некоторые можно изучить для получения дополнительных данных. Вообще внимание к деталям и даже местонахождению артефактов потрясающее. Все - по логике и по истории (хоть игра и фэнтезя). Еще есть целые второстепенные квесты. Они максимально простенькие по задумке, но за них дают навыки или костюмы.

Ну и последнее. В ROTTR есть «анчартед-моменты», когда Лара бежит вперед, все вокруг рушится, взрывается и так далее. Хотя мне не особо интересна кинематографичность в играх, это было прикольно. Особенно когда был босс-вертолет. This is old school, baby!



Недостатки

Впрочем, удалось в игре не все. Первая проблема - камера. Она слишком близко к Ларе для игры с платформингом. Это - не ад из GOW 2018, но неприятно. Камеру надо было вешать дальше от Лары, было бы удобнее.

Вроде есть открытый мир, но в нем есть бэктрекинг. Что-то не получится открыть с первого раза. Окей, но перемещение между вышками, пардон, лагерями тоже сделано неудобно.

С мрачняком на локациях перегнули. Да, я хотел новую «Одиссею». Шутка, но можно же разнообразить цветокор. Вот «Скайрим» как и ROTTR рассказывает про холодные земли, но какое там разнообразие цветокора и локаций. А тут все слишком мрачно. У меня в папке больше скринов из маленькой локации в Сирии, потому что она куда приятнее. Но это вкусовщина, естественно.

Про стрельбу я уже писал, я не особо понимаю, зачем из «Tomb Raider» пытались сделать CoD. Тем более, стрельба от 3 лица всегда немного странная по определению. Плюс эти джаггенауты. Экшон тут слабый. Кстати очень доволен тем, что как истинный покоритель «Dark Souls», «Sekiro» и «Elden Ring» играл на средней сложности. Зато не задушился.

Тут еще я понял, почему не люблю кинематографичность в играх. Ближе к началу была катсцена, как Лара идет по пещере, и тут все затормозилось. Жду, жду, ругаю разработчиков. Нажимаю на кнопку движения. И оказалось, что катсцена настолько плавно перешла в геймплей. Так что да, плавные переходы из мультика в геймплей - это не плюс, это может быть неудобно.

Но особенно я невзлюбил кинематографичность, когда в «анчартед-моментах» пролетал мимо цели, падал и так далее. Потому что игра меня подгоняла. Вот поэтому я ненавижу, когда игры водят за ручку. Но все не настолько плохо, спасибо щедрым чекпоинтам, которые в такие моменты раскиданы буквально на каждом шагу.

Полуоткрытый мир хорош. Но его дизайн подкачал. Тут тоже есть «вышки», открывающие предметы на карте. Однако эти «вышки» - те же предметы. В итоге были ситуации, когда зачистил кусок карты и только потом открыл предметы на карте. А собирать уже нечего.

Итог

ROTTR - весьма несовершенная игра с определенными минусами. Однако она мне искренне понравилась. Она - залипательная, и это - лучший комплимент для игры.

Моя оценка - 8,5 из 10

Я не могу назвать ее действительно абсолютно крутой и влепить 9 из 10, но она хороша. Мне понравились геймплейные приколы, механики, фишки. Понравились атмосфера и внимание к деталям. Даже не самые лучшие стелс и стрельба не так уж плохи. И особенно понравилось скалолазание. Я даже немного ощутил тот самый вайб из 2009 года от АС1 и АС2, когда для меня возможность в игре лазать по балкам в высоте была истинным откровением (ладно, я до того играл в «Принца Персии», но катарсиса не испытал). Еще раз, ROTTR - хорошая игра.

За «Tomb Raider» 2013 года браться не вижу смысла, а вот за сиквел «Shadow of Tomb Raider» 2018 года я обязательно возьмусь. Тут есть такой момент. Для меня в игре очень важен сеттинг. И с русским сеттингом ROTTR у меня, понятное дело, особые отношения. Я смотрел критически, было интересно, как его реализуют. А в сиквеле дело будет происходить в Южной Америке, и этот сеттинг мне просто нравится. Но на 2022 год у меня игровое расписание уже составлено, так что увижусь с Ларой уже в 2023 году.

обзор игры

Previous post Next post
Up