Mafia III: Большой обзор (часть 2)

Jul 16, 2021 12:59


В предыдущей серии: графика, геймплей, дизайн, открытый мир

Завязка сюжета

Происходит действие игры в Нью-Бордо (то есть, в Нью-Орлеане), в 1968 году. Линкольн Клэй только что дембельнулся из американской армии, а воевал он во Вьетнаме в составе спецподразделения. Клэй - сирота, сначала его в приюте воспитывал священник Джеймс, а потом он попал в негритянскую банду, где обрел друзей и приемного отца Сэмми (главаря банды). Линкольн хочет после дембеля начать спокойную жизнь, но решает помочь Сэмми провернуть пару дел. Тем более, банда должна денег итальянской мафии в лице местного дона Сэла Маркано. В итоге Линкольн подписывается на участие в ограблении денежного хранилища.

Все происходит удачно, но Маркано оказывается самым хитрым. Его люди убивают в баре всех причастных к ограблению (Сэмми и остальных друзей Клэя), забирают деньги, поджигают бар и в итоге сваливают вину на убитых. Сам Клэй при нападении получает тяжелое ранение. И сгорел бы он в баре с остальными трупами, но его спас Джеймс.

Выздоровев, Клэй начинает свою месть. Для этого он при поддержке Донована, друга из ЦРУ, объединяется с криминальными авторитетами, которые недовольны Маркано. И цель игры - убить Маркано.

image Click to view



Сюжет и постановка



От сюжета я особо не ждал ничего. И я был очень приятно поражен. Во-первых, постановкой. Историю подают как документальный сериал про войну Клэя с мафией в 1968 году, снятый в наше время. Постоянно события комментируют три персонажа: агент ФБР Магуайр, священник Джеймс и агент ЦРУ Донован. У каждого - свой взгляд на событий, своя позиция. Магуайр видит в Клэе преступника, Джеймс - своего воспитанника, а Донован - союзника по опасному бизнесу. И это все для меня выглядело просто чертовски круто.

Честно говоря, не припоминаю подобные приколы в играх. В «Ведьмак 3» о судьбе героев после концовки рассказывает не Геральт, а Лютик, но на это не обращаешь внимание. А тут как настоящий документальный сериал.

А еще Магуайр появляется в забавных катсценах, если провалить сюжетную миссию.

Основной временной период, 1968 год, тоже умеет удивлять. Постановка сцен, мотивация персонажей, их действия - все на высоте, все интересно. Сюжет не так уж прост, и встречаются сюрпризы. Очень часто какую-то мелочь раскрывают с новой стороны, например, оказывается, что в том самом ограблении все было не так просто. В общем, для меня сюжет «Mafia 3» - это однозначный «лайк». Да, не так уж сложно, нет пафосной глубокой морали, «которую поймут только избранные» (с). Но работает и увлекает. Лайк.

image Click to view



Персонажи

«Mafia 3» - это тот случай, когда сюжет украшают персонажи. Они тут колоритные, с яркими характерами.

Линкольн Клэй - главный герой, который стал для меня сюрпризом. Сначала мне казалось, что это будет черный Данила Багров. Ну а что, дембельнулся после войны, а потом из-за родственника начал применять навыки солдата в мирное время против бандитов. Но в итоге Клэй раскрылся с неожиданной стороны. Он оказался весьма умным и хитрым парнем, который смог создать правильную (пусть и небыструю) стратегию борьбы с Маркано и объединить три враждующих ОПГ, став парламентером между ними. Клэй умеет быть убедительным и дипломатичным. За умного и целеустремленного персонажа просто приятно играть. Так называемые обзорщики, которые ругали Клэя, отмечали два его минуса. Первый - «тупой качок». Видно, что эти люди игру не проходили. Второй - жестокость. Эта претензия логична, но лично мне даже понравилось играть за такого почти что злодея. Да и его действия всегда обоснованы сюжетом.

Кассандра - лидер первой союзной ОПГ, гаитян. Настоящая сильная женщина, которая руководит не просто так, а с помощью хитрости. И очень удалась атмосфера общения с ней. Кассандра - жрица вуду, она умеет нагнать жути, и есть в ней что-то зловещее.

Томас Берк - лидер второй союзной ОПГ, ирландцев. Казалось бы, стереотипный ирландец из масскульта, дебошир, сквернослов и алкоголик. Но затем он раскрывается как самый человечный персонаж, которого становится жалко, и ему искренне сопереживаешь.

Вито Скалетта - лидер третьей союзной ОПГ, итальянцев, которые выступили против Маркано. Как я писал раньше, я не являюсь большим фанатом «Mafia 2» и Вито персонально. Но появление Вито в «Mafia 3» меня очень порадовало. Было очень приятно увидеть со стороны персонажа, за которого ты в свое время играл, узнать, что с ним случилось за эти годы. Да и раскрытие Вито тоже порадовало. Он с возрастом стал опытные, мудрее и циничнее, однако он - тот же Вито. Его появление - как праздник.

Джон Донован - агент ЦРУ, друг и сослуживец Линкольна. Отличный колоритный персонаж, сочетающий искренний патриотизм и благообразную внешность с полной аморальностью. Это Донован курирует (разумеется, полностью незаконную) войну Клэя с мафией и мотивирует его сражаться дальше. Плюс, показана их настоящая дружба с шутками и хохмами. Кстати, Донован - герой интригующей сцены после титров. Задел на сиквел?

Отец Джеймс - священник и воспитатель Линкольна. Просто добрый мужик, который пытается убедить Клэя остановиться и вернуться с честной жизни. Он и Донован - два полюса на моральном компасе Линкольна. Если хотите, как ангел и черт на плечах. Джеймс убеждает Клэя остановиться, Донован - идти вперед по трупам к мести.

Сэл Маркано - главный антагонист игры, дон местной итальянской мафии. Всю игру он мне казался каким-то нехаризматичным просто злодеем. Но потом я понял, что так и надо было. Все-таки более жесткий и умный дон вряд ли проиграл бы войну Клэю и его синдикату. Но финальный монолог Маркано очень хорош. Вот так надо раскрывать антагонистов.

Встречаются очень интересные детали. Например, в финале появляется один очень интересный молчаливый водитель. Такая тонкая отсылка - это круто.

Также буквально каждому дружественному эпизодическому персонажу постарались прописать пару черт характера или биографии. Например, встречаются жуткие истории из их жизни, эффект почти как в «Dark Souls». Как говорили про «души», надо «prepare to cry». Даже мелких управленцев из сети Маркано раскрывают. Например, рассказывают, что у директора склада жена беременная. И как-то не хочется его убивать, лучше его завербовать.



DLC

Также в издание входят три сюжетных дополнения. И они - один из лучших аспектов игры. Как минимум, дополнения удачно сочетаются с основным сюжетом и не противоречат ему. Вроде это - мелочь, а даже в «Ведьмаке 3», лучшей игре в истории после 2015 года, не смогли подвязать DLC так, чтобы они органично вплетались во всю историю оригинальной игры.

Их можно и даже нужно проходить во время основной кампании, разбавляя ими медитативный геймплей.

1) Faster, Baby!

Разухабистое дополнение для тех, кому стало скучно в основной игре. Это какой-то «Saints Row». Но «Saints Row» - это круто. Главному герою нужно сразиться со злым шерифом Спрингфилда (да, как в «Симпсонах», даже гигантский пончик в городе есть). Вроде простое и короткое дополнение, а раскрывает историю Клэя за счет любовной линии.

2) Stones Unturned

Дополнение в стиле классических кинобоевиков, шпионских фильмов и «Call of Duty». Много стрельбы (даже из стационарного пулемета дадут пострелять), экзотические сеттинги, злодей с атомной бомбой. Отличное приключение, плюс раскрыли загадочного агента Джона Донована.

3) Sign of the Times

Это - лучшая часть игры. Во-первых, на полную катушку раскрывается мистический сеттинг Луизианы, и вообще в плане атмосферы дополнение смотрится очень сильным. Во-вторых, сюжет. Начинается он стандартно, но в конце оказывается, что нам показали одну из самых жестких историй в играх. В-третьих, очень опасные враги, которые дают прикурить и заставляют больше думать. В-четвертых, можно прокачивать дом героя и вкладывать в него заработанное. Визуализация прогресса - это хорошо.



Концовки и мораль

Казалось бы, в «Mafia 3» очень простой сюжет про месть, который заканчивается убийством главного злодея. Но такие сюжеты обычно стараются дополнить иначе. Например, какими-то интересными моралью и идеями. Это есть и в «Mafia 3».

Это игра не только про месть. Она про то, как месть может изменить человека, и она задает вопрос: «Получается, зло может победить только другое зло?»

Клэй борется с мафией Маркано, создавая свою мафию, которая занимается тем же самым. Клэй станет новым Маркано или сохранит свои принципы? Или он попытается оставить все позади и начать новую жизнь?

Именно этот выбор дают сделать игрокам в конце. И тут снова похвалю разработчиков. Все 3 (скорее, 5) концовки получились равноценными.

1) Каноничная концовка - особо не сомневаюсь, что именно этот вариант сделают каноном, если выйдет «Mafia 4» (а намеки на разработку есть). Линкольн решает послушать отца Джеймса и скрывается, чтобы начать честную жизнь честного гражданина. Он смог найти в себе добро. Где он, что с ним, неясно, но против закона он уже не идет. Правда, остаток жизни Клэй вынужден прятаться. Но тут еще вопрос, кому достанется Нью-Бордо. Есть 3 варианта, три концовки в рамках этой.

1-1) Кассандра доведет Нью-Бордо до полного цугундера из-за ее войны с другими группировками и государством, а сама пропадет без вести.

1-2) Томас Берк будет править как обычный мафиози, потихоньку воюя с другими бандами. В одной из таких войн он и погибнет.

1-3) Вито Скалетта приведет Нью-Бордо к экономическому процветанию, и его дальнейшая жизнь будет скорее счастливой. Как минимум, он доживет аж до 91 года. Для мафиози это - грандиозный успех.

2) Честная концовка - все это время Клэй, идя по пути мафиози, все больше становился похож на Маркано своими действиями. В этой концовке он не остановится и окончательно станет как Маркано, после победы убив соратников, которые ему помогли. Правда, своей победой Клэй насладиться не сможет. Отец Джеймс спас его тогда, но сейчас священник исправил ошибку и взорвал машину с Линкольном. Завершает эту концовку пронзительный монолог Джеймса о пути Линкольна.

3) Счастливая концовка - здесь Клэй тоже выбирает путь мафиози, но вовремя останавливается и остается собой, умным, дипломатичным и честным. Он шел вместе с соратниками раньше и готов идти с ними рука об руку и после победы. Теперь Клэй договаривается с Комиссией мафии и начинает править Нью-Бордо вместе с соратниками. Клэй оказался очень успешен. Он правил Нью-Бордо с 1968 года, минимум, до 2016, занимаясь благотворительностью, а город процветал. Чем не счастливый конец? Но финальные монологи Магуайра и Джеймса заставляют еще раз задуматься о том, кем стал Линкольн в итоге.



Геймдизайн и прохождение

И вот пора поговорить о прохождении «Mafia 3». Предыдущие игры серии были жестко линейными с набором последовательных миссий. Здесь четкие линейные миссии тоже есть. Правда, между ними приходится зачищать аванпосты с бандитами. Да, для основного прохождения. Прошел сюжетную миссию? Побегай по аванпостам и только потом тебя пустят дальше по сюжету.

Есть тупой миф про игры «Ubisoft». Дескать, там надо для прохождения зачищать аванпосты. Нет, не надо (ладно, есть пара подтверждений на десятки опровержений).

А вот в «Mafia 3» надо. За это игру ругают до сих пор.

А вот мое мнение будет чуть иным. Да, такая структура - ошибка. Игра с линейными сюжетными миссиями и с аванпостами как дополнительным контентом все-таки была бы лучше. Это была бы заявка на шедевр.

Но я не вижу тут «прям ужас-ужас».

Во-первых, «аванпосты» вышли аутентичными. Есть притоны, бордели, склады с оружием и так далее. Каждый чувствуется иначе. Во-вторых, они подкреплены лором, игроку рассказывают, что происходит на каждой точке, кто ими руководит. На земле есть бандиты и коммерсы. Они ходят под управленцами мафии. А те - под капо. Вот и надо разрушить эту пирамиду. Логично. В-третьих, это - настоящий симулятор бандита. Вышло самобытно, показаны трудовые будни бандита, который щемит конкурентов и накрывает их точки. В-четвертых, это - честный подход. Я знаю, ради чего играю. После аванпостов всегда происходит что-то интересное. В-пятых, предыдущие части серии тоже не были драйвовыми как условная «CoD». Вторая вообще разогревалась во второй половине сюжета. Третья часть просто странным образом продолжает традиции.

image Click to view



Скука

Буквально все говорили, что «Mafia 3» будет скучной.

Так и вышло. Пару раз по несколько минут. Ну, еще пару накинем.

В остальное время я получал от игры удовольствие. Она получилась удобной, даже не душила. Единственный спорный момент, зачистка аванпостов, в итоге не оказалась утомляющей. Более того, я авторитетно заявляю, что «Mafia 3» была для меня интереснее той самой «RDR 2» с высочайшим рейтингом. Что в голове у людей, которые считают однообразные многочасовые поездки на лошади интереснее движухи с аванпостами, не понимаю. «RDR 2» однозначно вгоняла меня в большую скуку, чем «Mafia 3».

Если считать пройденные мной ААА-игры нашей эры (выходившие где-то с ~2013 года), то самой скучной я назову TLOU 2. Кампания за Эбби - это душнейший ад, на фоне которого «Mafia 3» - чистый аттракцион. А почему? Потому что в «Mafia 3» есть хорошие сюжет, великолепная атмосфера, персонажи, за которыми интересно следить. Плюс немало механик, за счет которых геймплей можно разнообразить. В конце концов, ты на что-то в игре влияешь, делаешь выборы, получаешь свою концовку.

Ладно, «Mafia 3» нельзя назвать драйвовой. Но скучной - тоже нельзя.

Итог

Для меня «Mafia 3» - это игра с ярко выраженными плюсами и минусами. Минус - это спорный геймдизайн. Игра слишком медитативная. С графикой странности. Но плюсов хватает, и они очень яркие. Атмосфера, персонажи, сюжет, открытый мир, его проработка и прочие мелочи. В этой игре ты четко видишь и знаешь, про что она, и что в ней надо делать.



Моя оценка: 8 из 10 баллов.

«Mafia 3» многие невзлюбили, потому что она оказалась слишком экспериментальной для очень консервативной и культовой серии. И просто многое сложилось против нее (баги и неудачный маркетинг). Но я взглянул на «Mafia 3» свежим взглядом и увидел колоритную и самобытную игру, которая заслуживает внимания, потому что аналогов по сеттингу и атмосфере нет. Ну, может, «GTA: VC» из мезозойской эры.

Я получил от нее удовольствие.

Для 2021 года игра 2016 года выпуска выглядит очень даже хорошо.

Все больше ходят слухи про «Mafia 4» от тех же разработчиков. Если они учтут ошибки третьей части и сохранят то же внимание к сюжету, атмосфере и мелочам, то получится шедевр. Тем более, таких игр сейчас не хватает.

обзор игры

Previous post Next post
Up