Cyberpunk 2077: Между великим и смешным

Feb 16, 2021 20:52

image Click to view




Пролог

Помню, в 2018 году, когда начался хайп вокруг «Cyberpunk 2077», я придумал одну шутку. Она тогда показалась мне очень смешной, и я переслал ее тем друзьям, которые разбираются в играх. Они шутку поняли и посмеялись над ней, потому что тайный смысл выражения «польский шутер» мы все знали. Но друзья и даже я тогда не знали, насколько эта шутка окажется близка к истине. Шутка звучала примерно так: «Да что про этот Киберпанк говорить, очередной польский шутер получится».



Cyberpunk 2077, хайп и я

Зайду чуть издалека. «Ведьмак 3» от CDPR - одна из самых моих любимых игр в принципе. От нее я в свое время получил массу удовольствия. Да и объективно эта игра - великая. Для 2010-х уж точно.

Но к следующему проекту CDPR, к Киберпанку (буду называть его так), мое отношение было очень спокойным. Я ожидал, что это будет большая игра с отличным сюжетом. Но я не ждал ничего великого. Возможно, дело в сеттинге. Я не очень люблю тот вид сеттинга киберпанка, где про грязь и аугментации. Более высокий киберпанк вроде «Бегущих по лезвию» мне нравится. Для меня философские идеи и визуальная красота тех же «Бегущих» круче историй про то, как люди вставляют в себя железки. Но, как говорится, change my mind.

И выражение «я не ждал ничего великого» тут оказалось ключевым. Потому что Киберпанк - одна из самых неоднозначных в плане общественного мнения игр 2020 года. Я думал, что по скандальности она не догонит TLOU 2, вокруг которой были настоящие войны. Но смогла.

Сейчас в интернетах крутятся два полярных мнения о Киберпанке. Первое: игра гениальна, равна «Ведьмаку 3», 9,5 из 10, 10 из 10. Второе: игра просто отвратительна. Некоторые альтернативно одаренные блогеры вообще стали включать Киберпанк в списки худших игр года, что, забегая вперед, совершенно неправильно.

Так что я решил сам посмотреть, что же такое Киберпанк. И потому, что мне в нее не очень-то сильно хотелось поиграть. Тут старик Гегель, читая это, подавился бы чаем от нелогичности аргументов. На самом деле, логика тут есть. Я очень хотел поиграть в «Ведьмак 3» и ждал выхода всех дополнений, чтобы сесть за игру и пройти ее в полностью законченном виде от начала и до конца. Потому что проходить игру с перерывами - своеобразное занятие. К тому же, я не исключаю, что очередной патч может сломать старые сейвы. Нет уж, для меня лучше проходить что-то важное для меня целиком.

Плюс, я же не профессиональный игрожур, чтобы лихорадочно проходить игры сразу после выхода.

Поэтому я присмотрелся к критике Киберпанка, сел за него, прошел и готов  написать свое независимое мнение об этой игре. Я постарался быть именно что нейтральным, потому что субъективности тут будет много. Да, я кое-где буду сравнивать Киберпанк с другими играми, что кажется немного неспортивным. Но эти игры довольно таки старые, как минимум, выходили раньше основной фазы разработки Киберпанка.

Играл я на ПК в версию 1.12 в феврале 2021 года. Это важно в одном пункте.

Как выглядит? Интерфейс и графика

Всегда встречают по одежке, как говорит народная мудрость. И тут у Киберпанка все плохо.

Это - мое мнение и мой взгляд на игры, но я всем сердцем ненавижу интерфейс Киберпанка. Он ужасен с точки зрения эстетики и дизайна.

Начну с эстетики. От такого количества розового и его неудачных сочетаний с другими цветами (например, фон - не черный, что было бы лучше, а тоже розоватый) меня просто тошнило. От вырвиглазных цветов просто болели глаза. Самое смешное, какого черта тут столько розового? Рекламный цвет Киберпанка - желтый. Он как-то благороднее и приятнее. Например, я в Нью-Вегасе провел немало часов с интерфейсом темно-желтого цвета. Самое смешное, что палитра в режиме хакерской атаки - желто-черная и красивая. Вот то, что нужно было. Почему все розовое?



Выбор снаряжения

С точки зрения дизайна интерфейс тоже странный. Общую схему скопировали с «Ведьмак 3», перекрасив в отвратительную палитру. Например, общая схема меню и еще некоторые детали взяли оттуда. Однако нововведения какие-то неудобные. Та же система прокачки выглядит очень плохо и странно. Привет отвратительной палитре, из-за которой не разберешь, что там и где. Вот насколько было круто и эргономично окно прокачки в «Ведьмаке 3», настолько неудобно окно у его «потомка». Выбор оружия и снаряжения забит цифрами, что тоже такой себе дизайн.

Интерфейс в геймплее странный. Например, когда игрок наводит курсор на предмет, внезапно всплывает здоровая закрашенная плашка, которая сначала пугает. Большой привет от TES и Fallout, где все сделано лаконично. Из врагов выпадают «циферки» урона. Тоже красиво? Нет. Скажу больше, в «Watch Dogs 2» от Ubisoft интерфейс и киберпанковый, и удобный. Вот так надо.

Ладно, я выше был субъективен. Но сейчас я покажу объективное доказательство. Я люблю игры с открытыми мирами, играл во многие, но такой отвратительной карты я нигде не видел. Во-первых, снова привет палитре. Во-вторых, какой сверхразум придумал делать вот такое 3D? Карта совершенно неудобная. Она ужасна.



Уберите детей и эстетов от экрана, пожалуйста. Ладно, уже поздно

Зато графика и техническое состояние меня удивили с положительной стороны, потому что я наслушался и начитался про них немало. Не являюсь обладателем атомного ПК, поэтому играл на средних настройках. И все выглядело нормально.

Никаких адских багов не заметил. Скажем так, у меня с ними сложился некий пакт. Я их намеренно не ищу, а они мне на глаза не попадаются. Я просто играл в Киберпанк так, как задумали разработчики, и не выходил за рамки квестов, не следил на НПС и так далее. И все было нормально.

Ладно, бывали случаи, что кто-то застревал в стенах, машины на дороге вели себя неадекватно. Но скажу так, я играл в «Скайрим» без патчей и в «New Vegas». Вот там были настоящие баги. Например, некоторые квесты можно было пройти и сдать только с помощью консоли. Так что истерию именно вокруг работающей версии для ПК (то, что игра не работала на консолях, это - другой разговор) я не понимаю. Зумеры опять ноют на пустом месте.



Примерно в таком стиле создан Найт-Сити

Но кое-что я сам поругаю. Сотни миллионов инвестиций ушли на разработку Киберпанка, и графика там точно не лучше, чем в «Ведьмаке 3». Кстати, в последних приключениях Геральта лицевая анимация и вообще лица персонажей выглядят приятнее и вообще лучше. Ночная графика странная. Но вообще графика в Киберпанке терпимая, звезд не хватает, но и не ужасная.

Тут еще скажу о музыке и звуке. Саундтрек отличный, чистый киберпанк. Особенно понравилась тема главного меню. Вот так надо настраивать на драйвовое приключение.

Про что игра? Сюжет и персонажи

Вот чем Киберпанк искупает свои грехи, так сюжетом. CDPR подтвердили свой уровень как мастеров сценария.

При всей любви к «Ведьмаку 3», у его сюжета были некоторые недостатки. Как минимум, немаленький порог вхождения. Да и по ходу действия были странные места. Сюжет Киберпанка в чем-то даже лучше. Он - отличный. Лучший сюжет в играх 2020 года.

Начинается сюжет практически как неонуарный детектив-боевик от лица мелкого бандита, а потом раскручивается все сильнее. В нем есть место и философским, и этическим, и политическим спорам, и каждая сторона получает свою «трибуну». Спойлерить его я не хочу, и это будет довольно трудно, потому что статусы персонажей и сами персонажи часто меняются. Сюжет вышел очень драйвовым, насыщенным, непростым, и мне очень понравился. Только пролог из-за своей краткости и странности выглядит инородным телом, но для меня его краткость - это скорее плюс.

Хороший сюжет не может обойтись без интересных персонажей, и они тут есть. Начну с главного героя по прозвищу «Ви». Он (или она, но я играл за мужчину) может, на первый взгляд, показаться болванчиком без собственной внешности. Но это не так. Кое-какой характер Ви выдали. Он - обычный бандит средне-низкого звена, в меру слабый, в меру четкий. При этом циничен и неглуп. Отличный герой для такой игры, в роль которого игроку нетрудно вжиться, и он не является пустой оболочкой.

На втором и более далеких планах тоже хватает колоритных героев. Например, лучший друг главного героя Джеки (которого в сюжете мало, к сожалению). Много коренных японцев, которые действительно отличаются от жителей США 2077 года.

image Click to view



Конечно же, главная звезда здесь - Джонни Сильверхенд, внешность и голос которому подарил Киану Ривз. Сыгран и озвучен он отлично, поэтому играть стоит именно с английской озвучкой, чтобы насладиться игрой Ривза. Джонни - проработанный до мелочей и неоднозначный персонаж. Настоящий революционер и Че Гевара войн с корпорациями (вот для такого образа и нужна внешность Ривза), который вообще не отличается гуманизмом и милосердием. Настоящий воин.

Никакой это уже не спойлер, что Джонни поселится в голове Ви как призрак и вторая личность. Сюжет про борьбу двух личностей от разных людей в одной голове мне всегда нравился, и я хотел увидеть его реализацию на высоком уровне. Я дождался. Показано это отлично. Ви и Джонни постоянно общаются между собой, и наемник может либо максимально игнорировать призрак в голове, либо общаться и узнавать Джонни и его интересную судьбу и философию. Вот и получается эдакое «бадди-муви» про двух напарников.



Панам Палмер собственной персоной

Конечно же, CDPR не забыли про романтические отношения для героя. Тут можно познакомиться поближе с тремя женщинами, Панам Палмер, Джуди Альварес и Мередит Стаут. Тут сценаристы немного отошли от классической системы, про которую еще Джи-Джи говорил в старом ролике про то, что для романа всегда предлагают одну нежную и одну жесткую женщину.

В Киберпанке эти героини более многогранны, со своими особенностями. В моем прохождении повторилась ситуация, которая у меня была в «Mass Effect». Из всех опций для романа мне вообще не нравились все, кроме одной. Но последняя - не меньшее зло, она очень даже понравилась. Так и здесь. Джуди недоступна для героев-мужчин, да и не надо. Мередит то ли уже слишком «MILF», то ли плохо выглядит для своего возраста. Зато Панам - мое почтение. И очень красивая, и колоритная, и с интересным характером. Я бы вообще сказал, что для меня Панам - самая красивая женщина в играх CDPR наравне с Анной-Генриеттой. Как говорится, change my mind.

Хотя у меня остались субъективные претензии к концовкам. Какие-то они неопределенные, что ли. Если Ви точно не появится в продолжении (если оно будет), то можно было сделать законченный финал. Вот и получается, что самая четкая концовка - самая-самая плохая. Хотя самая хорошая неплоха.

Как играть? Геймплей и возможности

Пора уже переходить к геймплею. Который начинается с панели создания персонажа. Я обычно люблю поиграть с редакторами внешности, но тут он какой-то неудобный. Вроде бы детали внешности управляются ползунками, но я не заметил корреляцию между ними. Показатель «Нос - 20» не означает, что это будет длинный нос. Да и вообще неудобное это меню. Так что я только чуть-чуть поколдовал над внешностью. В итоге у меня случайно получился плюс-минус Папу Гомес из «Севильи», и я решил остановиться и дальше не страдать с не особо удобным редактором.



Алехандро "Папу" Гомес после ухода из "Аталанты" решил сменить профессию

Затем идут несколько миссий с завязкой и обучением, и начинается движуха в открытом мире.

Место действия - это мегаполис Найт-Сити и окружающие его дачные поселки в пустыне. У меня впечатление о городе неоднозначное. С одной стороны, он - отлично проработанный. Как яркая и увлекающая декорация он работает. Найт-Сити - очень реалистичный. С другой стороны, создавая этот город, разработчики слишком увлеклись созданием атмосферы деградации. Да, центр интересный и похож на Гонконг из «Sleeping Dogs». Но все остальные районы (кроме пустыни) какие-то одинаковые. То есть, они чем-то различаются, но визуально что один район - помойка, что другой. И каких-то достопримечательностей нет. Тут можно возразить, что город - вымышленный, но это не мешало Новиграду и Туссенту из «Ведьмака 3» и быть интересными, и включать в себя достопримечательности. В итоге Найт-сити - это добротная локация, но не что-то особенное.

Киберпанк - это именно шутер в своей основе (польский шутер, хе-хе). Проще всего будет проходить игру путем стрелка. И как шутер Киберпанк странный. Оружие не чувствуется, урон по врагам не чувствуется, они впитывают урон как губки. Даже рукопашный бой какой-то нереалистичный, что ли. Я не буду сравнивать Киберпанк с чистыми шутерами. В GTA IV 2008 года чувствовалось не только оружие. Каждое попадание в противника, особенно, в руки и ноги, как-то отзывалось на нем. Противник на это реагировал, падал, ронял оружие. А тут - никак.



Окно прокачки. Эх, у Геральта все было гораздо лучше

Но разработчики, зная это, сделали иные пути ликвидации супостатов. Во-первых, рукопашный бой. Не очень понимаю, зачем, особенно, на высоких уровнях сложности лезть на врагов с пушками с катаной наперевес, но почему бы и нет. Тем более, кто-то может «делать грязь» с катаной.

И это еще не все. Как в других РПГ, тут есть пути воина (стрелок и рукопашный боец), мага и вора. В «Ведьмаке 3» от тех же CDPR эта система была в зачаточном состоянии, но тут ее развили. Правда, не до конца, и чистым магам с ворами придется нелегко.

Местная магия - это хакерство. Можно по мере прокачки взламывать камеры, системы и даже самих врагов. Можно дистанционно взорвать гранату. Советую именно путь хакера, он самый веселый. Я играл как маг-хакер, но еще прокачивал огнестрел, потому что стрелять все равно надо. Правда, хакерство состоит из не очень удобных, да и интересных мини-игр. Да и вообще, в «Watch Dogs» хакерство местами было даже как-то интереснее.

Путь вора или, скорее, ниндзя более скучный, но рабочий. Враги не очень умные, и убирать их просто.

По поводу прокачки даже сказать нечего, средняя она. Просто надо выбрать свой стиль и качать навыки, которые подходят для него.

Сюжетные миссии вышли интересными, даже иногда превращаются в аттракционы как в «CoD», чего «Ведьмаку 3» не всегда хватало. В плане постановки CDPR даже продвинулись. Но во второстепенных миссиях случился регресс. Если в «Ведьмаке 3» каждая миссия по охоте на чудовище могла заткнуть за пояс целую игру по сюжету, то тут все беднее. Есть миссии про наследие Джонни, есть охота на машины, и бывают небольшие «заказы».

Да, мир тут похож на игры от «Ubisoft». Но для меня это - совсем не минус. Наоборот, Киберпанк - это симулятор бандита, который мы заслужили. Все эти активности с ликвидацией других бандитов и мелкие заказы - это не потому, что CDPR объединились с Ubisoft, чтобы довести пацанов из IXBT до психоза и дурки. Каждая такая активность лучше показывает быт и образ жизни героя и раскрывает его и сеттинг.

Правда, в итоге вариативности не так уж и много. Но ждать иного от ААА-игры в открытом мире теперь уже не приходится. Каждый ресурс - на счету, все надо включить в продукт и показать игроку, никаких побочных линий, на которые придется тратить человеко-часы. Ради вариативности надо играть в глобальные стратегии. Там каждая кампания будет уникальна.



Квартира Ви. Весьма уютное и удобное место, куда придется много раз приходить

Эпилог

Из всего, что я тут написал, понятно, что для меня Киберпанк - весьма неоднозначная игра. В ней было много хорошего, но и плохое тоже было.

И моя оценка будет эксклюзивной.

7,5 балла из 10

Для меня 8 баллов - это очень хорошая игра, которой чего-то не хватило, но это - образец для других игр. Такое про Киберпанк я сказать не могу, потому что тут есть конкретные минусы.

Но 7 баллов для меня - это добротная, но проходная игра, от которой есть удовольствие, а потом она забывается. Такое про Киберпанк я сказать не могу, он точно выше 7 баллов.

Вот и получается, что Киберпанк я могу оценить на 7,5 баллов.

Пожалел ли я, что сел за Киберпанк? Нет. Могу я его рекомендовать? Да, но позднее, когда его починят и довезут еще контент. Это - очень интересная и необычная игра с отличным сюжетом. Да, есть минусы у той же боевой системы. Но в самой игре все работает как единый увлекательный механизм. Мне было интересно играть (но мод на интерфейс все-таки необходим). Великая это игра? Увы, нет.

Киберпанк - это для меня самая интересная игра 2020 года из всех, про которые я что-то знаю (например, в «Ghots of Tsusima» я поиграть не могу, но заочно он мне нравится). В чем-то даже самая лучшая в году. Особенно, если не учитывать ремейки 2020 года, вроде ремейка «Мафии».

Тогда определенно лучшая. Киберпанк - по-настоящему особенная и увлекательная игра. Да, с существенными минусами. Но какой был год - такая и лучшая игра.

обзор игры

Previous post Next post
Up