"Ведьмак" от Netflix: первый научный обзор (часть 5)

Jan 12, 2021 21:21


Часть 1: Продюсер, визуал и графика

Часть 2: Костюмы, грим и расы

Часть 3: Бестиарий, магия и контент 18+

Часть 4: Кастинг и персонажи

«Ведьмак» от Netflix - практически уникальный сериал. Есть сериалы-антологии, в которых каждый сезон - отдельная история отдельных персонажей. Общие у сезонов только вселенная и концепции сериала. Иногда могут появляться персонажи из прошлых сезонов.

Так вот, в одном сезоне «Ведьмака» - три совершенно разных истории в разные временные промежутки, которые только иногда переплетаются между собой. И понять, что по хронологии вселенной идет раньше, а что - позже, может только поклонник вселенной.

В каждой серии - 2-3 совершенно отдельные линии, которые иногда соприкасаются. И когда я буду писать, хорошая серия или плохая, я буду иметь в виду только линию рассматриваемого персонажа в данном блоке.

Из трех линий я решил начать с линии Геральта. Она наиболее близка к первоисточнику, и сериал начинается с нее.

О, эта картинка еще появится.



Линия Геральта

Серия 1



Первая сцена первой серии сериала - битва Геральта с кикиморой в болоте ночью. Что же, сериал пытается «зайти с козырей» и сразу показать, примерно о чем он. С другой стороны, именно тут не хватило вступления с закадровым голосом. Да, это считается «запрещенным приемом», дескать, надо все показывать иначе. Но вселенная Сапковского не так уж проста. Можно было сделать вступительное слово о том, кто такие ведьмаки, и что происходит в мире. Понятного объяснения именно в сериале для новых зрителей не было. Между прочим, в польском сериале сделали полноценную предысторию Геральта, где объяснили все.

image Click to view



После победы над кикиморой ведьмак отправляется в городок под названием  Блавикен, чтобы продать там шкуру монстра и выручить несколько монет за свой трофей. Здесь, в местном трактире, он знакомится с девушкой по имени Ренфри. И тут мы понимаем, что это будет экранизация рассказа «Меньшее зло». Этот рассказ справедливо считается одним из лучших. В нем раскрывается серая мораль вселенной, а Геральт сталкивается с выбором, отказывается его делать, видит последствия нерешительности и судорожно пытается все исправить.

Выбор этого рассказа неоднозначен. Есть же рассказ «Ведьмак», идеальный «пилотный» эпизод, в котором показывается ремесло ведьмаков, серая мораль вселенной, ее неоднозначность. Все, чтобы и заинтересовать зрителя, и показать возможности сериала.

Тут все идет по книжному сценарию, появляется маг Стрегобор, который просит убить бывшую княжну Ренфри. Но теперь мотивация изменилась. Если в рассказе Стрегобор понимал, что имел дело с пророчеством и мог ошибиться, ему можно было сочувствовать. Однако теперь маг упорствует. В этом и был смысл рассказа: обе стороны плюс-минус равны. Стрегобор совершил зло в прошлом, Ренфри пострадала, но творит зло сейчас.

Зато Ренфри все та же. Она рассказывает свою трагичную историю и предлагает убить Стрегобора вместе. А еще она почему-то становится провидицей. И от нее Геральт узнает о своем предназначении: ему нужно найти «лесную деву, которая будет с ним всегда». Откуда ей это известно? Почему? Просто сценарист-шоураннер взяла и назначила Ренфри на роль персонажа-экспозиции. Как говорится, теперь ты - экспозиция.

image Click to view



В итоге Геральт занимается ерундой, болтает с Ренфри, а утром оказывается, что та отправилась за Стрегобором. Геральт приходит в город, сталкивается с бандой Ренфри. Сразу происходит конфликт, в ходе которого ведьмак убивает бандитов. И только потом оказывается, что Ренфри взяла всего одну заложницу. В книге бандиты собирались убивать всех подряд, а тут такое уменьшение. Забавно, что в книге Геральт выбрал сторону Стрегобора вынужденно, чтобы спасти людей. А тут он сразу приходит утром и идет крошить всех. В итоге Геральт ликвидирует Ренфри. Но что отмечу, это драку. Очень красивая и эпичная сцена. Почти «Рейд» в стиле фэнтези.

Финал истории не изменился, но с одним нюансом. Горожане и в книге, и в сериале бросают в него камни, вынуждая покинуть город. Но в книге люди сделали это, потому что не поняли ситуацию и в итоге изгнали своего спасителя. А в сериале Стрегобор натравил толпу на Геральта, которая будто не хотела так поступать. Да, мелочь, но неприятно.

В итоге смысл и мораль истории были почти утеряны. Наемник-«бык» все никак не мог выбрать сторону, пошел в город выбирать, нарвался на бандитов и подрался с ними. А потом поругался со Стрегобором. Геральт тут действует как туповатый «бык». Идет вперед без мыслей и решений, кроша все подряд.

Серия 2

Из Блавикена резко переносимся в другой регион. Начинается серия со знакомства Геральта и Лютика. Я лично ждал какую-то эпичную сцену. Как Геральт спасает Лютика. Или как бард спасает ведьмака. Но в итоге Лютик просто познакомился с Геральтом и напросился путешествовать с ним. Мне это почему-то напомнило сериал «Касл», где писатель напросился сопровождать полицейских на заданиях. Но в «Касле» идея была с долей шутки. А тут все серьезно. Взяли и пошли вместе.

image Click to view



Причем, Геральт - на лошади, а Лютик за ним - пешком. Вроде мелочь, а такой бред с точки зрения элементарной логики. И дальше начинается усеченная экранизация рассказа «Край света».

Пытаясь выполнить очередной заказ - поиски виновника пропажи зерна у местных жителей, Геральт и Лютик ищут сильвана, а оказываются в плену у Филавандреля и его помощницы Торувьель. Он - король эльфов, почти полностью уничтоженных людьми. Сейчас Филавандрель возглавляет эльфийское подполье, сражающееся с людьми. Следует ударная доза пропаганды против людей. Учитывая, что на западе сейчас «прогрессивно» ненавидеть свой народ и его прошлое, то все в духе времени. В ответ Геральт и Лютик сидят и «угукают».

image Click to view



Король намеревался убить ведьмака и его спутника, но Геральту благодаря своему красноречию удается убедить бывшего короля эльфов отпустить их. Да, теперь Геральт - профессиональный «решала», которого даже эльфы слушают. В книге героев спасла девушка из людской расы, которая наладила контакты с эльфами. Это был символ того, что люди и эльфы могут жить бок-о-бок в мире. Но в сериале никто не меняет свое мнение, все остаются при своих, нет никакого урока. Кроме напоминаний о вечной вине народов.

С одной стороны, здесь попытались раскрыть вселенную и ее прошлое, но эпизоды смотрятся максимально скомкано. Это - кристаллизованный «филлер», который просто занимает время, если не считать слов про историю вселенной и сверхзвуковое знакомство с Лютиком.

Серия 3

В этой серия экранизировали рассказ «Ведьмак», который я уже рекламировал. И тут я сериал, в целом, похвалю. Историю про стрыгу, дочь короля Фольтеста от связи с сестрой, показали неплохо. В целом, по первоисточнику, хотя с небольшими отклонениями от оригинала. Все то же расследование, «разведопросы» свидетелей, откровения о стрыге, внезапное появление виновника событий (не Фольтеста, если что), охота на стрыгу и благородство Геральта. Персонажи, в целом, нормальные. Публика ругалась на противного Фольтеста, но это в играх его облагородили.

И в этой серии появляется Трисс Мериголд. Лучше бы ее тут не было. Потому что чем персонаж приглянулся поклонникам игр, невозможно понять из представленных данных. Лучше бы другую чародейку показали. Ту же Филиппу Эйльхарт. И фансервис, и было бы лучше.

image Click to view



Плюс, в качестве недостатка отмечу немного глупую сцену, когда шахтеры агитируют «Эмгыр придет - порядок наведет». Понятно, что они не знают про то, что Нильфгаард - это не освободители, а жестокие «орки». Но тема, что для мирных жителей лучше Нильфгаард, больше не использовалась. Возможно, это «не баг, а фича», и в следующем сезоне это раскроют.

Неплохая серия на основе первоисточника. Ругать особо не хочется.

Серия 4

Следом идет вольная экранизация рассказа «Вопрос цены», ключевого рассказа для общего сюжета саги, исходной точки всех событий.

В книге Геральт едет на прием в Цинтре как важный гость, которому поручено особое поручение. В начале приема он беседует с Калантэ, мудрой королевой Цинтры. Калантэ считает, что ведьмаки - наемные убийцы. Геральт отвечает, что он и его коллеги убивают лишь чудовищ. Вскоре появляется некий Йож, который претендует на брак с Паветтой, дочерью Калантэ, по Праву неожиданности (Человек/существо обещает отдать другому человеку/существу то, что оставил дома, но о чем не знает и чего не ожидает). Следом оказывается, что Йож - чудовище. Калантэ, которая хочет выдать Паветту замуж за нужного жениха ради будущего Цинтры, приказывает Геральту убить Йожа. Но ведьмак встает на защиту последнего, потому что тот - не чудовище, а человек, подвергшийся проклятью.

В сериале Геральт - телохранитель Лютика на приеме. Он просто присутствует. Его зачем-то приглашает Калантэ, только появившись на пиру. Это не был ее план хитрый план. А Геральт бросается на защиту Йожа просто так. Зато есть любопытное камео некоего наследника прежней власти в Нильфгаарде. Как такие дурачки захватили власть, свергнув отца Эмгыра? Драка на приеме поставлена неплохо, но эмоций не вызывает.



Ты знаешь, откуда у меня эти шрамы?

Кстати о Калантэ. Она - какой-то стыд. Это - женская пародия на Джокера из «Темного рыцаря» со всеми его движениями и ужимками. И она просто глупая. Воплощение книжного персонажа провалено, а новый персонаж вызывает лишь стыд.

Концовка и в книге, и в сериале похожи. С Йожа снимают проклятье, Калантэ разрешает Паветте по любви выйти за Йожа, а Геральт пользуется правом неожиданности. И оказывается, что его судьба оказалась связана с судьбой ребенка, которым беременна Паветта. И все зрители, незнакомые с оригиналом, должны догадаться, что ребенок Паветты - это Цири из параллельной сюжетной линии и сказать: «Так вот оно что, Михалыч!»

image Click to view



Если в книге было много сказано о предназначении и о том, как оно влияет на персонажей, то в сериале его показали второй раз. Вот вам новая тема, разбирайтесь. Кстати, от этих событий до эпохи, в которой будет происходить основное действие следующих сезонов сериала - 12-18 лет. Если Геральт не стареет, то Лютику - под 40 лет. Молодо выглядит.

Что сказать про линию Геральта в этой серии? Какое-то месиво, несмотря на то, что вроде бы по оригиналу сняли. Bad writing is bad directing.

В общем, именно тут находится центр хронологии первого сезона. И выбор странный. Почему только четвертая серия, зачем тогда первые три? Только теперь можно понять, что линия Геральта и линия Цири происходят в разные годы. Только потом они соединятся.

Продолжение следует...

ведьмак, сериал, рецензия

Previous post Next post
Up