Тёмные стороны GTA V

Dec 11, 2020 12:43


Игры серии «Grand Theft Auto» - одни из моих самых любимых. Огромный и проработанный открытый мир, увлекательные сюжеты, геймплейные механики, с которыми интересно возиться, проработанная атмосфера и юмор. И все это - в красивой обертке. Двумя вершинами остаются GTA IV и San Andreas, разные, но по-своему замечательные. Еще в серии отмечу очень атмосферную Vice City и старенького «патриарха» GTA III.

image Click to view



В таком случае, а что GTA V?

Ничего. Она мне не нравится. При этом, даже современные мнения о GTA V - это какой-то райский сад. Никто не называет ее минусы и недостатки. Вот и расскажу здесь о них.

Да, это - выдающаяся по своему качеству и проработке игра. Дизайнеры и весь личный состав программистов сделали титаническую работу. По той же проработке мира до нее, игры 2013 года, дотянулись только сейчас. И то, миры в новых частях «ассасинов» даже менее проработаны, но переносить в игру города прошлого сложнее.

Проблемы GTA V лежат в области идей. Эти проблемы я перечислю и сравню эти детали GTA V с другими GTA и с другими играми до 2013 года. Также я не буду обозревать GTA Online, созданную на основе пятой. Я в нее не играл, потому я очень редко играю в онлайновые проекты.

Открытый мир



За слишком огромные, за ненужно огромные открытые миры любят критиковать игры от «Ubisoft». Но там в каждой части карты есть какие-то активности и какой-то смысл их существования. Даже в тех «ассасинах», где было много морской поверхности, на море были места кораблекрушений и возможности пиратствовать. Так вот, открытый мир GTA V абсолютно бесполезен. Он делится так: 25% - Лос-Анджелес (буду писать реальные названия городов), 10% - атмосферный пустынный городок, дам еще 5-8% на маленькие городки. И все. Остальное - унылейший лес.

Серия GTA всегда была про города. Говорят, что игроки в GTA делятся на 2 типа: одни любят все взрывать и воевать с полицией, другие проходят сюжетную кампанию. И никому не нужны эти леса. Да, в них можно охотиться, но охота здесь сделана «для галочки». Это - не Far Cry, где борьба с природой в лесах и проработана, и ключевая особенность. Большая часть открытого мира GTA V абсолютна бесполезна.

Лос-Анджелес тут мелкий. Нью-Йорк в GTA IV был огромным, он выглядел как мегаполис и являлся им. Он был проработан на все 100%, никаких пустых мест. Более того, Лос-Анджелес из SA ненамного меньше своей инкарнации в GTA V. А еще в SA были два других города. Спасибо, что тут знаменитые мосты Лос-Анджелеса хотя бы показали.

Можно сказать, что в SA были такие же пространства. Но в лесах было множество мелких городков, а в пустыне - интересные активности. Пространства были живыми.

image Click to view



Атмосфера

Атмосфера в игре критически важна для погружения в нее, вживания в роль протагониста и формирования теплых чувств к ней. Можно пробежать игру со слабой атмосферой, если нравятся механики, однако она не запомнится. Приведу пример из нужной сферы. Я не люблю рэп, и мне вообще никаким боком не близка культура черных гетто, но я люблю GTA SA, которая про черные гетто и с рэпом из каждого утюга. Потому что там была отлично создана атмосфера, благодаря которой в игре было интересно находиться и наблюдать за всем этим.

Так какая атмосфера у GTA V? Можно сказать, что солнечная атмосфера Лос-Анджелеса. И все. Проблема в том, что тут три протагониста. У каждого - своя атмосфера, которую дают прочувствовать. У богача Майкла, реднека Тревора и Франклина из черного гетто, у каждого есть свои проблемы, цели и связанные персонажи. У Тревора и Франклина это сделано весьма неплохо. И вот ты проникаешься атмосферой быта реднека или парня из черного гетто, делаешь миссии за него... И тут тебе говорят: «Пшел отсюда, ты играешь неправильно», и заставляют играть за другого персонажа. Только поднявшиеся ростки атмосферы вырываются и уничтожаются.

Атмосфера GTA V - это месиво.

image Click to view



Три протагониста

Кстати о протагонистах. Сферическая и в вакууме идея с выбором из трех протагонистов - очень интересная. Всегда считал и считаю, что выбор и кастомизация протагониста - это замечательно. Придумать готового интересного героя сложно, потому лучше играть за болванчика, к которому ты имеешь хоть какое-то отношение. Как минимум, ты его осознанно выбрал из списка. И вот, начиная GTA V, я решил, что выберу Франклина. Потому что за двоих «дедов» играть мне как-то неблизко, а Франклин более естественный, что ли. Но в итоге в кампании меня постоянно перебрасывали между тремя персонажами. Понятно, подобную идею «подрезали» в Call of Duty. Но «Колда» - линейная игра, где такие фишки смотрятся интересно, а GTA - почти РПГ с открытым миром. Зачем действительно нужны эти переброски? Какой смысл?

Три персонажа - бесполезная идея. Геймплейно они не отличаются. Это - не Trine, где троица протагонистов действительно взаимодействовала своими разными способностями. Да, у каждого протагониста GTA V есть своя способность. Но перезаряжается она медленно. И вообще бесполезная, потому что игра простая. В предыдущие части я специально заглядывал после прохождения GTA V для того, чтобы проверить, вдруг я так хорошо научился играть. Но нет, там меня встречали сложные и интересные вызовы.

Почему нельзя было пройти кампанию одним персонажем? Потому что разработчики решили подложить игрокам концептуальную свинью. Эти принудительные переключения просто уничтожают атмосферу.

В полном издании GTA IV тоже были три протагониста, но в оригинале бы один герой, а еще два - в совершенно отдельных DLC. У каждого была фактически своя игра. Атмосфера работала, и все было понятно.

image Click to view



Второстепенные персонажи

GTA - это еще и второстепенные персонажи, которые раньше были яркими и запоминающимися. В Vice City - Лэнс, Рикардо Диас, Розенберг и другие. В San Andreas - это Биг Смоук, Райдер, Сизар. В GTA IV была целая пачка колоритнейших героев. От Романа (Hey Niko! It`s Roman, let`s go bowling!) до Дуэйна Форджа. А уж сколько колоритных персонажей было в двух DLC...

А теперь я попытался вспомнить интересных второстепенных героев GTA V. Максимум, вспомнил что-то вроде «друг Франклина» и «друг Тревора». Нет, персонажи неплохие, но из-за насильственных переключений между протагонистами их начинаешь просто путать. Единственные персонажи, которые запомнились, это - семья Майкла.

И это был не комплимент. Я очень редко так ненавижу персонажей в игре. Навскидку вспомню Нагого Сита, психопата и «доктора Менгеле» от вселенной Dark Souls. Семья Майкла - какие-то дегенераты на фоне того, что в GTA много глупых героев, такая уж стилистика. Жаль, что никак их ликвидировать не получится. Линия Майкла вообще наполовину состоит из семейных скандалов. Между прочим, я покупал игру про бандитов и криминал. Если бы я хотел участвовать в семейных скандалах, я бы женился, потому требую возврат ;) Это, конечно, шутка, но не такого я ждал от GTA.

image Click to view



Новые механики

Каждая часть GTA вводила в геймплей что-то новое. Определенным исключением стала GTA IV, в которой разных «фич» было чуть меньше, чем в предыдущей игре. Но это сделали во имя новой, более реалистичной стилистики, и вообще эти игры - на разных движках. И вообще, GTA IV - новое поколение игр GTA. Пятая часть не была шагом в новые условия, как было с четвертой. И что же нового в GTA V по сравнению с GTA IV?

Вернули самолеты, которые были в GTA SA, но не было в GTA IV. Никогда не любил полеты на них в GTA, по ним в четвертой части не скучал. Но окей, пусть будут. Тюнинг машин - круто, но он был раньше, почему-то в четвертой его не было. Про переключение протагонистов уже было. Есть прокачка способностей, но халтурная какая-то. В SA прокачка была прямо заметной.

А настоящих нововведений совсем мало. Вид от первого лица вызвал у многих лучи радуги, но ничего особенного в нем нет. Что еще нового? Теннис! Помню, была такая простенькая флэш-игра, где человечки играли в теннис. Мне она в свое время нравилась. Так вот, заявляю, что теннис в GTA V похож на эту игру и на реальный теннис. Плюс, можно немного поиграть за собаку.

И все. Новых механик я как-то не заметил. Были надежды на механику внутриигрового интернета, которая появилась в GTA IV. Там он был маленьким и несколько декоративным. Но была, например, интересная миссия, в ходе которой надо было найти киллера на сайте знакомств, выманить его на свидание и там ликвидировать. Чего-то нового в этом плане нет. Вообще, с точки зрения геймплея и его механик, GTA V - это как качественно подкрашенная GTA IV с теннисом.

image Click to view



Сюжет и кампания

В GTA SA было 102 миссии. В GTA IV - 88 сюжетных миссий. А еще к ней были 2 DLC, одно добавило 22 миссии, другое - 26. Vice City учитывать не буду, там структура сюжета довольно рваная, но миссий немало. Нужно учитывать, что не все эти миссии интересные и насыщенные. Немало миссий - просто разъезды из точки А в точку Б.

В GTA V - 70 миссий. И все. Казалось бы, все равно немало, но нет. Среди этих 70 миссий тоже очень много разъездов, а еще притаились «чудесные» миссии в виде подготовки к ограблениям. Сходить в магазин и купить некую вещь - это уже целая миссия. В итоге, интересных миссий где-то половина, что мало и грустно (возможно, когда-нибудь потом сделаю разбор миссий GTA V и ее одной-двух предшественниц).

GTA V проходится очень быстро. GTA SA и GTA IV я проходил очень долго (обычно я играю неспешно), после чего был доволен как слон. DLC к GTA IV были очень короткие, зато были наполнены атмосферой и драйвом. Это был честный размен. В GTA V есть много интересных миссий, но структура и еще кое-что впечатление конкретно портят.

Кампания GTA V жестко держится на скелете из 5 миссий-ограблений, между которыми встречаются более-менее интересные приключения. Такая структура не удивляет. В прошлых GTA можно было получить миссию по доставке груза из точки А в точку Б и оказаться в центре эпичной перестрелки, откуда придется пробиваться с боем. Здесь же понятно, что ограбление будет крутой миссией, а между ними надо терпеть менее удачные задания. Хотя миссии Тревора всегда интересные.

Миссии киллера и задания по поиску и угону машин в прошлых частях были побочными миссиями. Если многие брались за задания в стиле Агента 47, то поиск машин мало кто проходил. Теперь они стали частью сюжета. Да, многие из них поставлены хорошо, но как-то отдает безыдейностью.

И как связующее звено - сюжет. Я не могу сказать, что он совсем плох, хотя его пытались портить скачкообразной подачей. Для меня в сюжете длинного произведения (сериала или игры) важны персонажи, за которыми интересно следить. Так вот, Майкл - унылейший герой. Тревор - колоритный, но какой-то гротескный и даже фэнтезийный. Интересным казался Франклин, но его линию задвинули, и в сюжете он исполняет роль статиста.

Второстепенные миссии

Итак, кампания проходится очень быстро. Может, второстепенные миссии интересные? Скорее, нет. Их не так много. Примерно столько же было в предыдущей части с большой и насыщенной кампанией. Посиделки с друзьями, которые тоже были своеобразными сайд-квестами, тут де-факто убрали. А сами второстепенные задания тут какие-то короткие.

И еще кое-что. Чтобы взять все возможные второстепенные миссии, нужно будет обежать карту за всех трех протагонистов. Не хочешь играть за кого-то из протагонистов в свободном режиме? Надо, дружок-пирожок, иначе весь контент ты не увидишь.

Серьезно воспринимать миссии типа «случайная встреча», где надо выполнить простое действие, сложно. Такое же было еще в Oblivion.

image Click to view



Нет выбора

Одной из моих любимых «фишек» GTA IV был выбор в рамках миссий. Например, можно было решить, убить или пощадить персонажа, по какому пути отправиться. И у решений было геймплейное значение. Как вершина - два пути к финалу, оба - равноценные и трагичные, потому что у такой криминальной истории не может быть «хэппи-энда».

В GTA V можно выбирать стиль ограбления в 4 случаях из 5, что интересно, но на общий сюжет не особо влияет. А концовок тут 3. Из них 2 - скомканные и мрачные. Зато еще одна - самая большая и насыщенная. И она - хэппи-энд. Думаю, 98% игроков выбрали ее. Это логично, но обесценивает идею выбора.

Что делать?

1) Хотя я неплохо тут прожарил GTA V, на самом деле, игра - очень хорошая. Пройти ее обязательно стоит. Да и для новичков в серии выбора, по сути, нет.

2) Или выбор есть. GTA IV смотрится в 2020 году старенькой, но проработка деталей вытаскивает графику. Плюс, можно накинуть моды.

3) GTA SA. Она еще более старенькая и сейчас выглядит как мультик. Но графика все равно нормальная. Запускал в прошлом году и GTA SA, и Vampire - Bloodlines, которые обе вышли в 2004 году. Вторая чуть не сломала мои глаза, а вот первая смотрелась весьма хорошо. Так что в SA играть можно.

4) Watch Dogs 2 - близкая по духу к GTA V, но даже более атмосферная и выверенная игра. К механикам GTA прибавили разные хакерские «фишки» и головоломки.

5) Sleeping Dogs - очень колоритная и атмосферная, но недооцененная игра про криминальный мир Гонконга в стиле GTA.

6) Saints Row 3 и 4 - еще одни родственники GTA, но четко заточенные на развлечение игрока. Масса приятных эмоций обеспечена.

7) GTA Online - тот самый онлайн-режим в GTA V, который я упоминал. Почитал о нем разные отзывы и гайды и понял, что проект - очень интересный. Однако прокачка в онлайне очень муторная. Поэтому в GTA Online лучше играть, как минимум, вдвоем. Как говорится, все интереснее в кооперативе, а тут особенно интересно играть не одному. Если есть напарник или напарница, то GTA Online - отличный выбор.

8) Assassin`s Creed (Black Flag и Odyssey) - "ассасины" всегда ориентировались на GTA, а в двух играх приблизились к идее этой серии. В Black Flag надо играть за пирата, а в Odyssey - за наемника. Но подробнее про эту серию будет в следующей статье.

тёмные стороны, рецензия, игры

Previous post Next post
Up