Оригинал взят у
astori_18 в
«Спекуляция и расхищение имущества». За что сидели основатели «Спартака»?Пока московский «Спартак» отмечает чемпионство-2017, можно полистать архивы и вспомнить судьбу основателя команды Николая Старостина и его братьев.
Памятник, установленный в честь братьев Старостиных, на стадионе «Спартака» в Москве.
Четыре брата-футболиста, чьи имена занимают особое место в истории «Спартака». Старший - Николай. Именно он в 1935 г. предложил назвать физкультурно-спортивное общество в честь гладиатора.
В марте 1942 г. братьев Старостиных неожиданно для всех арестовали, осудили и отправили отбывать наказание: Александра - в Соликамск, Петра - в Нижний Тагил, Николая - в Ухту, Андрея - в Норильск. В истории клуба указано, что Старостины были репрессированы по политическим мотивам. Но что же это были за мотивы?
В архивах НКВД сохранилось «секретное спецсообщение Берии Сталину» (19.03.1942, сов. секретно, № 444/6, ЦК ВКП(б): «НКВД СССР располагает материалами, свидетельствующими о профашистских настроениях и вражеской работе спортсменов». Далее следуют имена трёх братьев Старостиных - Николая, Андрея и Петра.
Братья Старостины, 1936 г. Внизу слева направо: Петр и Андрей, вверху слева направо: Николай и Александр
«В момент напряжённого военного положения под Москвой Старостины Николай и Андрей, распространяя среди своего окружения пораженческие настроения, готовились остаться в Москве, рассчитывая в случае занятия города немцами занять руководящее положение в «русском спорте». Политические настроения Старостиных в этот период времени характеризуются следующими высказываниями. Старостин Андрей среди близких ему лиц заявил: «Немцы займут Москву, Ленинград. Занятие этих центров - конец большевизму, ликвидация советской власти и создание нового порядка. Большевистская идея, которая вовлекла меня в партию в 1929 г., к настоящему времени полностью выветрилась, от неё не осталось и следа».
Старостин Н.: «11-й день наступления немцев (15 октября 1941 г.), ну, через недельку они будут здесь. Нам надо поторопиться с квартирой и завтра всё оформить», «если брать комнаты, квартиры, то только у евреев, потому что они больше не приедут сюда».
Жена Старостина: «Голицыно находится в 10 километрах от Москвы, Лялечка (дочь Старостина) идёт учить немецкий язык, я тоже поучусь, а то немцы придут, а я и говорить не умею».
Старостин: «Да, жизнь наступает интересная».
Жена: «Была интересная в 1917 г., боролись за жизнь, а теперь уничтожают всё».
Старостин: «А что тогда было интересного?»
Жена: «Свержение царизма».
Старостин: «А сейчас идёт свержение коммунизма».
Жена: «Скорее бы».
Готовясь к сотрудничеству с германскими оккупационными властями и сгруппировав вокруг себя классово-чуждый элемент, Старостины занялись накоплением материальных ценностей (валюта, золото) и продовольственных запасов. Установлено, что Старостины связаны с разветвлённой группой расхитителей социалистической собственности в системе промкооперации и производственных предприятий спортобщества «Спартак».
Хищническая деятельность этой группы приняла широкий размах, особенно в период войны. Из числа участников группы в данное время арестовано 15 человек. Показаниями других обвиняемых Старостин Николай изобличается как один из её руководителей. Используя свои связи среди отдельных руководящих работников советских и хозяйственных органов, Старостин Николай, получая крупные взятки, незаконно бронирует лиц, подлежащих мобилизации в Красную Армию, и организует прописку в Москве классово-чуждого и уголовного элемента. НКВД считает необходимым арестовать Старостина Н. П. и Старостина А. П. (На первом листе имеется резолюция: «За спекуляцию валютой и разворовывание имущества промкооперации - арестовать. И. Сталин».)
Лаврентий Берия
В ходе следствия все Старостины дали признательные показания. Следствие в условиях особого контроля со стороны Берии шло почти год. Выписка из приговора: «Хищения и мошеннические операции принесли Николаю Старостину 28 тыс. руб., Александру - 12 тыс., а Андрею и Петру Старостиным - по 6 тыс. руб. На протяжении ряда лет подсудимые Старостины систематически занимались расхищением спортивных товаров из предприятий системы промкооперации. Похищенные товары в большинстве случаев сбывались через магазин общества «Спартак», деньги, вырученные от продажи, делили в разных долях между соучастниками хищений».
Следователи считали, что прибыльным для братьев-футболистов могло оказаться и посредничество в операциях по освобождению состоятельных москвичей от фронта. Состоятельными москвичами в те времена были партработники, руководители торговых предприятий. «Руководствуясь корыстными соображениями, Старостин Николай во время Отечественной войны вошёл в преступную связь с военным комиссаром Бауманского района Москвы Кутаржевским (осуждён) и за взятки, даваемые последнему в виде спиртных напитков и продуктов питания,
добивался получения от райвоенкомата отсрочки от мобилизации не только в отношении работников спортивного общества «Спартак», но и лиц, не имевших никакого отношения к этому обществу». Среди людей, избежавших таким образом отправки на фронт, указаны руководители «Мосплодоовощторга», магазинов «Молококомбината», их заместители и др. За содействие указанные выше лица снабжали Николая Старостина продуктами - в частности, «только от директора магазина Звездкина он получил масла сливочного 60 кг и колбасных изделий 50 кг».
Старостиных осудили на 10 лет. Отсидев треть срока, Николай был помилован Сталиным по просьбе сына Василия, которому нужен был тренер по футболу для команды ВВС. И выпущен с формулировкой «запрещено жить в 16 центральных городах СССР». Поэтому тренерскую деятельность Николай продолжил в Комсомольске-на-Амуре. Другие братья отсидели свои сроки, из-за чего потом выражали обиду на Николая.
Николай Старостин, 1985 г.
Позже Никита Хрущёв дал указание Верховному суду пересмотреть дело Старостиных. Братья были реабилитированы, а ущерб государству от их деятельности во время войны «признан малозначительным». По протекции того же Хрущёва Андрей Старостин был назначен на должность начальника сборной СССР по футболу, Александр - председателем Федерации футбола РСФСР, а Николай в 1955 г. стал главой спортивного общества «Спартак», проработав на этой должности вплоть до 1995 г.
Братья Андрей (справа) и Александр (в центре) Старостины на вечере в честь 25-летия общества «Спартак» в 1960 г.
via