В рубрике «Время и место» мы часто вспоминаем события в различных странах и городах, за которые местным жителям сегодня стыдно. Мы говорили о коллаборационизме французов, колонизации Кореи, фашистской Олимпиаде, суевериях и эпидемиях. Но мы до сих пор обходили стороной Россию и земли, когда-то бывшие частью Российской империи. Хотя в России происходило очень много постыдных вещей, и они представляют для путешествующих определённый интерес. Тем более, что в России, как ни в какой другой стране, не принято стыдиться мерзостей, совершённых предками.
Мы вспомним слово, ставшее международным. Русский «погром», произошедший от слова «громить», не имеет аналогов в других языках, и вошёл в международное употребление, как «спутник» или «водка». Удивительнее всего, что русские гордятся этим достижением. И, в общем, не зря. Таких погромов, как в Российской империи, не было нигде.
История антисемитизма теряется в глубинах веков. Евреи почти две тысячи лет вызывают раздражение у коренного населения тех мест, где они обитают. Первые проявления вражды были вызваны тем, что еврейская религия монотеистична, в то время, как остальные народы верили в существование пантеона богов. Язычники легко находили язык друг с другом: у вас есть богиня плодородия, и у нас есть! Евреи на подобные предположения отвечали, что нет никаких других богов, кроме их бога - одного-единственного. Это обидно. Понаехали, ещё и богов наших отрицают.
Впервые нападения на евреев были зафиксированы в Александрии, затем - по разным городам Римской империи. Власть всегда жестоко пресекала подобные конфликты. Захватившие Рим племена готов требовали у иудеев принять христианство, но те отказывались, за что были истребляемы. Это был первый из крупных и важных примеров атаки евреев со стороны власти.
Но настоящая история гонений началась 25 марта 1144 года. Можно сказать, что если бы не было этого мальчика, ничего бы не было. Но, скорее всего, народ нашёл бы другой повод. Не такой мистический или красочный, но в итоге всё сводится к одному - насилию, грабежам, убийствам.
25 марта 1144 года в лесу Торп-Вуд в окрестностях Норвича (сейчас Норидж) в Англии был найден труп ребёнка - 12-летнего Уильяма, служившего в кожевенной мастерской. Мальчик был раздет, на теле имелись признаки насилия, во рту был кляп. По словам матери мальчика, Эльвивы, за три дня до этого к ним пришёл незнакомый мужчина, якобы работавший поваром у архидиакона. Гость сказал, что искал мальчика, который бы помог ему на кухне и предложил матери оплату авансом в 3 шиллинга. Затем мальчика и мужчину видела тётя Уильяма, которой «повар» показался подозрительным. Она послала свою дочь проследить за ними. Девочка увидела, как мужчина и Уильям вошли в дом еврея, после чего никто мальчика живым не видел. Это был Святой Четверг.
Разумеется, обвинение пало на еврея и еврейское сообщество вообще. Кто-то подошёл к вопросу творчески, и предположил, что ребёнка иудеи избили и изранили для своих злодейских ритуалов. Молятся они не по-нашему, не крестятся, в синагогу никто не из наших не ходит, что они там делают - непонятно. Может, и детей убивают. Предположения вскоре стали убеждением, и толпа отправилась убивать евреев. Бойню остановил местный шериф, но начало «кровавому навету» было положено. Спустя 150 лет король Эдуард I официально изгнал евреев из Англии.
Можно подумать, что я зря пообещал говорить о погромах в России, а теперь рассказываю историю английского мальчика. Но именно там всё и началось. Кровавый навет был лишь официальным поводом для нападения, диким, фантастическим, но поводом, оправданием. Истинной же причиной была жадность и зависть. Во Второзаконии содержится прямое указание не давать денег под рост брату своему - иными словами, не давать единоверцу в долг под проценты. Эта норма строго почитается евреями, поскольку Второзаконие - священный текст иудаизма. Но этот же текст является священным текстом в христианстве, и в средневековой Европе давать деньги в долг христианам между собой считалось грехом, как были грехом маструбация, развод, гомосексуальность или непослушание мужу. Но экономика имеет свои, независимые от Второзакония, правила. Ей нужно кредитование. Поэтому диаспоры евреев везде, где они селились, были единственным местом, где можно было брать деньги в долг.
Я думаю, вы знаете структуру средневекового общества, но для наглядности представьте, что вы - еврей, прибывший с семьёй в христианский европейский город. Львиная доля ВВП любого княжества или королевства создавалась в сельском хозяйстве, почти всё население было в нём занято. Землёй владели дворяне или монастыри, обрабатывали крепостные крестьяне, поэтому еврею нужно было стать дворянином, или настоятелем монастыря, или крепостным, чтобы заниматься агробизнесом. Третий вариант, очевидно, не подходит никому в здравом уме. Для двух других вариантов нужно было сменить веру, а это было для иудея невозможно. Поэтому евреев в сельской местности не было. Они оставались в городах, где чаще всего занимались кустарным ремеслом или торговлей. Но в ремесленном деле или торговле всегда есть конкуренция, тем более жестокая, что конкуренты исповедуют христианство, как и поставщики и клиенты, поэтому пользуются большим доверием, чем купец-еврей или сапожник-еврей. Поэтому, если у еврея были деньги, он становился ростовщиком - это прибыльное дело, но, что более важно, оно было бесконкурентным. Никто в христианской Европе не давал денег в долг, кроме евреев. Это было как естественное занятие пустовавшей ниши, а занять её было необходимо - экономика стагнировала столетиями. Поэтому евреи вскоре стали банкирами и, создавая кредитные возможности, занимая деньги промышленникам и королям, двигали экономику.
Разумеется, в скором времени многие оказывались в долгах перед евреями. Лучшим способом расправиться с долгом является отказ его платить. Евреев изгоняли последовательно из Англии, Франции, Испании, Португалии. Каждое выселение обязательно сопровождалось изъятием имущества и конфискацией всего имевшегося у евреев золота. В Италии их селили в гетто. Там, где не выгнали, их обкладывали огромными налогами. Единственным выходом было принятие христианства, но на это иудеи шли неохотно, разве что под угрозой инквизитора. Но и тогда, как показывает история морранов, их продолжали преследовать.
Но это происходило не только в католических странах. Мартин Лютер писал: «Прежде всего, их синагоги или школы следует сжечь, а то, что не сгорит, нужно закопать и покрыть грязью, чтобы никто и никогда не смог увидеть ни камня, ни оставшейся от них золы. И это следует делать в честь нашего Господа и христианства для того, чтобы Бог мог увидеть, что мы христиане, и что мы не миримся и сознательно не терпим подобную публичную ложь, поношение и богохульные слова на его Сына и на его христиан... Я советую запретить им ростовщичество, и забрать у них все наличные деньги, а также серебро и золото...».
Изгоняемые отовсюду, евреи в конце-концов оказались в Польше. Их туда пригласил король Казимир III, прозванный Великим за превращение Польши из отсталого восточно-европейского края в могущественную державу. Казимир пригласил не только евреев - к нему ехали армяне, немцы, даже татары. Они селились в городах, которым король даровал Магдебургское право и свободу веры. Более того, полякам под страхом смертной казни запрещалось похищать еврейских детей с целью их крещения.
Приезд евреев стал мощнейшим толчком для польской экономики. Польшу тогда называли «paradisus Iudaeorum», что значит «еврейский рай». В XVI веке ¾ всех евреев мира жили в Речи Посполитой. В 1795 году, когда Польшу делили немцы, австрийцы и русские, большинство евреев оказались поддаными Российской империи. И тогда началась совсем новая жизнь.
Разумеется, в Польше тоже случались нападения не евреев. Первое было зафиксировано во время Чёрной смерти, когда люди отчаянно искали объяснения эпидемии чумы. Тогда на евреев нападали почти везде по Европе, считая, что те травили колодцы. В конце XVIII века в Европе всё уже было совсем по-человечески. Но бывшим польским, а теперь российским евреям не повезло.
До раздела Польши политика российской власти по отношению к евреям была проста - изгнать. Всех евреев, въехавших на территорию России выдворяли мгновенно. Они платили взятки, переодевались в русское платье, но их опять находили и выгоняли. За полвека до раздела Польши Елизавета Петровна, как и другие русские монархи, повелела: «...из всей Нашей Империи..., городов, сел и деревень, всех мужска и женска пола Жидов, какого бы кто звания и достоинства ни был, ...со всем их имением немедленно выслать за границу, и впредь оных ни под каким видом в Нашу Империю ни для чего не впускать...». Эта ненависть к еврейству в русских правителях была сильнее даже жадности. Когда указ просили временно отменить для проведения ярмарки в Риге, которая сулила хороший доход, Елизавета ответила: «От врагов Христовых не желаю интересной прибыли».
Но властолюбие было настолько сильнее жадности, что в 1772 году, когда к России отошли земли с большим количеством еврейского населения, указ был отменён. И с тысячами подданых иудейской веры нужно было что-то делать. Но об этом - во второй части нашего материала.