Областные хроники - 7. Старт 1-й облдумы.

Mar 03, 2011 17:04

 
        Завершаю начатое постами от 27.01. (период с 89-го по середину августа 91-го), от 29.01. (с 19 августа по конец 91-го), от 04.02. (начало 92-го), от 07.02. (92-й до декабря м-ца), от 18.02 (декабрь 92-го - август 93-го) и от 26.02. (сентябрь - декабрь 93-го) описание событий и персоналий начала 90-х в нашей области. Здесь лишь кратко опишу свою работу в первой областной думе. Ибо полноценное описание работы думы может сделать только ее председатель - Леонид Семергей. И, надеюсь, в ближайшее время сделает.


       Одновременно с выборами Госдумы и Совета Федерации 12 декабря 1993 года была избрана и первая Волгоградская областная дума в составе 32 депутатов. Как ее депутат и председатель последнего облсовета я имел, хоть и не чрезмерные, но вполне обоснованные амбиции стать ее председателем. Но дня через два-три после выборов узнал, что губернатор делает ставку на тогдашнего главу администрации Тракторозаводского района Леонида Семергея.

Поэтому сразу позвонил Семергею и договорился о встрече. Он меня принял радушно и мы в каморке за его кабинетом распили бутылку шампанского и откровенно поговорили. Он знал, что его поддерживают и губернатор и подконтрольные ему депутаты. Я знал, что меня поддерживают депутаты, напрямую не зависящие от губернатора. И мы договорились, что между собой бороться не будем. Пусть, мол, идет борьба между нашими сторонниками. И будь, что будет. Так и поступали до самого конца. На трибуну не лезли и за себя не агитировали.

Если не считать отборочного, то в первом (декабрьском) туре я набрал на один голос больше Семергея. Но не победил, поскольку для избрания нужно было 17 голосов "за", а несколько депутатов отсутствовали. На следующих собраниях думы последовали еще два тура, также не определивших победителя. И лишь в четвертом туре в середине января и только после выступления Шабунина на думе, призвавшем депутатов голосовать за Семергея, за последнего было подано минимально необходимое число голосов ("Городские вести" от 19.01.1994г.).

Мне предложили возглавить один из трех комитетов облдумы - бюджетно-налоговый и практически единогласно избрали его председателем. Этот результат давал мне возможность работать в думе и получать соответствующую зарплату. Но я уже понял, что моя политическая карьера закончена, а наполовину чиновничью и явно временную начинать не захотел. Поэтому поехал в университет к тогдашнему ректору Максиму Загорулько. Спросил чисто формально: "Ну что, Максим Матвеевич, могу вернуться в университет?". Ибо по закону имел право вернуться на то же место (проректор по научной работе и зав. кафедрой теоретической физики). И получил ответ: "Только рядовым профессором.". Понял, что подвергся политической репрессии, хотя и в "чрезвычайно мягкой" форме. За то, что будучи предоблсовета не позволил администрации области выполнить указание Президента "самораспустить" в октябре 93-го областной совет. Должность проректора при таком шефе мне, конечно, не была нужна. Но не вернуть мне созданную мной кафедру? Это уж чересчур! Но спорить не стал и ушел.

Найти хотелось относительно независимую работу. И месяца через три нашел. Предприниматель Юрий Скороходов и юрист Наталья Лисименко (сейчас работает в АВО) предложили возглавить только что учрежденный ими негосударственный пенсионный фонд (НПФ) "Империя". Но это - отдельная история. А в областной думе все пять лет я проработал на общественных началах. Основным же местом моей работы и тогда и сейчас является НПФ "Империя".

По поводу "вручения" мне бюджетно-налогового комитета в газете "МИГ" от 26.01.94г. появилась заметка Андрея Серенко под довольно едким заголовком "Депутат Морозов председателем не стал. Но "кащеево яйцо" администрации не выпустил.". Подразумевая под "кащеевым яйцом" бюджетные вопросы. Автор заметки условно разделил думу на "советскую партию", "главарем" которой назначил меня, и "антисоветскую" во главе с Семергеем. Но уже в мае по результатам утверждения бюджета области он вынужден был признать, что весь состав думы превратился в "советскую партию" ("МИГ" от 06.05.94г.). Этот факт выразился в "сухом" счете по голосованию за внесенные нашим комитетом поправки в бюджет. Против которых категорически возражала администрация. Сработала логика жизни. Областная дума вышла из под полного контроля администрации ВО. С тех пор экономический вице-губернатор Николай Зацаринский отсиживал "от звонка до звонка" все бюджетные и экономические вопросы повестки дня заседаний облдумы.

Вопросы бюджетно-налогового комитета в то время занимали до половины повестки дня заседаний облдумы. Поэтому я предложил Семергею разделить комитет на два. Один - по бюджету, другой - по экономической, включая налоговую, политике. Представив на пост председателя бюджетного комитета Владимира Попова - бывшего главу Дзержинского района. Он и сейчас, уже в 4-й облдуме, возглавляет бюджетный комитет. Осенью 94-го разделение комитета было утверждено думой. А к тематике комитета по экономической политике добавили еще и экологическую. Наверное потому, что к этому моменту я был принят в ряды действительных членов Российской экологической академии.

Работы нашему комитету было под завязку. Первая часть Гражданского Кодекса заработала только в 95-м. Не было многих федеральных законов, регулирующих работу различных субъектов экономики. Промышленность продолжала падать. И как то надо было сдерживать это падение. Начали с вопросов регулирования. И здесь я попытаюсь хотя бы фрагментарно осветить эту работу.

Закон "О ломбарде (без статуса кредитного учреждения)" был принят в январе 95-го и прекратил попытки ломбардов давать займы населению без залога ценных вещей. Ибо такие попытки могли привести к появлению новой волны финансовых пирамид. Закон "О лицензировании риэлтерской деятельности на территории Волгоградской области" заставил практически всех посредников на рынке жилья (по советски - маклеров) выйти из тени. Поскольку сделки по жилью, сопровождавшиеся не лицензированными риэлтерами, перестали регистрироваться. Закон "О Волгоградских государственных ценных бумагах" позволил областному бюджету прозрачным способом привлекать ресурсы местных финансовых структур в периоды дефицита бюджета.

Законы "О кредитных потребительских кооперативах в ВО" (сентябрь-95), "О сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах в ВО" (апрель-97), "О защите прав граждан в системе негосударственного пенсионного обеспечения в ВО" (март-95) заблокировали попытки структур с соответствующими самоназваниями возбудить новую волну финансовых пирамид. Под эти законы в комитете экономике АВО было создано специальное контрольное подразделение. Деятельность которого прекратилась лишь после появления соответствующих федеральных законов и контролирующих структур.

Закон "О налоговых льготах инвесторам на территории ВО" и ежегодные законы "О налоговой системе на территории ВО на ….-й год" создали такую налоговую систему, которая давала дифференцированные налоговые льготы по налогам на прибыль и имуществу предприятиям, обеспечивающим прирост производства и сбыта продукции. Давала в автоматическом режиме по факту прироста, а не по коррупциогенным соглашениям с администрацией ВО. Им реально пользовались около 40 средних и крупных предприятий области. Особенно эффективно - в химической отрасли (Химпром, Каустик, ЗОС). Уже 2-я облдума в конце 99-го отменила эти законы и заменила их законом о "поддержке инвестиционной деятельности". Последний давал налоговые льготы не в автоматическом режиме по факту роста производства, а по коррупциогенным соглашениям инвесторов с АВО. Так, по этому закону в 2007 году 99 % объема всех налоговых льгот в области получила известная всем нефтяная компания.

Но особо серьезные дискуссии и неоднозначное восприятие вызвали закон "О порядке создания зон экономического развития на территории ВО" (июнь-97) и законы по конкретным ЗЭР. Коих было учреждено около полутора десятков. Порядка половины из заявленных и узаконенных ЗЭР реально не заработали. Но другая половина получила развитие. В том числе, в Алексеевском районе, на заводе "Красный Октябрь", на двух производствах на "ВгТЗ" и другие. Должен отметить, что в идеологическом плане во многие областные экономические законы существенный вклад внес депутат Вадим Новиков.

Достаточно подробно основные принципы законодательства о стимулирующих рост производства налоговых льготах и о зонах экономического развития, а также анализ экономической эффективности этого законодательства на примерах конкретных предприятий и в целом по области приведены в статьях "Зоны экономического развития привлекают капитал в реальный сектор экономики" ("Деловой вторник в Волгограде" от 09.06.98.) и "Зоны, как точки опоры" ("Волгоградская трибуна" от 31.03.2000.). Последняя публикация довольно любопытна с точки зрения соответствия идеологий статьи и издающей газету организации. К сожалению, областное законодательство о ЗЭР в начале нулевых было отменено 2-й облдумой.

Уже с середины 97-го многие экономические законы стали проходить с большим скрипом. А некоторые и блокировались изначально. Дело в том, что в устав области по моей инициативе было внесено положение о ротации (сменности) половины состава облдумы в середине ее полного срока полномочий с тем, чтобы уже набравшаяся опыта половина депутатов передавала свой опыт половине вновь избранных новичков. Подобная схема, в частности, реализована при комплектовании палаты представителей в США. И в начале 97-го в думе стало 48 депутатов вместо 32. Так, чтобы при очередных выборах взамен 32 уходящих пришло 16 новых. И наступил бы стационар в 32 депутата. В результате первых же промежуточных выборов в облдуму в числе 16 новичков пришли в основном представители КПРФ и близких им по духу аграриев. Что и привело к торможению в принятии многих задуманных экономических законов.

А несколько раньше, в конце декабря 96-го в области прошли первые губернаторские выборы. Лидерами в общественном мнении перед ними были Шабунин, Максюта и Чехов. В таком же порядке они и шли по результатам 1-го тура. На следующий после 1-го тура день я заглянул к Шабунину и сказал, что слышал о его намерении объявить второй тур в ближайшее воскресенье. И высказал сомнение в его победе в этом случае в условиях массовой задержки выплат пенсий и зарплат бюджетникам. Напомнив, что прямо перед новым годом ожидаются транши на эти цели из федерального бюджета и ПФР, посоветовал назначить второй тур после выплат людям из этих траншей. В ответ услышал: "Ты за этим пришел? Ладно, иди занимайся своим делом, а я подумаю.". Второй тур состоялся через неделю после первого и до поступления в область упомянутых траншей. В результате почти на целое десятилетие "партией власти" в нашей области стала КПРФ.

Привычка и инерция мышления спровоцировали меня пойти в декабре 98-го на очередные выборы. Во 2-ю облдуму. Однако, я недоучел два практически новых фактора. Для успеха выборы-98 по сравнению с выборами-93 требовали довольно серьезных денег. Которых у меня не было. Также не учел я и получившие достаточно серьезное развитие грязные технологии. Выборы я проиграл. Точно так же их проиграли и все остальные реально работавшие депутаты 1-й облдумы: и Леонид Семергей, и Анатолий Егин, и Владимир Попов, и Вадим Новиков, и Сергей Рябов и многие другие. Большинство из нас сделали правильные выводы и больше в политику не лезли. Исповедуя принцип: "свободная жизнь интересней".

P.S. А в университет я частично вернулся. На полставки профессора на кафедру одного из моих учеников -  профессора Александра Хоперскова. И теперь "впариваю" красивую физику "на пальцах" и свой, пусть и ограниченный, жизненный опыт математикам и айтишникам в курсах "Философские проблемы естествознания" и "Безопасность жизнедеятельности". Слава богу, эти курсы не имеют официальной программной начинки.

Областные законы, История

Previous post Next post
Up