1. Результаты.
Думские выборы в декабре прошлого года дали официальный результат ЕР около 50 %. Основные типы фальсификаций на этих выборах в пользу ЕР были довольно примитивными - вбросы и переделка протоколов УИК. Их масштабы довольно легко оцениваются из статистических распределений по явке. И эта оценка говорит о реальных примерно 32-34 % за ЕР.
На президентских выборах применение вбросов и переделок протоколов УИК было в немалой степени заблокировано большим числом независимых от власти наблюдателей. Возможно поэтому
Лига избирателей говорит о полученных Путиным примерно 53 % против официальных 63,6 %.
Однако, на президентских выборах широкое распространение получили методы, результаты применения которых трудно поддаются оценкам из статистических распределений. К их числу относятся голосование по открепительным удостоверениям, на вновь образованных участках на предприятиях, а также на дому. В частности,
только в нашей области на дому проголосовало почти 15 % избирателей, принявших участие в выборах. По совокупности этих соображений
оцениваю реальный результат Путина в диапазоне 40-45 %.
2. Возможные последствия.
Различие результатов на думских и президентских выборах может иметь и различные последствия. Как в части формирования общественного мнения, так и в характере действий власти в случае наступления серьезного политико-экономического кризиса. Мнение о нелигитимности нынешнего состава госдумы, уже сейчас получившее широкое распространение, может легко стать всеобщим. Мнение о нелигитимности президента может стать довольно распространенным, но всеобщим никогда не станет.
Поэтому уже проявившаяся точка зрения о том, что Путину не продержаться в президентском кресле более 2-3 лет, на мой взгляд, довольно идеалистична. При усилении протестной активности граждан до критического уровня Путин сначала сдаст госдуму. И, тем самым, канализирует на несколько месяцев протестную активность граждан в кампанию по выборам новой думы.
Отсюда практический вывод. Главными задачами для протестантов сейчас становятся две. Первая - изменение не столько способа формирования госдумы, сколько
технологии избирательных процедур. И вторая - подавление амбиций отдельных личностей с целью реального строительства не более 2-х новых массовых партий, а не многих десятков карликовых.