Пока в России догуливают последние дни лета, в Miami University в Огайо начинается учебный год. Тут никто не знает про «День знаний»: учёба в каждом штате, а иногда и в каждом учебном заведении идёт по своему графику. У нас первый день занятий сегодня, 24 августа.
В этом семестре я буду читать всего один курс - 'Human Rights: Past and Future' (POL 471/571), о котором и пойдёт речь в этом журнале. Заметки я буду вести в первую очередь для себя, друзей и коллег, так что надеюсь на дружелюбную атмосферу в комментариях.
Основная цель - зафиксировать все материалы и методики, которые сформировались за прошлый год, так как вряд ли я ещё раз буду читать этот курс в таком формате. Ещё, конечно, хочется подключить всех заинтересованных товарищей к обсуждению вопросов, которые я ставлю перед студентами. Это не только позволит мне получить больше материалов для рефлексии, но и обогатит сам курс. Часть ваших комментариев я планирую использовать, чтобы раскрывать точку зрения аудитории, с которой местные студенты вряд ли часто сталкиваются.
В рамках курса я предлагаю взглянуть на права человека не с точки зрения чётких правовых механизмов, которыми они сейчас стали, а с точки зрения философии, которая находятся в основе этой концепции. Всеобщая декларация прав человека - это очередная попытка человечества сформулировать универсальные моральные принципы, которые должны помочь нам жить в мире друг с другом. Причём если раньше мораль формулировали сначала на уровне одного племени или нации, а потом на уровне региона или религии, то Всеобщая декларация прав человека призвана сформулировать понятия добра и зла для всего мира.
Таким образом, права человека - это лишь верхушка огромного айсберга человеческой морали и этики. И чтобы по-настоящему понять прошлое и будущее этой концепции, нам надо начинать с азов, буквально пытаясь понять, что такое хорошо и что такое плохо.
Курс разбит на три части, которые отличаются по стилю и смыслу. Первый месяц мы занимаемся философией морали, потом мы ныряем в существующие механизмы защиты прав человека, а после этого - выныриваем в психологию морали. Очевидно, что каждый из этих блоков можно легко выделить в отдельный курс или даже целую специальность, но мне нравится возможность загрузить студентов столь разной информацией; если что-то их зацепит, я легко смогу предоставить им материалы для углублённого изучения темы.
Напоследок немного технической информации.
Курс читается на факультете политологии, но посещать его может студент с любого факультета. В западном образовании факультет играет иную роль, студент выбирает специальность (major) и набирает классы, которые необходимы для получения диплома по этой специальности. В частности, всем политологам в последний год обучения надо пройти один серьёзный класс (capstone); в качестве такового они могут выбрать мой курс. Зачем этот курс выбирают экономисты и биологи, я не знаю, но мне приятно иметь в классе точки зрения разных специалистов.
Семинар такого уровня не предполагает большого количества студентов. Мой лимит в 20 человек в этом семестре полностью выбран. Из записавшихся 15 - выпускной класса баклавариата, 5 - студенты магистратуры. Часть студентов я знаю по предыдущим курсам, но кое-кто, как мне кажется, мог выбрать курс исключительно из-за удобного расписания. Занятия будут проходить всего один раз в неделю, сдвоенной парой с 16 до 18.40 по понедельникам.
С технической вводной закончили, ждите материалов по сути.
Записи по материалам курса:
Неделя 1.
Первое занятие. Убиваем людей. Как студенты путника убили.Неделя 2.
Утилитаризм. Деньги решают всё.