Разделение церкви, I

Mar 08, 2005 09:06

Затевая серию записей о вест(визи)готах ~месяц тому назад (см. 1-ую и 2-ую часть), я хотел закончить ее рассказом о том, как небольшая вставка в Никейский символ веры, впервые принятая на соборе в вестготском Толедо (589 г), оказалась поводом для разделения церкви на римско-католическую и православную. Это разделение, построенное на теологическом разновидении Троицы, изолировало Россию и во многом определило её судьбу. В римско-католическом credo Святой Дух исходит от Oтца и Сына (filioque, 'и от Сына'), в православном - только от Отца. Разумеется, в одной-двух записях невозможно сколько-нибудь подробно рассказать о таких вещах. Естественно, у схизмы не одна, а множество экономических, исторических, психологических, теологических причин. Тем не менее, попробую взглянуть на предмет, не вдаваясь в богословие, без гнева и пристрастия.


В VI в (555 г), при императоре Юстиниане Восточной Римской Империи удалось разбить ост(остро)готов и захватить Апеннины. На короткое время былая целостность Римского государства была восстановлена. Однако вскоре после этих событий на территорию полуострова вторглись германцы-лангобарды (568 г). Отвлекаемый новыми проблемами (арабы - на Востоке, славяне - на Балканах, внутренние раздоры) Константинополь не мог противостоять этой угрозе. В Италии сложился баланс сил с папой в Риме, византийским наместником в Равенне и лангобардами, контролирующими значительную часть территории к северу от р. По со столицей в теперешней Павии. Восточная империя сохраняла свои позиции на юге Апеннин. В руках наместников апостола Петра оказались колоссальные землевладения (в т.ч. на Сицилии, в Калабрии), оставляемые бегущими в Константинополь хозяевами. В казне римских епископов сосредоточились значительные средства. Тем временем способность гражданской администрации Восточной империи контролировать положение вещей в Риме ослабевала. Забота о 'нуждах низкой жизни' переходила от равеннских продовольственных префектов и казначеев к папе, раздававшему горожанам хлеб из своих запасов и осуществлявшему денежные выплаты гражданским и военным лицам. Так сложилась уникальная практика совмещения светской и духовной власти, не свойственная Восточной империи, где со времен Константина Великого отрабатывалась модель 'цезарепапизма'. В этой модели христианству отводилась роль государственной религии при ведущем положении императора. Римские же реалии оформились в 'цезарепапизм наоборот', то есть был теологически обоснован приоритет церкви над светской властью (теократия папы Григория I Великого, 590-604 г).

Антиклерикальная политика, проводимая императором-иконоборцем Львом III Исавром, явилась попыткой преодоления кризиса, на гребне которого пассионарные арабы перешли границу Восточной империи и осадили Константинополь (717 г). Курс на ослабление имущественного положения церкви в пользу военного сословия принес свои плоды, и внешняя угроза была отражена. Исаврийский Лев 'конфисковал' папские владения на Сицилии и в Калабрии. Реванш иконопочитателей на соборе в Никее (787 г), где папе Адриану I удалось осудить иконоборцев, не способствовал возвращению Риму конфискованных земель; константинопольский двор оставил просьбу папы без внимания.


Находясь меж двух огней (лангобардами и Византией), папы вступили в союз с представлявшими значительную военную силу франкскими королями Пипином Коротким и его сыном Карлом Великим. В отличие от остальных германских племен-ариан, франки исповедовали христианство по римско-католическому канону. Одержав победу над лангобардами, Пипин Короткий передал папе Стефану III контроль над северной и центральной Италией, но не земли, конфискованные Исаврийской династией (756 г). Короновав Пипина, папа подтвердил законность его притязаний на власть. Таким образом, отношения между римскими прелатами и франкскими королями были - по крайней мере, с формальной точки зрения - противоположны их отношениям с Константинополем. Если в первом случае папа венчал на царство наследника престола, то во втором император утверждал выбранного курией прелата.

Незадолго до этих событий (752 г) в Риме был сфабрикован т. наз. 'Константинов дар' - известный документ, суть которого сводится к тому, что в благодарность за наставления в истинной вере и чудесное исцеление от проказы Константин Великий предоставляет папе Сильвестру I власть над Западной Римской империей (324 г). Средневековый гуманист Лоренцо Валла доказал, что этот документ является поздней подделкой. С "Даром" притязания наместников апостола Петра на утерянные Восточной империей земли на севере получили историческое обоснование. Юг Апеннин оставался под управлением Константинополя.

Сын Пипина Короткого Карл Великий завершил начатую отцом кампанию. Шарлемань, призванный в Италию по случаю захвата Рима королем Дезидерием, подчинил лангобардов и был провозглашен императором папой Львом III (800 г). Этот титул подчеркивал притязания франков; не будь Карл связан войнами с саксами, не угрожай ему Кордовский халифат, он, возможно, ввзался бы в прямой конфликт с Константинополем. Осудивший иконоборцев седьмой Вселенский собор (787 г) подтвердил Никейский ('от Отца') символ веры. Подогревая разногласия с Византией, Карл протестовал против этого решения под тем предлогом, что на соборе епископы Востока составляли абсолютное большинство. Папа Лев III был удивлен энергии, проявленной Карлом в отстаивании 'маленькой вставки'. В 809 г, в столице Каролингов Аахене был созван собор, на котором под давлением Шарлеманя 'filioque' был включен в догмат. Несмотря на сопротивление Льва III формула 'и от Сына' распространилась в приходах колоссальной империи Каролингов (см. карту).

Продолжено здесь.
Previous post Next post
Up