К написанию этого поста меня подтолкнул случай.
Гуляя по Лиссабону, наткнулся на очень интересное здание футуристической архитектуры на берегу океана. Интереса ради решив выяснить, что это за здание и что в нем расположено, я уже не в первый раз подумал, что надо написать пост о богачах, которые тратят свои деньги способами, вызывающими уважение.
Считается, что современную идеологию благотворительности очень богатых людей в эссе «Евангелие богатства» (The Gospel of Wealth) в 1889 году заложил
Эндрю Карнеги, основатель стальной империи «Carnegie Steel Company».
Сегодня хочу рассказать про трёх таких людей.
Слева направо: Антонио Шампалимо - Калуст Гюльбенкян - Генри Клэй Фрик. При этом сразу надо оговориться, что репутация у всех троих противоречивая и в любом случае они были далеко не "зайчики". Скорее "акулы".
1) Начну с португальца. Миллиардер
Антонио Шампалимо (1918-2004) был в момент смерти самым богатым человеком Португалии. Состояние нажил во времена диктатуры Салазара на производстве цемента.
Шампалимо завещал 500 миллионов евро на основание
научного фонда его имени, занимающегося биомедицинскими исследованиями в области нейрологии, онкологии и кардиологии.
Институт "Центр изучения неизведанного" фонда Шампалимо - это то самое футуристичное здание в Лиссабоне, которое меня так впечатлило.
А ведь мог купить "Челси" или "Анжи"! Но не стал. Всё это так меня заинтересовало, что я даже написал соответствующие статьи в Википедии.
2) Как я уже писал, Лиссабон нравится и нравился не только мне. Турецко-франко-британский предприниматель армянского происхождения
Калуст Гюльбенкян (1869-1955), также известный как «Нефтяной Талейран» и «Господин 5 процентов», был нефтяным магнатом, заложившим начало нефтедобычи на Ближнем Востоке.
Остаток своей жизни он провел в Лиссабоне - и не факт, что по своей воле. Но город этот любил, а чтобы отблагодарить Португалию за гостеприимство, подарил Национальному музею старинного искусства этой страны множество полотен. Кроме того, после смерти Гюльбенкяна по его завещанию был основан благотворительный фонд его имени и
музей Калуста Гюльбенкяна.
Этот случай ярко демонстрирует, что самое лучшее собрание может создать только человек, в котором "море денег" объединяется с "бездной вкуса". Музей мне так понравился, что я сделаю про него отдельный пост (а может, и не один).
3) О последнем персонаже (не имеющем отношения к Лиссабону), я уже как-то писал после
поездки в Нью-Йорк. Это
Генри Клэй Фрик (1849-1919), «барон-разбойник», «самый ненавидимый человек в Америке», «худший американский управляющий всех времен», а по совместительству - основатель моего самого любимого нью-йоркского музея
"Frick Collection" (что касается эпитетов, то, видимо, у американцев того времени были проблемы с воображением).
Он же - один из прототипов Фрэнка Каупервуда, персонажа "Трилогии желания" Теодора Драйзера (когда описывается период жизни Каупервуда в Нью-Йорке, упоминается роскошный дом, который он там себе построил - в этом-то особняке музей теперь и расположился).
Кстати, Фрик был компаньоном и соратником всё того же упомянутого в начале поста Эндрю Карнеги, которого то ли за благотворительность, то ли за внешность (а может, за все сразу) прозвали "Санта-Клаус", хотя в его биографии тоже много неоднозначного:
«Евангелие богатства» на русском я, увы, найти не смог.
P.S. Вот интересно - российские олигархи когда-нибудь будут учреждать исследовательские фонды и основывать художественные музеи?