"Партизаны" возвращаются

Sep 26, 2013 21:13

Для участия в сборах как можно большего числа резервистов военкоматы ни перед чем не останавливаются.

Мобилизационные сборы резервистов проходят в эти дни в Ленинградской области. Первые за двадцать с лишним лет. Срок немалый. Что, кажется, и стало решающим фактором в том, как они организованы. Иначе как скандальной эту организацию не назовешь.


Военным комиссариатам вышестоящее начальство утвердило строго определенные квоты на призываемых в срочном порядке в воинские части жителей региона. Для Всеволожского района области, например, - пятьсот человек. Для отдаленных Тихвинского и Волосовского районов - немногим более ста. Не остался в стороне и Петербург, где, понятно, резервистов в возрасте от 25 до 35 лет немало, учитывая масштабы мегаполиса.

Молодых людей именно данной возрастной группы в первую очередь коснулся «экспресс-призыв». Или лучше сказать - не призыв, а настоящая облава с отправкой в неизвестном направлении. Потому что потенциальных защитников Родины караулили у предприятий и организаций, врывались к ним в квартиры, вытаскивали из постелей. Потом, не утруждая себя объяснениями, сажали в машины и увозили. Независимо - день ли на дворе, ночь ли...

Один из жителей Тихвина, 32-летний инженер, назовем его Александр, по его словам, был остановлен поздним вечером недалеко от своего дома группой в штатском, которую принял поначалу за бандитов. Решил было ретироваться. Не тут-то было! Его не то чтобы повязали - этого не было. Но цепко ухватили за рукава куртки, сунув под нос какой-то листок: «Вам повестка, распишитесь!». А потом препроводили Александра в его квартиру, дали с десяток минут, чтобы собрал мешок с самыми необходимыми в дальней дороге вещами, и, усадив в микроавтобус, отвезли на местный сборный пункт.

Там уже томилось немало таких бедолаг. Всех вместе их ночью, ничего не объясняя, куда-то везли по скверным областным дорогам. Выяснилось - доставили в поселок Каменку Выборгского района области. Там расквартирована мотострелковая бригада, печально знаменитая в Западном военном округе многочисленными ЧП со служащими по призыву.

─ Привезли, построили, и велели шагать на склад, одеваться в военно-полевую форму, - рассказывает Александр. - Мне достались ботинки размера на три больше нужного, других не было. Головного убора вообще не хватило. Едва переоделся - новая команда: бегом в казарму, которая оказалась почему-то километра за три от склада. Места в казарме всем не хватило. Устроились поспать в коридоре - по-походному, подложив под голову вещмешки…

Другой «новобранец» из числа отправленных на военный сбор, Игорь Х., попавший в воинскую часть под Лугой, был «забрит» военными прямо на работе. Признается: так растерялся, что не успел даже позвонить жене. А дома - маленький ребенок, которому нет ещё и года. «Будет ведь волноваться, не дай бог, молоко пропадет», - сетует Игорь. На вопрос, что ж позже не позвонит жене, не успокоит, ответил растерянно: «Так сотовый телефон у меня сразу забрали, сказали, что он не нужен на полигоне»…

─ Телефоны? Конечно отбирали, - сказал корреспонденту «СП» областной военком Павел Земляной. - Зачем им телефон - чтобы жаловались?.. И вообще, мы действовали строго в рамках закона, предполагающего оперативную мобилизацию резервистов на случай военной угрозы. Они - граждане России. Обязаны законы выполнять, реагировать четко, быстро, без лишних вопросов. А вдруг завтра война? В мире вон как неспокойно! Что, тоже будут журналистам жаловаться на «нехорошее обращение»?

«СП»: - Уточните, пожалуйста, Павел Борисович, какое количество резервистов определило вам начальство для отправки в войска?

─ Это конфиденциальная информация.

«СП»: - Разве? По-моему, в вашем регионе она уже ни для кого не секрет - около полутора-двух тысяч молодых мужчин, так?

─ Не уполномочен.

«СП»: - А зачем было «выдергивать» людей с работы и даже ночью из постелей? Неужели они не пришли бы, вручи вы им своевременно повестку, в которой четко обозначены цель, место и сроки военных сборов?

─ Никого мы не «выдергивали». Вручали повестки под личную роспись призываемых. Каждый военнообязанный гражданин знает, что в любой момент он может быть востребован как солдат. И должен быть готов по первому зову встать под ружьё. Вот мы и проверили эту готовность.

Открестился Павел Земляной и от жалоб на действия его подчиненных. Мол, ни одной к нему не поступало. «Забрили» среди прочих и не очень крепких здоровьем людей? Враньё, утверждает военком. Медкомиссия всех осматривала, у кого нашли проблемы со здоровьем - отправили назад, домой.

Медкомиссия действительно осматривала резервистов. По официальным данным, семьдесят человек были признаны негодными к военным сборам. Но, видимо, медики торопились (или их торопили). Потому что, по данным общественной правозащитной организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга», в строю нежданно-негаданно для себя оказалось несколько человек с явной патологией.

Один из них - житель Гатчины Алексей В. Во время срочной службы он перенес инфекционный менингит. В госпитале парня буквально вытащили с того света. После лечения он был комиссован «подчистую». И вот на тебе - опять призвали! Его мама, рыдая, умоляла сотрудников местного военкомата оставить её сына дома. Куда там! «Послужит день-два и вернется, ничего страшного», - «успокаивали» её.

Из той же Гатчины забрали «немножко повоевать» ещё одного Алексея, 22-летнего, отслужившего срочную и вернувшегося домой поздней осенью 2010-го. По закону первые два года после «дембеля» он никаким армейским сборам не подлежит. Так - по закону. На деле же…

К слову: всем, кто попал нынче под «скоростную мобилизацию», военные говорили, что продлятся сборы «не больше двух дней». Мол, жены, матери, сестры и не заметят вашего отсутствия. Но на исходе уже первая неделя, а о завершении «операции «Мобилизация» пока не слышно.

Спрашиваю у начальника пресс-службы Западного военного округа полковника Олега Кочетова: связана ли данная военная операция по отправке потенциальных защитников Родины на полигоны с масштабными стратегическими учениями «Запад-2013», которые проходят сейчас совместно с военнослужащими Белоруссии?

─ Никак нет, - отвечает Олег Александрович. - Сборы, о которых вы спрашиваете, плановые. Они касаются только людей, вышедших в запас. Проводятся не реже, чем один раз в два года.

«СП»: - Что-то не припомню, чтобы два года назад было подобное…

─ Два года назад я служил ещё в Южном военном округе. За то, что было или не было здесь, не отвечаю. Директива о проведении нынешних учений резервистов получена 17 сентября. Уже через два-три дня люди должны были быть в казармах. На раскачку времени не оставалось.

«СП»: - Говорят, появление резервистов в воинских частях оказалось полной неожиданностью для командиров. Новичкам негде было спать, в столовой для них не хватало еды…

─ У меня такой информации нет. И вообще, если у вас имеются какие-то вопросы - пришлите официальный запрос. В течение десяти дней подготовим ответ.

Да, с военными особенно не поговоришь.

─ То, что творится с нынешними сборами для резервистов, просто какой-то ужас, - сказала «СП» Элла Полякова, руководитель организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга». - Очень много жалоб от ребят и их родителей на то, как всё плохо продуманно, неорганизованно. Такое впечатление, что сами инициаторы «плановых учений» оказались застигнуты врасплох. Сборы проводились словно впопыхах, скорее, для «галочки». Похоже, непорядок и в тех документах, что находятся в военкоматах. Иначе как объяснить, что повестки выписывались как недавно уволенным в запас, так и явно нездоровым мужчинам? Слава Богу, что хоть обошлось без серьёзных происшествий…
Источник: svpressa.ru

МО, власть

Previous post Next post
Up