Прочитала статью как устроено среднее финское образование
Статья интересная, прям зацепило.
Я не считаю, что всё описанное в статье надо перенимать и русским школам. Но я нашла для себя массу интересного, чего явно не хватает и нам, например:
Сравнение учеников друг с другом запрещено. Дети, как гениальные, так и с большим дефицитом умственных способностей, считаются «особенными» и учатся вместе со всеми.
Финны говорят: «Либо мы готовим к жизни, либо - к экзаменам. Мы выбираем первое». Поэтому экзаменов в финских школах нет. Контрольные и промежуточные тесты - на усмотрение учителя.
Учитель не знает, кто по профессии (или социальному статусу) родители ребенка. Вопросы учителей и анкеты, касающиеся места работы родителей, запрещены.
Нет «любимых» или «ненавистных грымз» учителей. Финские учителя должны выполнять свою работу наставника. Все они одинаково важны в трудовом коллективе: и «физики», и «лирики», и учителя труда.
Педагоги не унижают учеников.
Все учителя заключают контракт только на 1 учебный год, с возможным (или нет) продлением, а также получают высокую зарплату. (А ведь это весьма правильный подход. "Свежий" учитель всегда полон энергии и дает массу новых знаний).
Бесплатны экскурсии, музеи и другая внеклассная деятельность.
Любые сборы родительских средств на любые цели запрещены.
Для каждого ребенка составляется индивидуальный план обучения и развития.
В школе преподают только то, что может понадобиться в жизни. Здешние детишки с детства знают, что такое портфолио, контракт, банковская карта. Умеют высчитать процент налога на полученное наследство или заработанный в будущем доход, создать сайт-визитку в интернете, просчитать цену товара после нескольких скидок или изобразить «розу ветров» на данной местности.
Финны полагают, что школа должна научить ребенка главному - самостоятельной будущей успешной жизни. Поэтому здесь учат размышлять и самим получать знания. Важны не заученные формулы, а умение пользоваться справочником, текстом, интернетом, калькулятором - привлекать нужные ресурсы к решению текущих проблем.
3-6 класс: Начинается изучение английского языка. В 4 классе - еще один иностранный язык на выбор: французский, шведский, немецкий или русский. Вводятся дополнительные дисциплины - предметы по выбору, в каждой школе они свои: скорость печатания на клавиатуре, компьютерная грамотность, умение работать с деревом, хоровое пение. Почти во всех школах - игра на музыкальных инструментах, за 9 лет обучения дети попробуют все, от дудочки до контрабаса.
7-9 класс. Отмечу, что понравились такие предметы как: основы здоровья, религия (для атеистов - жизнепонимание), труд, который не разделяется отдельно «для мальчиков» и «для девочек». Все вместе учатся варить супы и вырезать лобзиком. В 9 классе - 2 недели знакомства с «трудовой жизнью». Ребята находят себе любое «рабочее место» и с великим удовольствием отправляются «на работу».
Форма отсутствует, так же как и какие-то требования по поводу одежды, можно прийти хоть в пижаме. Сменная обувь требуется, но большинство детей младшего и среднего звена предпочитают бегать в носках.
В теплую погоду уроки часто проводятся на свежем воздухе у школы, прямо на травке, или на специально оборудованных в виде амфитеатра лавочках. Во время перемен учеников младшей школы обязательно выводят на улицу, пусть даже на 10 минут.