До кризиса 2008 года Китай рос в основном за счет освоения европейского и американского рынков. В 2000-х годах китайский экспорт рос ежегодно на 20%, что обеспечивало рост экономики на уровне 10% в год. Такие темпы роста вполне устраивали китайское руководство.
После кризиса 2008 года экспорт как источник роста экономики себя в значительной степени исчерпал в силу 2 причин:
- в США и Европе началась рецессия;
- США и Европа начали резко ослаблять свою валюту посредством снижения процентных ставок, что ударило по импорту;
В поисках новых источников роста Китай принял решение резко увеличить объемы кредитования собственной экономики. На графике ниже хорошо видно как сломался тренд в 2009 году. Последние 7 лет денежно-кредитная политика китайских властей была исключительно агрессивной. Цель состояла в том, чтобы обеспечить рост на уровне не менее 8%.
Совокупные активы банковского сектора Китая с конца 2010 года выросли в 2 раза и достигли 29 трлн. долларов, что в 2 раза выше совокупных активов банковского сектора США.
Совокупный долг китайской экономики достиг 252% ВВП. По этому показателю Китай догнал США, Германию, Великобританию. При этом качество кредитов, выданных банками, как становится понятно сейчас, было не всегда высоким. Объем дефолтных кредитов (NPL) согласно официальным данным составляет 300 млрд долларов по состоянию на июнь. Т.е. 1% от общего объема выданных кредитов, что немного. Проблема в том что за год он вырос на 40% согласно официальным данным, которым принято не верить. А это означает что у банковской системы есть серьезные проблемы. Никто не знает насколько глубок долговой кризис в Китае. О масштабе бедствия можно только догадываться, потому как китайский ЦБ (PBOC) раскрывает информацию об активах банковского сектора в микроскопических объемах. Американские инвест банки преполагают что ситуация с плохими долгами в Китае может быть значительно хуже нежели аналогичная проблема в США перед кризисом 2008. С их точки зрения раздать за 4,5 года кредитов на 15 трлн долларов и не получить серьезнейших проблем с плохими долгами невозможно.
В результате исключительно высоких темпов роста объемов кредитования Китай столкнулся с еще одной проблемой - перегревом экономики. Признаки перегрева наиболее явно заметны на рынке недвижимости. Credit Suisse оценивает инвестиции в недвижимость Китая в размере 18,7% ВВП. Moody's дает еще большую оценку - 23% ВВП. Это очень много. В Ирландии и Испании, когда лопнули пузыри на рынке недвижимости доля инвестиций в недвижимость относительно ВВП составляла 21,5%. Согласно официальным данным за последние 8 лет цены на жилую недвижимость в Китае выросли на 113 процентных пунктов, что явно указывает на наличие пузыря. В западной и отечественной прессе любят приводить следующий пример - за 2 последних года цементная индустрия Китая выпустила 4,9 млрд тонн цемента, что больше чем США произвели цемента за весь 20 век.
Индекс цен производителей держится ниже нуля с февраля 2012 года (см диаграмму). Это также указывает на кризис перепроизводства в ключевых отраслях китайской экономики.
Кстати, китайский опыт монетарного регулирования последних 6 лет это хороший пример того как кратное увеличение объемов кредитования собственной экономики проиводит не к инфляции, а к дефляции.
Перегрев китайской экономики привел к беспрецедентному по масштабам оттоку капитала. Согласно расчетам JP Morgan отток капитала из Китая за последние 5 кварталов составил 520 млрд долларов (см диаграмму). Такого не было никогда в истории ни одной страны.
Отрицательное сальдо капитального счета превысило положительное сальдо текущего счета, в результате чего в платежном балансе Китая образовалась дыра (см диаграмму).
Появление дырки в платежном балансе Китая связано с тем что китайский юань привязан в доллару США. США начали резко укреплять доллар во второй половине 2014 года (об этом мы писали
здесь). Соответственно, начал укрепляться юань, что ударило по китайскому экспорту. Впервые Китай оказался проигравшим в currency war.
Дальше лопнул пузырь на фондовом рынке.
Это вообще необъяснимый косяк китайского регулятора. Чтобы сначала пустить на фондовый рынок несколько миллионов крестьян, не имеющих даже начального образования, а потом не заметить как цены на фондовом рынке бьют рекорды с абсурдной скоростью, нужно быть слепым.
По итогам 2-го квартала 2015 года СтатБюро Китая подтвердило темпы роста на уровне 7% в годовом выражении, но никто не верит в эти цифры. Американские инвест банки предполагают что темпы роста экономики Китая завышены как минимум вдвое.
Короче говоря, сказка кончилась. В течение 35 лет китайская экономика показывала феноменальные темпы роста и двойное положительное сальдо платежного баланса. Такого не было даже близко в истории ни одной страны в 20-м веке. Китайская экономика показала абсолютную устойчивость во время кризиса 1997-1998 годов и 2008-2009 годов. Успешность китайской экономики стала восприниматься как нечто незыблемое и фудаментальное. Но всё хорошее когда-нибудь заканчивается. Лопнувший пузырь на фондовом рынке показал что-то непоправимо сломалось в китайском экономическом чуде. Потому что нужно иметь абсолютно бессмысленный регулятор, чтобы допустить такое феерическое фиаско. Раньше такого не было. Китай как раз славился своей безупречной макропруденциальной политикой.
Что дальше? Дальше Китай будет девальвировать юань. (Американские инвест банки оценивают вероятность девальвации юаня как очень высокую). Дальше Китай будет чистить банковскую систему от плохих долгов (первые госкомпании пошли на банкротство в апреле месяце) и рекапитализировать банковскую систему. И дальше Китай будет ослаблять ДКП. Точнее уже начал ослаблять (см диаграмму).
Задача перед китайским руководством стоит очень непростая. Только если Китаю удастся разрешить клубок экономических проблем, он сможет претендовать на глобальное доминирование.
Мы будем держать вас в курсе.