На днях открыл книгу: «Хрестоматия по сравнительному богословию. Учебное пособие для III курса Духовной семинарии» (Москва, Подворье ТСЛ, 2005)... и был чрезвычайно удивлен увидеть там среди множества статей, в которых - где лучше, где хуже - обсуждаются особенности католического и протестантсткого богословия в сравнении с богословием православным
(
Read more... )
Comments 152
Но в этой хрестоматии мне бросилась в глаза еще одна ее особенность: в ней нет НИ ОДНОГО собственно католического текста. Если различные аспекты полемики представлены "многообразне и многочудне", то текстов, с которыми идет эта полемика, нет.
Нет официальной формулировки догмата об исхождении Духа, нет определения Флорентийского Собора о чистилище, нет "Pastor Aeternus" и исходного вида догмата о вероучительной безошибочности...
Как предполагается изучения предмета, если имеется стороннее описание предмета, но нет самоописания? Тут уже как-то приводился пример с изучением Паламы по Акиндину. Разницы, по-моему, немного.
Reply
(The comment has been removed)
Дорогой о. Максим, а почему странно писать о Лосеве в формате ЖЖ? Это ведь частные заметки. Написание статьи этому не противоречит.
/но при случае о его оценке католичества нужно будет сказать нечто. М.б., на Богослове./
Здорово было бы, если бы вы как специалист в этой области отметили этот момент. Потому что использовать идеи Лосева в диалоге с католиками - это то же, что при расслаблении желудка давать иммодиум :)
Reply
(The comment has been removed)
Reply
Что касается "различий" между православной и католической мистикой - то, по моему мнению, такого различия нет и в помине, а есть наше православное невежество относительно форм католической мистики. Там очень много разных направлений (уже в средние века) - начиная от восточного монашеского устава и кончая сомнительными духовными кружками. Кстати, то же самое и у нас. В Католической Церкви, например, бенедиктинское строгое монашество, живущее по уставам Василия великого, есть и сейчас. А попытка Лосева увязать мистику с Филиокве - просто бред, с моей точки зрения.
Reply
А филиокве в его латинской редакции с учением об обожении не совместимо.
Я вижу такую цепочку.
Reply
А Иоанна Кассиана Вы читали? Или "Невидимую брань" преп. Никодима Святогорца? Так вот - это "католические" книги о молитве и духовной жизни. Вторая особенно показательна: преп. Никодим издал книгу Лоренцо Скуполи с небольшой редакцией. Интересно, что всю духовную часть он оставил, а упоминания о папе и некоторых догматах убрал. Так что точка зрения Никодима о прямой зависимости католической мистики от филиокве отличалась от Вашей.
Вообще же, чтобы иметь некоторое представление, надо почитать книги о. Гавриила Бунге. Узнаете многое об умной молитве у католиков.
Reply
У вас с точностью до наоборот. Лосев как раз говорил о том, что человеческое мышление является подобием бытия Пресвятой Троицы. Точнее целый человек - образ и подобие Троицы.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment