Гаро (ガロ) - ежемесячный журнал манги, издававшийся в Японии с июля 1964 по декабрь 2002. В основном в нем печатались андеграундные и авангардные произведения.
В 60-х годах, когда манга в Японии по большей части представляла собой веселые картинки для детей и серьезные работы были редкостью,
Сампэй Сирато искал платформу для издания своей серии Kamui. В сентябре 1964 года Кацуити Нагаи при содействии Сампэя Сирато основал журнал Гаро. Своим названием журнал обязан как раз одному из персонажей манги Сирато. Первый номер (формат B5, 130 страниц, цена - 130 иен) вышел тиражом 5 000 экземпляров.
Именно манга Сирато, Kamui, стала первой серией, опубликованной в Гаро. Это было драматическое повествование о ниндзя в феодальной Японии. В манге затрагивались такие острые социальные и политические вопросы, как классовая борьба и борьба с авторитарным режимом. Kamui завоевала огромную популярность среди интеллигентов и радикально-настроенных студентов, что позволило значительно увеличить тираж журнала.
Вскоре Гаро привлек несколько значительных мангак, работающих в жанре
гекига, например:
Ёсихиро Тацуми и Ёсихару Цуге, и начал открывать и продвигать новых молодых авторов.
Пик популярности Гаро пришелся на 1971 год, когда его тираж достигал 80 тысяч экземпляров. На протяжении длительного времени журнал оставался единственной площадкой для экспериментальной, некоммерческой манги в Японии. В период расцвета у Гаро появилось несколько клонов, например: журнал
COM, основанный легендарным Осаму Тезукой, и Comic Baku.
Но уже к концу 70-х, началу 80-х популярность журнала пошла на спад, и в середине 80-х его тираж не превышал 20 тысяч экземпляров. Тем не менее до 1991 года журнал оставался независимым изданием, но его положение было настолько бедственным, что Кацуити Нагаи не мог платить авторам.
В 1991 году Гаро был куплен одним разработчик компьютерных игр. С приходом нового руководства в журнале стала печататься более коммерческая манга, а также на страницах журнала начали размещать рекламу компьютерных игр. Постепенно сформировавшийся костяк авторов покинул Гаро; некоторые из них перешли в журнал
Ax.
В отличие от многих популярных журналов Гаро не устанавливал строго заданных рамок и ограничений по стилю рисунка и содержанию; он выступал в качестве экспериментальной площадки, где мангаки могли полностью выразить себя, свободные от давления со стороны и жанровых ограничений. Это был единственный журнал, который никоим образом не ограничивал творческую свободу мангак. Было лишь два критерия для отбора работ: (1) история должна быть интересной, (2) содержание превалирует над формой.
Хотя Гаро никогда не причисляли к одним из главных журналов манги, он оказал значительное влияние как на развитие манги в частности, так и на японское общество в целом. Многие мангаки, которые начинали свой творческий путь в Гаро, стали впоследствии знаменитыми не только в Японии, но и за рубежом. Современный графический дизайн в Японии многим обязан таким художникам, как King Terry, Seiichi Hayashi, and Shigeru Tamura, чьи работы также публиковались в Гаро.
Долгое время работы из журнала Гаро не переводились на английский ни официальными издателями, ни сканлейторами. В начале 90-х Viz Comics издала часть манги Сампэя Сирато, которая вышла под названием
Legend of Kamui. Уже в 2000-х издательство
Blast Books лицензировала и выпустила такую мангу, как Mr. Arashi's Amazing Freak Show, Hell Baby, Panorama of Hell и сборник коротких историй Comics Underground Japan. Многие из этих произведений изначально публиковались именно в Гаро. В 2008 году издала три сборника коротких историй Ёсихиро Тацуми. Некоторые из этих историй мангака рисовал для журнала Гаро.
В России "Фабрика комиксов" выпустила
Шоу уродов господина Араси.
Обложки: