Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв...
(А.С. Пушкин)
Греческий православный монастырь Мар-Саба.
Лавра основана в 6 в. на месте пещеры, где поселился преподобный Савва, и вокруг которой разрослась обитель. Здесь имеется чтимая икона преп. Андрея Критского и хранятся мощи монахов, убитых сарацинами.
Главный храм обители посвящен празднику Благовещенья и воздвигнут в 6 в. императором Юстинианом, очень чтившим преп. Савву.
В этом монастыре подвизался преп. Иоанн Дамаскин (8 в.) Здесь он создавал свои прекрасные духовные поэтические и литургические творения, соединял в одно произведение Канон Андрея Критского. В его пещере-келье находится икона Богородицы "Троеручица", от которой было явлено чудо, когда по молитве отрубленная рука Иоанна срослась и стала здоровой. Над кельей устроена церковка во имя Иоанна Предтечи, в которой преп. Иоанн Дамаскин и был похоронен. Впоследствии его мощи были увезены крестоносцами и в настоящее время хранятся в Венеции.
Будучи настоятелем обители, преп. Савва Освященный написал первый Устав последования церковных служб, известный под названием Иерусалимского Устава, принятый во всех палестинских монастырях.
Лавра преподобного Саввы лежит на юго-восток от Иерусалима в 17 км в продолжении Кедронской долины, сворачивающей к Мертвому морю. Лавра не хранит никаких евангельских воспоминаний, но каждый паломник в Св. Землю считает долгом ее посетить.
Путь к Лавре хотя и недолог, но бывает весьма затруднительным, ввиду того, что монастырь находится на территории Палестинской Автономии, которая отрезана разделительной стеной и блокпостами. Дорога из Иерусалима приводит сначала в пригороды Вифлеема, а по сути - бедуинские селения, деревни.
Вот, к примеру, как раз в тех окрестностях:
На выезде из Вифлеема дорога начинает замысловато петлять, постепенно спускаясь в долину Мертвого моря.
Пространство пустыни здесь холмистое, изрезанное балками, оврагами и прочими следствиями многовековой деятельности природных стихий. Местность настолько экзотична, что невольно возникают ассоциации с лунной поверхностью и причудливыми кратерами :)
Оазис жизни посреди бесплодной пустынной бездны представляется сюрреалистичным явлением, вызванным воображением в знойный полдень.
Возникла Лавра в 6-м столетии. Ее основателем был преп. Савва, родом из Каппадокии, где он начал иночествовать еще ребенком. Придя на поклонение св. местам Иерусалима, он прожил 15 лет в обители преп. Евфимия Великого; по смерти же его уединился в скалах над Кедронским потоком, где долгое время жил в пещере. Когда вокруг него стали селиться ищущие подвига, основалась обитель, в которой преп. Савва был настоятелем. Достигнув 48 лет, он был посвящен в иерейский сан, почему и начал называться Освященным. В то время обитель насчитывала уже более 1000 человек братии и стала именоваться Лаврою.
Преп. Савва прославился достойным житием далеко за пределами страны. Он дожил до 94 лет и был погребен в Лавре.
Над гробницей его посреди двора недалеко от входа поставлена шестиугольная часовня. Мощи Преподобного почивали здесь более 500 лет, но были увезены крестоносцами в Венецию. В 1965 г. мощи преп. Саввы были торжественно возвращены в Лавру.
Первая пещера, где жил Преподобный вначале, находится в южной части Лавры; она увешана старинными иконами. Первоначальная церковь, устроенная им для умножившейся братии, также в пещере, теперь ушла под землю: это храм во имя св. Николая. Здесь в глубине сложены черепа и кости избиенных в 8-м веке сарацинами насельников Лавры.
Главный храм Лавры посвящен Празднику Благовещения Пресвятой Богородицы. Он воздвигнут в 6-м веке Преподобным с помощью императора Юстиниана, очень чтившего преподобного Савву. В нем изящной работы резной иконостас; на Царских вратах вместо евангелистов изображены 4 великих палестинских подвижника: преп. Савва, Харитон, Евфимий и Иоанн Молчальник, последний подвизавшийся также в Лавре. В алтаре хранятся мощи преп. Ксенофонта, Аркадия и Иоанна, спасавшихся здесь под руководством св. Саввы.
В этой же Лавре подвизался и почил в 8-м веке св. Иоанн Дамаскин; его келью показывают над церковью св. Николая. В ней он прожил 50 лет и в ней написал свои дивные творения, составившие основу нашего богослужения. Над кельей своей преп. Иоанн поставил церковку во имя своего Ангела - св. Иоанна Предтечи, где и погребен. Отсюда крутая лестница ведет в сторожевую башню Лавры, называемую Юстиниановой.
Снаружи Лавра имеет вид неприступной крепости над обрывом.
Напротив стоит вторая башня, подобная с виду Юстиниановой; туда препровождались женщины-паломницы, так как по изначально принятому уставу обители внутрь Лавры они не допускаются.
Обычно, пока отцы/мужи/и юноши скрываются за монастырскими стенами, сокрушенные матушки/жены/и просто паломницы вынужденно томятся на площадке рядом с обителью. Палимые жарким солнцем пустыни, не имея где главу преклонить возможности уединения в тени, ибо ее здесь просто нет, как нет и существенной растительности.
Как правило, для утешения томящихся, болящих, скорбящих и озлобленных, выходит старенький монах, который рассказывает историю обители, предлагает святыньки: иконочки преп. Саввы и масло, освященное на его мощах. По святым молитвам преподобного, тяжко болящие (раком и др.) получают облегчение и даже исцеление ! А еще иногда раздаются, кажется, освященные веточки или листочки (или что-то еще), в благословение желающим иметь детей.
С обрыва открывается фантастический вид на монастырь и на окружающие ландшафты с их аскетичной красотой.
Можно спуститься в ущелье к источнику, изведенному некогда чудесно из скалы преп. Саввою. (Вода в источнике собирается скупо, медленно, но не иссякает никогда.)
По дну ущелья течет поток Кедрон, сбегающий с иерусалимских возвышенностей в долину Мертвого моря.