Между 1206 и 1214 группа отшельников с
горы Кармель обратилась к
Альберту, патриарху Иерусалимскому, с просьбой написать им устав. Альберт
просьбу уважил, и тем самым способствовал появлению на свет нового религиозного ордена -
кармелитов. В 1226 этот "устав Альберта" был одобрен папой
Гонорием III. Устав изложен в виде письма, адресованного "возлюбленным сыновьям во Христе, Б и другим отшельникам"; источник 14 века расшифровывает "Б" как Брокар (Brocard). По всей вероятности, латинские отшельники поселились в ущелье на рубеже 12-13 веков, после третьего крестового похода. На выбор места жительства, вероятно, повлияла традиция, связывавшая те места с пророками Элиягу (он же Илья) и Элишей (он же Елисей). А может, просто пейзаж приглянулся...
Текст от 1231 сообщает нам, что "около монастыря св. Маргариты, на отроге той же горы, есть красивое место где живут латинские отшельники, называющие себя братьями с горы Кармель. Там есть маленькая церковь, посвящённая Нашей Госпоже, и вокруг много источников, бьющих из скалы." (Les pelerinages por aler en Jherusalem). Карта от 1252 показывает некий "heremitorium" рядом с "жилищем Элиши" и "источником". Благодаря этим и другим подобным источникам можно достаточно уверенно ткнуть пальцем в развалины в ущелье Вади Сиах и заявить, что здесь-то и находится малая родина кармелитов.
Именно об этих будущих развалинах, видимо, ведёт речь в 1263
Урбан IV, мол братья начали строить роскошный монастырь, а закончить денег не хватает. С изгнанием крестоносцев (1291) монастырь прекратил своё существование. Традиция гласит, что монахи были вырезаны мамлюками. Однако призыв собрать книги и документы, вывезенные кармелитами из Святой Земли (1294) позволяет предположить, что многие братья спаслись; возможно монастырь был благополучно эвакуирован. Так или иначе, орден вернулся на Кармель только примерно в 1631 году, да и то
не совсем туда, а скорее на место вышеупомянутого монастыря св. Маргариты. В 1881 кармелиты купили землю, на которой располагался средневековый монастырь, и четыре года спустя построили там часовню. В 1958-61 францисканец
Багатти проводил раскопки монастыря. Наиболее раниие следы человеческого присутствия, обнаруженны Багатти, относятся к четвёртому веку; некоторые полагают, что речь идёт о византийской лавре, возможно о "монастыре св. Елисея"
упомянутом пилигримом из Пьяченцы в 570:
Из Птоломаиды морем насупротив в Иудейский город Сукамин меньше милиария прямо, а по морскому берегу шесть миль. Становище Самарян, в одном милиарие от Сукамина, под горою Кармилом. Выше этого становища в полмилиарие монастырь святого Елисея, где его встретила женщина, сына которой он воскресил. На горе Кармиле находят небольшой круглый камень, который звенит, когда его трясут, а между тем он плотен. И такое действие этого камня: если его повесить женщине или какому-либо животному, то никогда не будет выкидыша.
(from The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem By Denys Pringle)
Мы в город изумрудный идём дорогой не то чтобы очень трудной:
Кабабир с
ахмадийской мечетью:
Почти дошли. Источник Айн Умм аль-Фарадж, из которого, надо полагать, монахи брали воду:
И двухэтажная пещера (номер 4 на схеме):
Теперь совсем дошли. Церковь:
Ворота вроде из
куркара:
Остальное здание из местного известняка, с такими вот вкраплениями может-кто-подскажет-чего:
Размер здания - 26 на 8.85 м, толщина стен 1.2 м. Вероятно, сперва была построена западная часть церкви ("маленькая церковь", существовавшая в 1231 ?), потом восточную стену сломали и здание удлиннили (большой проект середины 13 века ?).
Здесь была колокольня:
Современная часовня (номер 6 на схеме):
Над дверью, похоже, когда-то был
символ кармелитов:
Из-за часовни выглядывает западная часть монастыря:
Имеем множество
царапок, обычно представляющих собой две-три параллельные чёрточки:
Ну а это что такое непонятное, чудное ?
За стеной - помещения, обозначенные на схеме цифрами 2 и 3:
Здесь была арка:
Дальше:
Здесь тоже есть царапки, которыми и заканчивается отчёт:
Фотографии:
1) в
picasa web albums2) в
wikimedia commons ГугльМэп местности.
Ссылки:
The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem: L-Z By Denys PringleThe Carmelite Tradition By Steven PayneThe perfection of solitude: hermits and monks in the Crusader States By Andrew JotischkyBiblewalks.com Отчёт ЖЖ юзера
irenase