Монастырь Нораванк, Армения

Apr 06, 2013 14:11



Монастырь Нораванк (что в переводе означает "новый монастырь/храм") был основан в 1205 г. епископом Ованнесом. Предположительно на этом месте когда-то находился языческий храм, и первые монахи монастыря жили в руинах этого храма, разрушенного землетрясением. В 1216 г. по указу князя могущественного князя Липарита Орбеляна к 1227 г. здесь возводится новая церковь, Нораванк,

Маршрут по Армении на 5 дней
Между солнцем и землей (Армения, октябрь 2012 года), часть 1 - подготовка и полезное
Между солнцем и землей - часть 2, Хор Вирап

Поскольку встали мы рано, а я с утра приняла таблетку драмины, чтобы меня не укачивало, после Хор Вирапа меня в тепле машины сморило и проснулась я, когда мы уже подъезжали к Нораванку. Я удивилась: по программе вторым пунктом у нас значился винный завод Арени и я рассчитывала увидеть перед собой именно его, и более того, - Лика советовала пройти часть пути по ущелью до Нораванка пешком, а мы этот совет, получается, продрыхли (справедливости ради отмечу, что пешком мы прогулялись на обратном пути). Прибыли сюда мы в районе 10.30, и первоначально по монастырю бродили только мы и еще один турист, который так же старательно обходил нас стороной, как и мы его. Полная приватность, одним словом. А вот минут через 40 в монастырь привезли пару групп и впечатление было уже не то. А пока мы просто гуляем под ярким солнцем.









Монастырь Нораванк (что в переводе означает "новый монастырь/храм") был основан в 1205 г. епископом Ованнесом. Предположительно на этом месте когда-то находился языческий храм, и первые монахи монастыря жили в руинах этого храма, разрушенного землетрясением. В 1216 г. по указу князя могущественного князя Липарита Орбеляна к 1227 г. здесь возводится новая церковь, Нораванк, давшая название монастырю (сейчас это церковь Сурб Карапет), затем к 1275 г. в монастыре строится родовая усыпальница князей Орбелянов, а в 1339 г. князь Буртел Орбелян выделяет средства на церковь Сурб Аствацацин. Крепостные же стены, которые сейчас выглядят с храмами очtнь органично, были построены гораздо позднее - в XVII-XVIII вв. С историей монастыря связаны также и имена замечательных мастеров Смранеса и Момика - великих армянских зодчих и скульпторов.

При входе в монастырь с левой сторон вы увидите стройную двухэтажную церковь Сурб Аствацацин (Святой Богоматери, 1339). Она считается архитектурным шедевром и была последней работой мастера Момика, чья могила расположена с южной стороны церкви. Момик, получивший образование в Киликии, увлеченный готическим искусством Европы (вероятно, через крестоносцев), создавал шедевры резьбы по камню, которые признаны одними из лучших работ по камню в средние века.













Со стороны входа на второй этаж ведет узкая лестница. Денис взобрался туда достаточно быстро и без хлопот,



я же осилила три ступеньки, после чего мне в бок впился какой-то элемент отделки и я позорно сбежала "крабиком". Нет уж, такие лестницы не для меня, когда ширина лестницы - всего-то сантиметров 40, и нет ни намека на перила, а на мне рюкзак, который не вписывается в стенные рельефы и камера, которая качается и грозит свалить меня вниз. Так и не посмотрела, что там наверху, - не кидать же фотокамеру наверх.

В подземном этаже церкви расположена родовая усыпальница князя Буртела Орбеляна.




С правой стороны от фасада с лестницей - могила самого Момика.


Один из двух хачкаров с другой стороны также принадлежит резцу Момика.


Хачкары - это камни с изображением креста. Часто в оформлении хачкаров используется не только крест, но и резное изображение солнца - символа, идущего еще из язычества. Хачкары - не только надгробья, часто они устанавливались как посвящение семье и матери, камни с изображением Святого Геворга давали силу и смелость воинам, а изображающие Всеспасителя, по поверьям, излечивали от различных болезней.

Надпись над изображением Богоматери - дата освящения церкви, 1339 г. (это нумерация Месропа Маштоца, когда каждая буква армянского алфавита соответствует определенному числу). По бокам Богородицы различимы силуэты двух стоящих людей, один из которых держит в руках макет храма, - вероятно, это сам князь Буртел Орбелян и кто-то из членов княжеской семьи.


Вторая церковь монастыря оказывается конгломератом из четырех частей, каждая из которых - отдельная церковь.









Все еще заметны полукруглые арки и остатки стен самой первой церкви монастыря - Святого Карапета. Когда-то она была возведена из больших грубых блоков, покрыта штукатуркой, внутри стены были украшены фресками.



Помещалось в ней всего несколько человек, и предположительно в ней во время расцвета монастыря хранились церковные реликвии. Свое название церковь получила в честь Святого Карапета, создавшего Евангелие Эчмиадзина. Перед церковью - сохранившиеся надгробья, на некоторых имеются углубления. Одни исследователи считают, что здесь курили фимиам, другие - что камни сохранились еще со времен язычества и углубления использовались еще в тех обрядах. На одном из надгробий заметен лежащий ничком лев. Подобные камни назывались "медалями", а лев символизировал храбрость погибшего в бою человека. Надпись на камне гласит: "Здесь покоится Саргис, подобный льву-победителю в бою, сын Палка. Пусть в моих молитвах покоится вечная память о нем."




К руинам церкви прислонены еще несколько хачкаров.




Подробно о значении всех символов, изображенных на церквях монастыря, рассказано на странице википедии, посвященной Нораванку. Если не обращать внимание на тот факт, что церковью Святого Карапета они обозвали притвор двух соседних церквей, то почитать для общего развития вполне можно.

Следующее строение конгломерата - притвор церкви (1261), прямоугольное здание с потрясающей красоты порталом работы Момика.




На этом рельефе Бог-отец благословляет Адама.


Интерьер же еще более впечатляющ: множество надгробий - ступить некуда, на стенах кое-где попадаются хачкары. Тут темно и зябко, зато аутентично до предела.












Фигура на коне пронзает льва копьем - это изображение князя Орбеляна.


Из притвора можно попасть в часовню Св. Степаноса, но там, кроме купола и письмен на стене, особо смотреть и нечего.






С левой стороны от притвора - церковь Святого Григория (Сурб Григор). И в этой церкви - гробницы семьи Орбелянов, внимание сразу привлекает надгробье с изображением льва - здесь покится прах Эликума Орбеляна (1300).


Кроме церкви "4 в 1" и церкви Сурб Аствацацин, на территории монастыря имеется парочка часовен,




загадочный колодец,


руины некогда существовавшей здесь академии,


и музей мастера Момика (мы заглянули туда, но не прельстились).


С обедом получилось забавно: я четко помнила, что Лика рекомендовала непременно пообедать в "Парадизе" после Нораванка, поэтому, как только мы вышли из монастыря, мы попросили водителя везти нас туда. Он удивился: не знаю такого места. Видимо, у нас были очень удивленные лица, потому что он рысью побежал к остальным водителям на стоянке (пока мы гуляли по монастырю, сюда привезли еще несколько групп), но даже с расстояния мы видели, что они пожимают плечами. Он побежал в музей - но и там вроде бы местные жители оказались не в курсе. Пока мы ехали по ущелью, водитель останавливался еще у парочки машин и спрашивал, не знаю ли они такой ресторан, но и те нам ничем не помогли. Мы уже давно ехали к Джермуку, мы уже замахали руками - хватит, мол, спрашивать, но водитель еще пару часов дотошно допрашивал народ, даже в офис фирмы позвонил, чтобы спросить. Правда, пока мы ехали по ущелью обратно, мелькнуло с левой стороны что-то типа пещеры с кувшинами на входе, но там название было другое.

Через пару дней мы ехали в Гарни и Гегард и водитель (уже другой), переживавший, что мы едем без гида и, вероятно, ничегошеньки не знаем о том, куда едем (хотя мы его заверили, что матчасть знаем), стал рассказывать нам о том, что в на вершине одной из гор, которые окружают ущелье, ведущее в Нораванк, недавно нашли остатки обуви, которой оказалось 5 тысяч лет, "старше только в Египте есть!" Для того, чтобы мы лучше поняли, о какой конкретно гор речь, о уточнил: "В пещере в этой горе ресторан есть, называется "Эдем" Тут у меня родилась теория, что это и был "Парадиз", наверное.

Зато на обратном пути я попросила водителя высадить нас из машины и дать нам побегать по ущелью, что он и сделал, весьма забавно: сперва мы вышли, поскакали по ущелью, а машина осталась стоять позади, затем, минут через 15, когда ее уже не было видно из-за поворота, он нас догнал и проехал еще с километр вперед, дожидаясь, когда нам надоесть сбивать ноги.

А вот и ущелье. Правда, мне кажется, что фото не передают в полной мере того, что мы видели, но я старалась.














А вам понравилось это чудесное место?)

nat_ka, Армения

Previous post Next post
Up