Ремонт в отшельническом монастыре: как это делается?

Dec 12, 2012 13:14

После того, как один из символов отшельнического монастыря Сент-Джордж (Георгия Хозевита) - голубые купола - внезапно изменил свой цвет на бордовый, пришло время поговорить о ремонте. О ремонте в византийских монастырях, одних из наиболее древних и хорошо сохранившихся построек, дошедших до наших дней, и разобраться, кому это на пользу - посетителям, монахам или историкам и археологам.
Как уже стало понятно, в эти дни в монастыре ущелья Прат заканчивается грандиозное и очень важное событие - генеральный ремонт. Докрашиваются последние перила, шлифуются ступени, убирается мусор, однако основное дело уже сделано.
О том, что именно произошло в обители - читайте и смотрите под катом.

1.



Итак, начать мне бы хотелось с места, которое ремонтные работы затронули наименее, а именно, с церкви Иоанна и Григоря Хозевита - ранее в ней покоились мощи Иоанна Румынского, умершего в 1960 году, однако успевшего снискать славу среди отшельников. Мощей Иоанна здесь больше нет. Рака (специальный саркофаг, в котором хранятся мощи святых) пуста, в ней аккуратно квадратиком сложены подушки... что будет дальше - пока что неизвестно. Красивую люстру, подаренную некогда Российской Империей, также сняли - надеюсь, ее просто моют, и скоро прицепят обратно.

2.


3.


А теперь о том, что поразило меня больше всего - о центральной церкви монастыря, где хранятся мощи самих Иоанна и Георгия Хозевитов, расположен алтарь и ведутся главные службы. Собственно, она является в монастыре самой красивой и интересной, и всегда привлекала взгляды древним мозаичным полом, фресками и люстрами. Итак, скрепите свои сердца и запаситесь платками для утирания слез.

Итак, алтаря, а также древниих царских врат, более столетия служивших настоящим украшением Сент-Джорджа, здесь больше не увидеть. Вместо этого новодел - гипсовые врата (пару недель назад их при мне же лепили, а теперь уже закончили и даже покрасили).

4.


5.


6.


Мощи Иоанна Румынского отныне покоятся здесь. Я не люблю писать резкие комментарии, всегда предпочитая оставить на суд читателя то, что изображено на фотографиях. Однако то, что я увидела в одном из древнейших монастырей Израиля, меня повергло в шок. 
Новая штукатурка еще не успела обсохнуть, белый наличник розетки аккуратно инкрустирован в мрамор, цветы свежие, работа аккуратная.

Обратите внимание также на пол и стены. Кто бывал здесь раньше или видел на фотографиях, помнит, что его устилала мозаика - не бог весть какая с точки зрения мозаичного искусства, однако приятная голове и глазу на ощупь, цвет и год производства. В общем, в этой церкви всегда был тот самый пол, которому положено быть в византийском монастыре в Иудейской пустыне. Однако, зайдя сюда недавно, я с трудом поверила своим глазам: пол устилала кафельная плитка приятного розового оттенка, а низ стен в некоторых местах был аккуратно отделан кантом из такой же плитки. Кусок мозаики убрали под прозрачный пластик типа плексигласа, наступая на который, мозг рвет на мелкие кусочки, а все остальное укрыто новым кафелем типа "ванная комната".

7.


Однако, если не смотреть на пол, а поднять глаза чуть выше, он все так же прекрасен.

8.


9.


Но нет, от розовой плитки, новой раки и штукатурки не оторваться.

10.


Наверху около церкви пророка Илии также идет стройка. Как я уже писала в начале этого поста, некогда голубые купола теперь стали бордовыми. Все было бы ничего, если бы не тот факт, что во-первых, цвет куполов был узнаваемым символом места, а во-вторых, на темно-бордовой краске отлично заметна пыль и песок, а потому через короткое время после покраски центральный купол церкви, самый большой, укрыт ровным слоем пыли и издалека выглядит прилично грязным и "мутным".

11.


Саму церковь пророка Илии не тронули.

12.


Я всегда рассказываю группам о "самом красивом туалете иудейской пустыни", который находится именно в Сент-Джордже. Однако и он закрыт - закончилась вода. Однако обратите внимание, как написано слово "working"! (ушла тренироваться писать таким же образом буквосочетание "wor")

13.


14.


Так вот, подводя итоги. Разумеется, монастырь и ущелье Прат не стали менее привлекательными, напротив, можно сказать, у них появилась новая изюминка. Также вполне понятно желание монахов периодически делать ремонт: для нас это достопримечательность, которую мы посещаем "раз в...", но для них - это место повседневной жизни, которое должно быть чистым и безопасным. Да и мозаичный пол, без сомнения, надо было спасать - увеличивающийся поток туристов и паломников в монастыре (после того, как напряжение второй интифады спало, с каждым годом людей здесь все больше и больше) скорее рано, чем поздно, убил бы ее. Для обозрения оставили часть мозаики, остальное закрыли плиткой - честно ли это? Для археологов и историков скорее да, чем нет. Для туристов - вряд ли. Однако, что будет дальше? Каков будет следующих шаг? Убрать под стекло фрески? Несмотря на то, что монахи (и я в том числе) всегда просят посетителей не фотографировать со вспышками (известно, как это пагубно влияет на фрески), никто особо к просьбам не прислушивается, и группы паломников в том числе бодро фотографируются внутри монастыря, направляя вспышку прямо в лоб Геогрию Хозевиту, чей цвет и фактура уже и так изрядно выцвели и поистрепались.

Так что, видимо, спасать надо. Однако почему спасать розовым кафелем и кантами? Почему нельзя укрыть мозаику элегантно и красиво, как это делается во всем мире, в частности, в Европе, где достопримечательностей не меньше. Почему нельзя было хотя бы немного подобрать тон и фактуру, чтобы этот, безусловно, полезный ремонт, не бросался в глаза настолько сильно? Вопросов пока что больше, чем ответов. И бескрайнего удивления случившемуся.

Израиль

Previous post Next post
Up