Уже лет десять я почитываю одну американо-итальянскую критикессу, пишущую о классической музыке весело, как никто другой: "Малера надо слушать в исполнении Гергиева, да будет благословенно его пропитанное водкой сердце, даже Рихард Штраус у него звучит как Деф Лепард". Чуть сниженную лексику сам всегда любил (все эти "картинки" и "красить"), по мне это позволяет сильно сбавить пафосность и спокойно говорить о современных, о стариках, бездарях и крутых. Так и опера стала восприниматься как штучка живая и современная, где Вагнер ревет как Сепультура, где народ в Ла Скала на премьере орет Vergogna! (Позор!) и свистит так, что чуть крыша не падает, где не выгуливают наряды с бриллиантами в тухлых интерьерах с бархатом и позолотой, вежливо аплодируя в конце, а слушают, сравнивают и радуются, когда новый вариант оказывается интереснее. Когда от критика может достаться любому и это нормально, никто не совершенен, бывает.
Прошлой весной от питерской критики досталось на орехи авторам нового здания Мариинки, на фотках выглядело действительно никак, в этом году собрался и в два заезда посмотрел, сравнил - Летучий Голландец в старой, Травиатта в новой, Жизель в старой и Корсар в новой. Прошлись с О. кругом - нда, хреновенько, но в целом как-то по сараю вообще - когда со стороны старой Мариинки (тоже тот еще торт) подходишь, то нового здания и не видно, потом за угол ррраз и уже у входа. Вот мостик странный, он же упирается в перекрытия Мариинки-1 и не рабочий до ее реконструкции, как я понял, так, билборд для рекламы?
Светящаяся стена из оникса - гуд, черные платья и бледные питерские спины смотрятся на ней очень эффектно, плюс когда зарядят дожди и постановки будут неудачные - народ хоть с тоски со стеклянных лестниц кидаться не будет, тоже позитив. Белые колонны, цветом и фактурой похожие на пластиковые вентиляционные трубы, кошмарные висюльки сваровски, непонятный цвет пола - все лучше чем мышиные норы старой Мариинки, вот на самом деле лучше. Вот только стекла надо мыть - если уж сделали аля современную модность, ее нужно поддерживать в идеальной чистоте - металлические боковины у лестниц криво и небрежно покрашены серой краской (жесть!), стыки стекол в подтеках какого-то говна, стекла в грязи - это только мастерская художника может выдержать полгода без уборки - накрыл хлам драпировкой, бросил веером листы с эскизами на пол, пнул бутылки в угол и достал идеально чистые бокалы - красота, а тут надо мыть и мыть каждый день.
"Перышко застряло в волосах" Кстати, питерцы, а почему именно перо на занавесе, кто знает? А то так и не услышал ответ, кроме: "Ну, у вас в Москве чайка, а тут.. перо от чайки, логично!"
Акустика в зале действительно прекрасная (если б и акустика оказалась так себе, Гергиева бы там распяли, наверняка), зал выглядит скорее киношным, президентская ложа, съедающая места двух ярусов этими убогими висюльками - опять же жесть. Нельзя так. Отсутствие в спинках кресел экранчиков для субтитров удивило, это очень удобно - в Сантафешной опере еще в 2006 году по ним Симона Бокканегру считывал - выбор из трех языков, все дела. Ведь делали современный зал, без золоченой фигни, так сделали бы действительно удобную штуку, не таких уж денег стоит.
Посидеть с О. часа полтора до начала в Шемроке, что как раз напротив Мариинки - бесценно, потом заплетающимся шагом перейти через дорогу - Жизель просто на ура пошла, балет реабилитирован на некоторое время, Олеся Новикова рулит и все круть.
В жару в старой Мариинке лучшие места - это два последних места в бенуаре - во-первых, стулья на постаменте, высоко сижу, далеко гляжу, во-вторых - места для поцелуев же (!), в-третьих и самое главное - там как раз выход вентиляции и если откинуть голову к стене можно поглощать весь прохладный кислород, подаваемый в ложу - к концу в зале адская духота.
А возвращаясь к началу - все фигня, кроме пчел - все споры об архитектуре, петиции о сносе богомерзкого здания, истерический крики "ноги моей больше там не будет", все это фигня, даже в духоте, даже в некрасивом здании, даже на неудобных стульях - если звук доносится до твоего места (а он прекрасно доносится), то это чистый кайф, что классика-классика, вроде Жизели с жестами рук, которые еще Серов рисовал...
Что современная постановка Летучего голландца с минимализмом и спецэффектами. И Гергиев действительно крут. В очередной раз очень крут. Вагнер как Сепультура!