Leave a comment

Comments 4

mikhail_bar May 8 2015, 13:17:28 UTC
Большое спасибо за рецензию.
Правда вот это не совсем понятно ( это конечно автор пишет, но все-таки) :
"Григорий Палама решительно отказался от заигрываний с эллинизмом, постулировав, что между ним и христианством нет ничего общего. У Паламы и Плифона в этом смысле был одинаковый подход. Они были согласны в том, что «светский» Платон невозможен, т.е. платонизма нет без учения о Боге".

Но ведь все это учение об энергиях разве не замешано густо на неоплатонизме?

Reply

mon_kassia May 8 2015, 13:51:15 UTC
Ну так пойнт Плифона был в том, что платонизм и неоплатонизм - не одно и то же. Параллель с Платоном может быть, если признавать нетварность идей (т.е. идеи как энергии), но Плифон считал идеи сотворенными и не признавал различия между энергией и сущностью. А Паламу как раз его противники в язычестве обвиняли, что он ввел многобожие в виде энергий, так что ему пришлось все отрицать вместе с языческой философией.

Reply

mikhail_bar May 8 2015, 14:25:53 UTC
ну это сколько угодно, однако сами "неоплатоники" себя считали верными платониками,
да и Аристотеля к себе подгребали. Кстати Брэдшоу в своей книжке про энергии у Аристотеля
как раз в заслугу всем "восточным" без разбора (христиане-не христиане) ставит как раз
общее использование "энергии", и в этом ( а в целом книжка очень спорная,я на нее рецензию писал в Вестнике ПСТГУ), я думаю, он прав. Как бы там Палама ни открещивался от языческой философии,
а его мысль связана с неоплатониками.

Reply


ext_2545690 May 9 2015, 15:48:08 UTC
Спасибо, отличный конспект!

Reply


Leave a comment

Up