"The Philosophy of Gemistos Plethon"

Jul 07, 2014 21:07

Заполучивши у автора ворд-текст книжки, читаю ее тут, уже к концу приближаюсь. Проблема в том, что все равно надо бы как-то достать изданный вариант, т.к. ссылаться на ворд не будешь ( Read more... )

Плифон, наука, φιλοσοφία, история, Византия, и так тоже бывает, Богословие

Leave a comment

Comments 42

ext_2661414 July 7 2014, 18:51:57 UTC
"Автор, похоже, взялся доказать, что Плифон не только не был язычником, но вообще был прекрасным православным, за коего его все и считали"

Вот мне почему-то интуитивно всегда была такая позиция близка, хоть про Плифона специально ничего, кроме Медведева, не читал. Ну, может "прекрасным православным" он и не был, так может и Пселл ни разу не был? И вообще, мне кажется, эти языческие эксцессы объективно воспринимались в Византии как эстетство, не более (до VII и с XI века как минимум).

Меня еще черт знает когда потрясли в этом плане сатирические диалоги.

Reply

mon_kassia July 7 2014, 18:57:24 UTC
Пселл конечно не был православным, а Вы не знали? )) хотя язычником он тоже не был, разумеется. но с т.з. православия он был еретиком, т.к. не верил в обожение и явно наезжал за него на Максима Исповедника.
ну а Плифон вообще был весьма далек от традиционного православия в любом случае. формально он, конечно, приндлежал к Церкви, но кто к ней тогда формально не принадлежал? даже Ювеналий был монахом. да и практически все итальянские гуманисты, как бы их вера ни расходилась с официозом, кончили дни в монашестве. это ни о чем само по себе не говорит. а Плифон монашество вообще терпеть не мог и считал бесполезным - что уже само по себе далеко от православия ))

Reply

ext_2661414 July 7 2014, 19:20:21 UTC
Так ведь он не первым был - уже была традиция антимонашеской литературы, хоть те же Христофор Митиленский и Евстафий Солнунский. Так что он не уникален в антимонашеском настрое, более радикален - да, но и писал-то ведь уже под занавес.

Вот, нашел специально из "Мазариса": "...одну монахиню, свою прежнюю возлюбленную, побывавшую уже в тысяче рук, я снова воспылал к ней любовью... так что дни и ночи проводил с этой грязной женщиной".

А? Каково монашество? Пишет современник Плифона, и как о чем-то само собой разумеющемся!

Плифон, кажется, обвиняет монахов в основном в тунеядстве, вряд ли бы он так выступал против трудовых монашеских коммун. Т. е. он больше пороки современного ему монашества порицает.

Reply

mon_kassia July 7 2014, 19:39:41 UTC
ну, такого монашества полно было во все века в Византии, и об этом писали и раньше. тот же Пселл сочинил целый канон (! по правилам гимнографии, все дела) на оскорбившего его монаха, где в каждом тропаре так или иначе выражал мысль "ты пьяница".

Плифона более всего возмущало то, что монахи ничем не служат обществу, живут только для своего удовольствия, но при этом постоянно требуют от государства земель, дотаций, льгот и пр. Кстати, Медведев в "Мистре" пишет, что паламиты после победы стали требовать с гораздо большей настойчивостью всяких земель церквам и монастырям, и владения их с 14 в. стали сильно округляться.
Тут я с Плифоном солидарна - все эти жадные церковники во многом и погубили Империю. У них к концу было до 2/3 земель, причем не облагаемых налогом. Какая-то запредельная наглость вообще.

Reply


sergak July 7 2014, 19:28:54 UTC
Общался я как-то с И. П. Медведевым по поводу Плифона и он высказал примерно такой же взгляд на Плифона, что тот не был язычником, а это у него было такое своеобразное православие)
а книжку могу помочь достать, пускай и в скане)

Reply

ext_2661414 July 7 2014, 19:32:31 UTC
Вот не помню где, читал, что Плифон даже языческую Троицу пытался выстроить.

Reply

mon_kassia July 7 2014, 19:35:03 UTC
Зевс-Посейдон-Гера - Единое-Демиург-Материя? ))
ну Вы же понимаете, что это не православие в сколько-нибудь традиционном изводе.

Reply

sergak July 7 2014, 19:40:00 UTC
конечно не православие))) но и не язычество))
а книжку достану. не далее как позавчера листал ее в библиотеке)))

Reply


Leave a comment

Up