Очень хорошая статья:
Звездные войны: как и зачем возвращать астрономию в российские школы.
"Малков рассказывает, что однажды провел эксперимент в аудитории из 100 астрономов, среди которых были люди "от аспирантов первого года обучения до членов-корреспондентов Академии наук".
"Я задал аудитории два вопроса. Первый вопрос был - проходили ли вы астрономию в школе? Я попросил поднять руки тех, у кого астрономия была в выпускном классе. Поднялось довольно много рук, кроме самых молодых аспирантов. После этого я попросил оставить руки поднятыми только тех, для кого именно эти уроки астрономии в выпускном классе повлияли на их выбор заниматься астрономией. Осталась торчать одна рука", - говорит Малков.
По его словам, в девяти случаях из десяти человек принимает решение заниматься астрономией или существенно до выпускного класса, или после, когда он уже выпустился из школы и попробовал себя в других "родственных" областях науки."
Как и следовало ожидать, отсутствие урока "астрономия" в расписании не мешает некоторым школьникам влюбляться в эту яркую науку. Так, осенью 2013 года российские ребята заняли первое место в общекомандном зачете на Международной олимпиаде по астрономии.
"(Это делается) не благодаря, а вопреки, конечно, просто есть увлеченные дети, есть самородки-учителя, и как раз в таких центрах, иногда даже неофициальных, возникают подобные таланты. Просто за счет большого интереса и таланта... <..> Но опять же за счет "верхушки", а общая статистика астрономической подготовки, даже у участников всероссийской олимпиады, невысокая", - говорит Угольников, заместитель председателя Методической комиссии Всероссийской олимпиады по астрономии.
Сурдин, напротив, считает, что большинство школьников, "несмотря на отсутствие этого формально навязанного им предмета, неплохо знакомы с астрономией".
Школьники, в общем, не обращают внимания, преподают им, не преподают - если им интересно, они сами находят литературу и вникают в этот предмет", - считает астроном.
Кратко: астрономии в школе нет, но астрономию наши дети знают неплохо. Почему? Потому что им интересно (ученые говорят, не я!). Нужна ли астрономия в школе, чтобы дети знали этот предмет? Не нужна, если и без школьной астрономии они ее сами как-то узнают, да и вся эта морока с подготовкой учителей и поиском места в расписании, зачем? если и так знают!
Ну, и где тут лес за деревьями? Деревья-то хотя бы мы уже видим, да? Можем ли предпринять теперь скачок мысли и предположить, что то, что тут говорится об астрономии, в принципе верно и в отношении остальных предметов? Нет, пока не можем. А я готова спорить, что пока предмета нет в школьной программе, наши школьники будут брать призовые места по этому предмету на Международных олимпиадах. Потому что их не насилуют предметом, запрос успевает сформироваться, после чего уже море по колено - пытливый ум найдет информацию.