По просьбе
френдов попытаюсь рассказать, что я вынесла из курса
Video Games and Learning.
Чего меня опять потянуло на игровой курс? Да, я - не игрок совсем, но мои дети играют, а Лерик очень хорошо обучается даже не в обучающих играх (в других условиях не очень обучается). Поэтому мне важно было еще поковырять эту тему. Курс Gamification был больше об игровых техниках - что цепляет людей в играх, как это использовать в реальной жизни. Этот курс о том, что происходит с игроком на уровне когниции, что делает игру обучающей, чему учатся игроки в развлекательных играх.
Попробую зафиксировать, что меня больше всего коснулось в этом курсе.
Компьютерные игры - довольно распространенная страшилка для родителей сейчас. Ребенок, который читает книжку, безусловно предпочтительней того, что играет в игры на компе. Особенно пугают всякие бессмысленные игры, вроде 3D шутеров и симуляторов, где нужно только лишь бегать (или гонять) и убивать, крушить, ломать все, что повстречается на пути.
Как часто бывает, черт оказался не так страшен, как его нам малюют. Многие мифы буквально рассыпаются в прах, стоит их подвергнуть малейшему научному изучению. Оказывается, даже сугубо развлекательные игры, не преследующие специально никакой обучающей цели, бывают полезны. В частности шутеры-стрелялки и симуляторы-гонки улучшают скорость реакции в повседневной жизни и выборочно зрение, особенно в части быстрого анализа того, что происходит на периферии. Это способствует уменьшению количества автомобильных аварий у водителей, которые в качестве тренинга по часу-полтора в день играли под присмотром ученых в такие игры. Мне было очень грустно услышать, что с возрастом эта цепкость периферического зрения неуклонно снижается у всех. Это значит, что на старости лет таки придется заставить себя играть в какой-нибудь Doom, чтобы не попасть случайно под машину. Эх!
Ну, не люблю я это дело. И теперь знаю почему: в игре человек отождествляет себя со своим персонажем. Поэтому часто можно видеть, как дети, играя в компьютерную игру, подпрыгивают на стуле, наклоняются, уворачиваются, когда все это должен делать их персонаж. Для меня слишком болезненно видеть, как мой аватар погибает. Когда я еще будучи подростком играла в Принца Персии, я избегала боев насколько это было возможно, а особенно со скелетами, потому что у меня от них поднималась температура. Плохо иметь живое воображение, в общем. Хотя если игра не предполагает кровопусканий - это очень даже хорошо. Почувствовать то, что тебе недоступно в реальной жизни. Побыть тем, кем никогда не сможешь стать. Особенно это хорошо для детей, которые в реальной жизни имеют мало власти и контроля над своим окружением.
Как раз поэтому детей привлекают миры Second Life и Minecraft - возможность создать свое неприкосновенное место, где все будет выглядеть так, как ты хочешь. Мы, взрослые, можем менять свое жилище, мебель в нем, заводить животных, если не прочь о них заботиться, но детям на все нужно наше разрешение: даже в своей комнате ребенок не вправе делать все, что ему заблагорассудится. Мы ставим границы: можешь развешивать рисунки, но нельзя раскрашивать эти чудесные обои в голубой цветочек, этот плакат можешь повесить, а этот сними немедленно! В виртуальных мирах практически никаких ограничений нет. Такая, казалось бы, ерунда очень раскрепощает детей и высвобождает огромный потенциал - творить.
Теперь собственно об обучающих играх. Там много всего любопытного рассказывают и разработчики таких игр, и педагоги, и ученые, которые их изучают. Больше всего мне понравился такой образ: мы воспринимаем игру в обучении, как шоколад на брокколи. Как будто обучение это такая гадость, надо как-то ее подсластить. Но это неверный подход. Во-первых, дети сразу просекают этот подвох: "Ааа! это вы мне тут дроби пытаетесь подсунуть", и теряют интерес к игре. Во-вторых, обучение само по себе это шоколад, если не преподносить его как гадость в тухло-школьном формате. Человеческий мозг жаждет учиться, и учится везде. Поэтому хорошая обучающая игра - это не подслащенный игровыми элементами учебник плюс тест в конце, а серия переживаний, путь, прожитая вымышленная жизнь, в процессе которой игрок приобретает знания, нужные для решения проблем этого вымышленного персонажа. Хорошая игра затягивает, увлекает, заставляет копать глубже тему, искать другие источники информации по проблеме, пробуждает творческие силы и так далее.
Еще важный момент. Они говорили о применении этого в гейм-дизайне, но я считаю, в плане геймификации обучения это еще важнее. Так вот - развлекательным нужно постараться сделать момент неудачи, провала, ошибки. Когда ты одолел игру, прошел уровень, решил поставленную задачу - достаточно банального "дзинь", потому что успех сам по себе является наградой. Но когда что-то не получается, нужны дополнительные средства, юмористические, отвлекающие, чтобы показать, что это нормально, что ты тут, что это не конец света, желательно еще предложить обходные пути, чтобы более слабый игрок мог пройти игру до конца на более простом уровне, а не упирался в кирпичную стену - дальше никак.
В общем, что мне дал этот курс. Одно дело, когда
заядлый игрок Джейн МакГонигл уверяет меня, что игры продлевают жизнь. И другое дело, когда группа ботаников ученых начинают поверять алгеброй гармонию. Раньше я воспринимала Леркино подвисание на играх, как бесполезное занятие, отчасти самостимуляцию, которая ему только помогает с эмоциональной регуляцией. Грубо говоря, успокаивает. Точно так же многие взрослые объясняют - надо погонять-пострелять, расслабиться, разрядиться. Но теперь я вижу, хотя и раньше
замечала, что кроме эмоций, у Лерика развиваются таким образом и некоторые когнитивные навыки. Даже если это "пустые" соники-гонялки, да. Из очередных соников он достает по кусочкам английский язык, потому что перевода нет. Английский у него нарастает примерно так же, как появлялся русский - очень изувеченными кусками. "Акеть" вместо I can't, например. Это тоже любопытно наблюдать. И не думаю, что совсем уж бесполезно для Лерика.
И теперь вместо того, чтобы ограничивать игровое время (что с Леркиным вообще проблематично, а Маруся - не маньяк), я буду лучше расширять игровой парк, хоть он у нас и так приличный. Но Цивилизацию, пожалуй, надо добавить.