Пацифизм - дурацкий термин, как любой -изм. Но уж если так говорить, то первых веков христиане были скорее за сабж, что последующих веков христиане стремились затемнить. Так что пара цитат, приведенных ниже, была исключена из изданий XIX века.
Далее просто пара цитат из моего ЖЖ.
1
Тертуллиан. Об идолопоклонстве
В настоящей главе будет рассмотрено то, что касается воинской службы, которая также связана с властью и достоинством. На этот счет спрашивают, может ли христианин поступать на военную службу и допустимо ли даже простого воина, которому не обязательно совершать жертвоприношения и произносить приговоры, принимать в христианскую веру? Однако не согласуется Божья присяга с человеческой, знак Христа - со знаком дьявола, воинство света - с войском тьмы. Нельзя, имея одну душу, обязываться двоим - Богу и цезарю. Если есть желание пошутить, то можно сказать, что и Моисей носил жезл, а Аарон - застежку, что Иоанн был препоясан, а Иисус Навин водил войско в бой, и вообще весь народ Божий сражался на войне. Вопрос состоит в том, как человек этот будет сражаться, то есть я хотел сказать, каким образом будет он нести службу во время мира, без меча, который отобрал у него Господь? Ибо хоть к Иоанну и приходили солдаты, и приняли они некую форму благочестия, а центурион так даже уверовал, но всю последующую воинскую службу Господь упразднил, разоружив Петра. Нам не разрешено никакое состояние, служба в котором будет направлена на непозволительное для нас дело.
http://anthropology.rchgi.spb.ru/tertullian/tertulian_t3.htm Действительно, они были пацифистами. И аргументы он отвергает те, что приводят современные люди. Если есть желание пошутить. Кесарь - или иной Царь.
Эта главка опущена в переводе XIX века
И попутно я сделал любопытное открытие. Эта глава без шума и объявлений тихо "опущена" в переводе XIX века.
Технические подробности:
Перевод XIX века у меня с такими данными:
ОБ ИДОЛОПОКЛОНСТВЕ Источник: Творения Тертуллиана, христианского писателя в конце второго и в начале третьего века. 2-е изд.: СПБ: Издание Кораблева и Сирякова, 1849. с. 115-148. Перевод: Е. Карнеева OCR: Одесская богословская семинария
В Сети не нашел, хотя должна быть.
Нумерация глав там есть, но одна просто пропущена, так что их меньше, чем в оригинале:
http://www.documentacatholicaomnia.eu/1003/1001/0160-0220,_Tertullianus,_De_Idolatria,_MLT.html'
2
Один спец. по раннему христианству пишет:
До времен Марка Аврелия (вторая половина II века) не известен ни один воин-христианин (или таковой не вступал в армию, или, став христианином, из нее вышел). Кроме как у Луки (включая Деяния): типа и воины могут быть хорошими людьми. Первое упоминание о таковом случае - у Тертуллиана. (Не уверен, но, м.б., то самое упоминание, тихо вырезанное из русского перевода XIX века, о чем писал.) И там видно, что это напряженная тема.
Впрочем, вот тоже третий век и старше Тертуллиана, Ипполит Римский - там интереснейший список профессий, которые препятствуют крещению - Апостольское предание 16:
Оглашаемый или христианин, желающие стать воинами, да будут отвержены, потому что они презрели Бога.
Список профессий целиком,
вообще, интересный текст О делах и занятиях
Следует интересоваться делами и занятиями тех, которые приводятся, чтобы наставлять, в чем они должны пребывать.
Если кто является владельцем публичного дома или содержит блудницу, то пусть прекратит это, иначе он отвергается. Если кто-нибудь является скульптором или художником, то пусть наставят его, чтобы не делал идолов: пусть прекратит это или будет отвержен. Если кто является актером в театре или дает представления в театре, либо пусть прекратит это, либо будет отвержен. Кто учит детей, то хорошо, если прекратит это, если же он не имеет ремесла, то пусть будет дозволено ему.
Подобным образом и наездник, который соревнуется и идет на публичные состязания, пусть прекратит это либо будет отвержен. Гладиатор или кто учит гладиаторов сражаться, или зверолов, находящийся на охоте, или общественный раб, участвующий в гладиаторском состязании, пусть прекратят это либо будут отвержены. Кто является языческим жрецом или стражем идолов, пусть прекратит это либо будет отвержен. Оглашаемый или христианин, желающие стать воинами, да будут отвержены, потому что они презрели Бога.
Блудница, или человек любострастный, или оскопивший себя и всякий занимающийся делами, о которых непристойно говорить, да будут отвержены, ибо они нечисты.
Чародей пусть не приводится к вопрошанию. Заклинатель, или астролог, или прорицатель, или толкователь снов, или смутьян, или закройщик, который подрезает кайму одежд, или изготавливающий амулеты либо пусть прекратят это, либо будут отвержены. Наложница чья-нибудь, если она является рабыней и вскормила его детей и привязана только к нему, пусть слушает Слово, иначе будет отвержена. Человек, имеющий наложницу, пусть оставит это и возьмет жену по закону (т.е. пусть женится на ней); если же не желает, будет отвержен.
Если мы что-либо упустили, то дела сами научат вас. Ибо все мы имеем Дух Божий