Двойное гражданство христиан
И вот куда Павел вел:
20 А наше гражданство уже теперь на небесах, откуда мы и ожидаем, как Спасителя, Господа Иисуса Христа, 21 Который преобразит тело уничижения нашего по образу тела славы Его действием той силы, которой Он может и подчинить Себе всё.
Синодальный перевод тут откровенно плох - какое-то никакое «жительство».
Далее вместо своих слов приведу прекрасный и популярный комментарий Райта - почти не стал сокращать, - который многое важное объясняет. Далее только цитата:
Город Филиппы был римской колонией… В 42 году до Р.Х., примерно за сто лет до прибытия в эти края апостола Павла, Филиппы стали ареной одной из самых кровопролитных битв гражданской войны в Риме, вспыхнувшей после смерти Юлия Цезаря. Два победоносных полководца - Антоний и Октавиан (будущий император Август) оказались в Северной Греции с огромным количеством воинов, и им не оставалось делать ничего другого. Разумеется, они не желали вести их обратно в Рим или даже в Италию. Было бы опасно, если бы тысячи воинов вдруг появились в столице. А потому они дали им землю в Филиппах и вокруг города, сделав его римской колонией.
Поскольку колония была уже основана, другие ветераны других битв к ним присоединились.
Ко времени прибытия апостола Павла в Филиппах жили потомки тех поселенцев - довольно значительное число семейств, а также небольшое число местных жителей, извлекавших пользу от римского присутствия и огромное число, не получивших от него ничего хорошего и презиравших латиноязычную элиту, овладевшую их маленьким греческим городом.
Филиппы находились на проезжей дороге, ведшей на запад, в самую узкую часть Адриатического моря, где легко можно было добраться до Италии и дальше - до Рима. С родиной можно было поддерживать тесную связь. Филиппийцы - колонисты гордились римским гражданством и изо всех сил старались организовать свою общественную жизнь так же, как в Риме. Самым свежим нововведением в этом смысле был недавно установленный культ императора - Цезаря, повелителя, следовало почитать как спасителя и бога.
Все это важно, если мы хотим понять данный отрывок, который во многих смыслах является кульминационной точкой послания.
«Наше гражданство уже теперь на небесах», - заявляет апостол Павел в стихе 20. И сразу же многие современные христиане не понимают, о чем здесь идет речь. Естественно, мы предполагаем, что он имеет в виду «итак, мы ожидаем, покуда мы сможем пойти и жить в раю, куда нам и положено». Тем не менее он этого не говорит и вовсе не это подразумевает. Если кто-то в Филиппах говорил «мы - граждане Рима», он, разумеется, не имел в виду, что он только и думает о том, как он поедет в Рим на постоянное место жительства. Колония этого вовсе не предполагала. Возвращение в Рим всех
колонистов было последней вещью, которую желали бы императоры. Столица и так была перенаселена и кишела безработными. Как раз наоборот, задачей римских граждан в таких местах, как Филиппы, было нести в Северную Грецию римскую культуру и правление, расширять и укреплять римское влияние.
Но предположим, дела у римских колонистов вдруг пошли плохо. Предположим, вспыхнуло восстание местных жителей или случился набег «варварских» племен с севера. Что им тогда делать? Они имели полное право надеяться, что к ним явится сам император, которого, в конце концов, потому и называли «спасителем», чтобы помочь им, беззащитный, он сокрушит всех врагов и укрепит их положение, сделает его таким же несокрушимым и славным, как и сам Рим. Император, разумеется, правил всем миром и обладал властью и силой все это сделать.
Именно такую картину и имел в виду апостол Павел в стихах 20 и 21. Церковь в настоящее время это колония небес на земле, имеющих власть и силу принести на нее небесное правление (как мы говорим в Молитве господней). Сами мы, конечно же, не очень хорошо это делаем, часто оказываемся слабыми и беззащитными, и наши земные тела устают и старятся, а затем умирают и разлагаются. Но наша надежда - на то, что истинный наш Спаситель, Истинный Бог и Господь Иисус Христос придет с небес и все это изменит. Он преобразит все мироздание, так что оно наполнится его славой, жизнью и силой райской. И по ходу всего этого он преобразит и наши тела, так что они станут подобны его славному Телу, Телу, которое само преобразилось после его жестокой смерти и стало таким чудесно живым, наполненным такой жизнью, что смерть и тление его более никогда не коснутся.
Знание всего этого дает христианам силы «твердо стоять в господе» (4:1), и теперь мы можем более ясно понять, что это означает.