Месть, щека, рубашка и поприще
Комментарий от Walter Wink
Привожу длинный комментарий к этим словам
из книжки Борга, благо он есть у меня в электронном виде (великая экономия моего времени). Это прекрасный и "освежающий зрение" комментарий - не пожалейте времени прочесть, причем сам Борг тут в основном пересказывает другого автора (Walter Wink), с которым тут согласны многие.
Обратите внимание: это не просто про личное "усовершенствование в добродетелях" - это позиция относительно зла в мире. Публичная и даже политическая. Та самая, которую не только занимал, но и показал на практике Иисус из Назарета.
Чаще всего эти слова понимают как призыв к пассивному приятию зла: не сопротивляйся, когда тебя бьют; пройди лишнее расстояние; не настаивай на своих правах. Короче говоря, стань тряпкой, пускай об тебя вытирают ноги. Кроме того, обычно эти слова относят к сфере личных взаимоотношений, но не к сфере политики. …
В первом положении Иисус напоминает о законе воздаяния: "Око за око, и зуб за зуб". Этот принцип трижды приводится в Ветхом Завете. Он может показаться современному человеку варварством, но на самом деле он ограничивает возмездие: если человек лишил кого-то глаза или зуба, можно потребовать его глаз или зуб, но не более того. Этому Иисус противопоставляет иной принцип. Данные слова Иисуса часто переводят неправильно, как это делает NRSV: "А Я говорю вам: не противься злому". Однако греческий глагол, которые тут переведен как "противиться", чаще всего означает "сопротивляться с помощью насилия". Таким образом, этот текст не призывает отказаться от сопротивления злодею и сложить руки, взирая на зло. На самом деле, этот стих говорит: "Не противься злому с помощью насилия". Как ясно показывают последующие слова Иисуса, тут говорится: сопротивление нужно, а насилие нет.
Три следующих пункта представляют собой конкретные примеры ненасильственного сопротивления. В пункте 2 говорится: "Но кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую". Если мы обратим внимание на упоминание о правой щеке
и вспомним, что в том мире люди обычно наносили удары правой рукой, это даст нам ключ к пониманию речения. Как может правша ударить другого человека по правой щеке? Только тыльной стороной ладони (попробуйте сделать соответствующее движение - и вы сами в этом убедитесь). В мире Иисуса пощечину тыльной стороной ладони мог дать только вышестоящий нижестоящему. Поэтому тут описывается ситуация господства: крестьянин получает пощечину от управляющего, узник - от тюремщика и так далее. Когда это происходит, подставь другую щеку. Что же тогда произойдет? Если вышестоящий захочет нанести новый удар, он уже должен использовать лицевую сторону ладони - так дерутся равные люди. Разумеется, он может именно так и сделать. Однако он почувствует замешательство, а нижестоящий продемонстрирует свое равенство, даже если пощечины продолжают на него сыпаться.
Третий пункт гласит: "Желающему с тобою судиться и взять рубашку твою, оставь ему и верхнюю одежду". Тут говорится о ситуации, в которой из-за неуплаты долга у крестьянина забирают рубашку (а только совершенно нищий человек может предоставить взамен долга одежду). В мире Иисуса крестьянин обычно носил только два вида одежды: длинную тунику и верхнюю одежду, которая могла служить также и его одеялом. И если он, отдав рубашку, снимает с себя также и верхнюю одежду, то остается голым. Это не только напугает кредитора, но и вызовет в нем стыд, поскольку нагота вызывала стыд у того, кто на нее смотрел. Более того, это символическое действие, которое говорит: посмотри, что делает с нами эта система - она раздевает нас догола.
Четвертый пункт, где говорится о "второй тысяче шагов", указывает на всем известную практику. Римский солдат имел право потребовать у крестьянина понести за ним его тяжелое снаряжение, но не более чем на расстояние в тысячу шагов. Это ограничение ввели, чтобы солдаты не злоупотребляли своим положением и не заставляли крестьян таскать их снаряжение весь день (если не дольше). Иначе это порождало возмущение, а иногда крестьянин, пропутешествовав целый день и больше, оказывался вдали от дома. И тогда было введено данное ограничение, причем за его нарушение римских солдат подвергали наказанию, порой достаточно серьезному. Что же Иисус предлагает делать в ситуации, когда римский солдат потребовал от тебя пронести снаряжение на расстоянии в тысячу шагов? Согласиться - а затем продолжать нести тяжести дальше. Как говорит Винк, возникает просто комическая ситуация - представьте себе, как солдат старается отнять у крестьянина свои вещи, а тот отвечает: "Нет, пожалуйста, не надо. Позвольте мне понести их еще тысячу шагов".
Винк убедительно показывает, что нам не следует видеть в этих словах "правила", то есть что каждый раз в такой ситуации надо вести себя именно так. Трудно себе представить, что Иисус хотел научить людей "подставлять другую щеку" при каждом избиении; в этом случае жестокий хозяин вскоре должен бы был сказать: "Ага, это старый трюк, метод другой щеки". Скорее Иисус привел яркие примеры ненасильственного сопротивления для того, чтобы пробудить в людях творческие способности, которые позволят придумать много новых подобных тактик.