Померанский провинциальный егерский корпус/Pommersches Provinzial-Jägerkorps.

May 17, 2015 23:31

Создание корпуса, участие в кампании 1757 года.
Приказом кабинета (Kabinettsordre) от 13 июля 1757 года Фридрих II велел померанскому камер-президенту Ашерслебену за счет провинций Померания и Уккермарк начать формирование ланд-милиции силой в 10-ть батальонов по 500 человек.
Этим же приказом надлежало использовать для обороны страны весь персонал лесной охраны (Forstschutzpersonal), оставив в округах лишь минимально необходимое число дежурных.
Большая часть померанских лесничих (Förster), младших лесничих (Unterförster) и младших егерей (?Jägerburschen) были отправлены в Штеттин, где в сентябре из них был образован небольшой элитный корпус. Личный состав (Mannschaften) служил частично пешим, частично конным; сила корпуса в этот момент составляла 4 обер-офицера, 140 рядовых и 60 лошадей (т.е. 80 пеших и 60 конных)*. Остается спорным, был ли корпус единым формированием или был организационно разделен на несколько меньших отрядов.
Отряд, состоящий из опытных стрелков (Schützen), знакомых со всеми охотничьими уловками и каждым уголком своей земли, оказался особенно полезным в первых столкновениях, пока ланд-батальоны еще не были пригодны для боевых действий. При этом необходимо отметить, это численно слабое формирование не могло самостоятельно вести правильный бой против регулярных войск.
В конце 1757 года, после того как вся армия Левальда прибыла в Померанию к реке Пеене (Peene), лесничие и младшие лесничие были распущены для несения своей обычной службы.** Другая половина корпуса, особо называемая «младшие егеря» („Jägerburschen"), или «егеря» („Jäger") остались в качестве постоянного ядра корпуса. В последующие походы лесничие сзывались для несения военной службы только при особой необходимости, как, например, в разгар лета и осенью 1758-го и 1759-го годов. В это время их использовали как в составе егерского корпуса, так и небольшими отрядами при других воинских формированиях. В последнем случае они особо обозначались как «лесничие» („Förster"). Так, например, в сентябре 1759-го года при померанских ротах вольных гренадер состояло по 6-8 лесничих.

Бой при Бойценбурге 15.9.1758.
Сведения об участии корпуса в боевых действиях отрывочны. Остановлюсь на одном эпизоде подробнее. В 1758-м году егерский корпус входил в состав войск гарнизона Штеттина.
К середине сентября, во время шведского наступления на Берлин, когда генерал Ведель начал собирать свои войска против шведов, генерал-губернатор Штеттина герцог Бевернский решил вести отдельную войну силами своих легких войск. После того как шведы оставили Уккермарк и двинулись к Хафелю (Havel) Беверн выслал несколько батальонов вместе с померанскими вольными ротами перерезать их коммуникации. Эти отряды имели несколько удачных стычек и смогли занять оставленные шведами города Страсбург (Strasburg), Пренцлау (Prenzlau) и Лихен (Lychen).
15 сентября небольшой прусский отряд***, будучи слишком слабым для открытого нападения, приготовил засаду в лесу между Бойценбургом (Boitzenburg) и Лихеном. Командир шведского отряда Карпелан (Carpelan), на марше не выставил фланговые патрули, полагая, что пруссаки все еще далеко. Прусская пехота и спешенная конница скрылись среди деревьев, позволив длинной колонне пройти вперед, ожидая появления вещевого обоза. Этот обоз охранялся Бёненским вольным батальоном (Böhnens Fribataljon)****, состоявшим из неопытных немецких рекрутов.  На дистанции прямого выстрела в 10-ть шагов пруссаки открыли убийственный огонь. В течение нескольких минут более 80-ти человек были ранены или убиты среди фургонов и деревьев. Резня продлилась бы и дальше, если бы не подоспел на помощь Эльвсборгский пехотный  полк (Älvsborgs)****, отогнав прусских стрелков мушкетным огнем.
Пруссаки указывали потери врага в 200 убитых и раненных и 72 пленных, свои потери в 5 рядовых и 1 офицера ранеными. К сожалению, у меня нет информации о дальнейшем участии егерей в этой кампании.



Пеший егерь (регулярные Feld-Jäger zu Fuß)

Дальнейшее участие в войне.
30 мая 1759 года генерал-лейтенант фон Мантойфель сообщал: «с величайшего позволения Е.К.В. до сих пор при этой армии (в Померании) старались содержать корпус в 100 пеших егерей.»
Постепенно егерский корпус  отделился ланд-милиции и использовался в операциях различных прусских армий. Так, 40 человек под командой ротмистра фон дер Гольца были временно отправлены даже к войскам в Саксонии.***** В конце 1760 года приказом короля корпус был разделен между действовавшими в Померании вольными батальонами Курбьера FB2 и Вунша FB7 (Шварц добавляет полк Гордта FB9, что сомнительно), по 50-60 штуцеров (Büchsen) на батальон. Вместе с батальонами Вунша и Курбьера бывшие померанские егеря в 1761-м году участвовали в боевых действиях вокруг Кольберга, где их действия в лесах произвели большое впечатление на русского генерала Румянцева, повлияв, таким образом, на появление егерей в русской армии. После окончания боевых действий в Померании, в июле 1762 года померанские егеря были окончательно распущены.
Итак, во время Семилетней войны корпус участвовал только в небольших операциях малой войны, действуя вначале против шведов, а затем и против русских, где его штуцера неизменно приносили большую пользу. В конце войны надежность его личного состава позволило ему, по словам Блеквенна, исполнять «функцию скрепляющего корсета» (“Korsettstangenfunktion”)  для менее надежных вольных батальонов.

Командный состав.
Вопрос о шефе корпуса для меня остается открытым. В труде Ген.Штаба и у Гиратса шеф не указан, Блеквенн указывает, что шефом корпуса до конца 1760 года был некий Э.Г. фон дер Гольц (E.H. von der Goltz). Имя фон дер Гольца мне пока не удалось установить, возможно, это Эрнст Генрих фон дер Гольц 1722 года рождения (ротмистр в 1774 году). Как было выше отмечено, фон дер Гольц командовал отрядом в 40 померанских егерей, действовавших в Саксонии, однако к кампании какого года относился этот эпизод, установить не удалось. Шварц отмечает, что Гольц впоследствии перешел (был придан? aggregirten) ротмистром в померанский провинциальный гусарский корпус, также, не указывая даты. Возможно, этот перевод произошел в конце 1760-го года, после разделения померанских егерей между вольными батальонами.  Можно также отметить, что в 1761-м году в Померании егерским отрядом при батальоне Вунша командовал лейтенант Гансс (Ganß) ранее поступивший волонтером в этот вольный батальон.

Униформа и снабжение.
Егеря и лесничие поступали в корпус в своей униформе, так что подразделение было более-менее единообразно обмундировано в униформу лесных служащих (Forstbediensteten). Впоследствии они самостоятельно должны были заботиться о своем обмундировании (так, по крайней мере, было летом 1757). К сожалению, у меня нет данных, как выглядели прусские лесничие и гражданские егеря, однако, скорее всего они были очень похожи на обычных прусских пеших егерей.
Егеря и лесничие, состоявшие на военной службе, получали жалование (Traktement) в виде задатка (vorschussweise) из Обер-налоговой кассы (Obersteuerkasse). Жалование составляло ежемесячно у пеших по 5-ть, у конных по 6-ть талеров. Конные также получали рационы из Провиант-амта (Proviantamt). Для корпуса не был установлен твердый штат (Etat), Обер-налоговая касса платила что могла, время от времени возмещая свои расходы из Главной военной казны (Generalkriegskasse), однако население (земля/Land) не должно было нести никаких дополнительных расходов за содержание корпуса.



Егерь (1760) и гусар (1758) вольного батальона Майра/Курбьера FB2.

*Блеквенн ошибочно указывает 80 конных и 60 пеших.
** Блеквенн просто указывает, что была распущена большая часть корпуса.
*** Приведу два взаимодополняющих расписания.
По Гиратсу в бою участвовали: Эскадрон или команда гусарского полка Рюша HR5, померанские ланд-гусары Штюльпнагеля, померанские провинциальные егеря, вольные гренадерские роты Вуссова и Гюллезема, рота ланд-батальона Грумбкова PM7.
Кроноскаф:
обе роты померанских вольных гренадер Вуссова и Гюллезема;
рота Зеебаха (Seebach) - предположу, что из ланд-батальона Грумбкова PM7;
гусары Грабовского (Grabowski) - вероятно из полка Рюша HR5;
егеря Штюльпнагеля (Stülpnagel), Штюльпнагель - командир эскадрона померанских ланд-гусар, к которым были приданы егеря.
****по кроноскафу в бою участвовало 600 человек батальона Бёнена, что сомнительно.  Батальон создан 30 апреля 1758 года в Данциге из иностранных дезертиров и насчитывал всего 4-е роты по 75-ть рядовых и только зимой 1758/59 годов был увеличен до 600 человек.
Эльвсборгский полк в 1757 году оставался в Швеции, перед компанией 1758 года был переправлен в Померанию в составе 6-ть рот, всего около 1000 человек.
*****возможно, речь идет об отряде егерей состоявших при вольном полку Вунша FB7 во время его похода в Саксонию во второй половине 1759-го года.

Литература.
1)      Curt Jany “Geschichte der Preußischen Armee” том 2.
2)      Günther Gieraths “Die Kampfhandlungen der Brandenburgisch-Preussischen Armee, 1626-1807”
3)      Hans Bleckwenn “Die friderizianischen Uniformen 1753-1786” том 4.
4)      Karl Marschall v.Sulicki ”Der Siebenjährige Krieg in Pommern und in den benachbarten Marken”
5)      Dr. Franz Schwartz “Organisation und Verpflegung der Preussischen Landmilizen im Siebenjährigen Kriege”
6)      http://www.kronoskaf.com/syw/index.php?title=1758_-_Swedish_campaign_in_Pomerania
7)      http://www.kronoskaf.com/syw/index.php?title=Pomeranian_Provincial_J%C3%A4ger-Corps_von_der_Goltz

P.s. подсказки, правки и замечания приветствуются.
p.p.s. по К.Яни таки действительно капитан померанского егерского корпуса, с конца 1760 как ротмистр - командир бывшего лейб-эскадрона Путткамера померанских ланд-гусар - Ernst Heinrich v.d.Goltz. т.2.с.477
Previous post Next post
Up