Флаг Грузии представляет собой прямоугольное белое (серебряное) полотнище с большим прямым красным крестом в центре и четырьмя одинаковыми малыми красными Болнисскими крестами в углах. Главный красный крест на белом фоне общепринят в геральдике как Георгиевский. Белый - цвет чистоты и света. Красный олицетворяет силу и благодать Божию и знак победы. Кстати, Георгиевским является и флаг Англии.
Красным Георгиевским крестом на белом фоне с наложенными ирландским и шотландским крестами Англия представлена на флаге Соединенного Королевства. Историки предполагают, что пятикрестный бело-красный флаг возник в века объединенного Грузинского царства во времена Баграта III, Давида IV Строителя и причисленной к лику православных святых царицы Тамар (XI-XII века), при которых Грузия достигла наибольшего расцвета. Под ним грузинские войска принимали участие в крестовых походах. Древний пятикрестный христианский знак - по одному толкованию символизирует раны Христа и Его распятие, по другому толкованию Спасителя и четырех Апостолов-Евангелистов - известен миру как герб Иерусалима. Подобный ему пятикрестный флаг как обозначение территории Грузии, встречается на испанской и итальянских географических картах XIV века. К примеру, о том свидетельствует
карта Франческо и Доменико Пицигани (1367).
Малые кресты флага Грузии именуют "болнисскими", потому что подобные кресты вырезаны на стенах раннехристианской базилики Грузии - Болнисского Сиона (478-493 гг.) на берегу реки Поладаури возле поселка Болниси. Они заключаются, как правило, в круг, и восходят к временам правления Константина Великого (306-337 гг.), допустившего свободное исповедание христианства в Византии. В 1992 году Ассоциация геральдики Грузии заменила маленькие крестики в углах древнегрузинского флага на «болнисские». Таким образом, общехристианский Георгиевский крест на флаге Грузии дополнили символы раннегрузинского христианства и государственности. Проект флага в 1992 был отклонен Комиссией по госсимволике. Но именно он был принят политической оппозицией президента Шеварднадзе.
Герб Грузии представляет собой щит красного цвета с изображением на нем серебряных фигур: всадника с золотым нимбом вокруг головы - покровителя Грузии св. Георгия, и пораженного его копьем змея. День святого празднуется в Грузии 23 ноября, к этой дате и совершилась «революция роз» в Грузии. Щит увенчан золотой короной царского рода Багратиони, щитодержатели - два золотых льва, традиционная атрибутика гербов грузинских царей с XVII века. Основанием щиту служит виноградная лоза и девизная лента с надписью "Сила в единстве". Слова девиза взяты из притчи Сулхана-Сабы Орбелиани, великого мыслителя и баснописца XVII века. Герб Грузии проект Мамуки Гонгадзе (Ассоциация геральдики Грузии), принятый в 2004 году, и в 2005 г. слегка откорректированный английскими геральдистами.
Крестила Грузию св. Нина Капподокийская, как известно, бывшая двоюродной сестрой св. Георгия, так что воистину всадники и кресты в грузинской символике имеют родственное значение. Деревянный крест из виноградной лозы, обвитый волосами Святой, которым были крещены грузины, св. Нина поставила на горе над Мцхетой, где в VI веке был построен храм Джвари (дословно "крест").
Над главным входом в Джвари по камню вырезан тот же Болнисский Крест.
Естественно, что в Грузии, известной в франко - и англоязычном мире как «страна Георгия», и на гербе принятом в 1918 г. отображен ее святой покровитель. Это видно и на почтовой марке первой грузинской независимой демократической республики периода 1918-1921 гг. Круглый щит с всадником на вершине горы с двумя светилами и пятью звездами, на который опирается символическая Грузия, являет собой ни что иное, как изображение герба, принятого во времена крепкого Грузинского царства того самого периода, к которому восходит нынешний флаг Грузии. Старинный герб блестяще переработал для геральдики демократической Грузии академик Евгений Лансере, профессорствовавший в Тбилисской академии художеств. Он отразил в нем древние символы Грузии, как языческие и эпические, так и христианские.
Тетри Гиорги (дословно, «Белого Георгия»), изображенного в манере старинных икон, Лансере поместил в семилучевую звезду. Семиконечная звезда - символ Колхиды, известный с реверса подлинной монеты царя колхов. Фоном избран так называемый кизиловый, иначе - "грузинский красный цвет", представленный также на флаге того периода и в изобилии - на военных флагах Грузии, как в изобилии произрастает там и сама ягода, собираемая на поросших кизиловым кустарником горных склонах. Под седлом конь Тетри Гиорги покрыт тигровой шкурой (вспоминайте, как называется главный грузинский эпос), седло - золотое, уздечка - серебряная. Над головой Тетри Гиорги сияет восьмилучевая серебристая звезда; справа от звезды серебристый образ луны-месяца, а слева - золотистое солнце. Возле луны и солнца расположены по две серебристые восьмиконечные звезды. Внизу, под конем, горная вершина. В декоративном оформлении Семиконечной звезды герба есть семь белых Болнисских крестов. Итак, герб этот был принят в 1918-1921 и 1995-2003.
Флаг Грузии периода 1918-1921гг и 1995-2003гг. являет собой полотнище кизилового цвета с кантоном из черной и белой полос ближе к древку. Его создал блестящий грузинский скульптор Якоб Николадзе, работавший в мастерской самого Родена. В мифологии иберийских народов, мир состоит из верхнего мира (у грузин - «земоскнели) - населенного божествами, птицами и фантастическими существами; среднего - где пребывают люди, животные и растения, и нижнего («квемоскнели») - мира усопших. В грузинской мифологии трем мирам соответствуют белый, красный и черный цвета. И у Николадзе цвета государственного флага, утвержденного в 1918 году, имели свое толкование. Кизилово-красный цвет - национальный цвет Грузии и цвет победительных перемен. Чёрный и белый представляли трагическое прошлое и надежду на светлое будущее.
В символике национальной валюты Грузии, принятой в 1995 году (проект академика В.Чантладзе) отражается культурное наследие страны. Название денежной единицы Грузии - «лари», старинное слово, означающее и «клад», и «имущество». На аверсе самой «популярной» банкноты, номиналом в один лари представлен гениальный грузинский художник Пиросмани. На аверсе банкноты достоинством два лари - знаменитый композитор Захария Палиашвили. На «пятиларовой» - выдающийся историк Иванэ Джавахишвили, на купюре в десять лари - классик Акакий Церетели, поэт, в России его должны знать как автора «Сулико». На «двадцатке» - великий писатель и общественный деятель Илья Чавчавадзе. На банкноте в пятьдесят лари - святая царица Тамар. И на банкноте достоинством в сто лари - солнце грузинский поэзии Шота Руставели, творец великого эпоса «Витязь в тигровой шкуре».
Стоит отметить, как изображения исторических лиц попали на банкноты национальной валюты. В первую очередь за основу взяты фотографии, но, естественно, их не было во времена царицы Тамар и ее современника Руставели, епископа Руставского и министра финансов, по преданию рыцарски влюбленного в свою царицу.
За основу изображения святой царицы Тамар выбрана фреска 1207 года, которая находится в монастыре Бетани (XII-XIII, назван в честь Вифании Израилевой). Фреска с изображением царя Георгия III, его дочери св. Тамар и сына ее Гиорги-Лаши, фланкированных фигурами двух святых воинов, особенно выделяется в росписи храма. Фреска несколько раз переписывалась, однако современным реставраторам рентгеновским и ультрафиолетовым способом удалось воспроизвести первоначальный лик царицы, содержащий портретные черты ее лица.
А вот облик Руставели на грузинской банкноте отнюдь не скопирован с истинной фрески, из-за невежественного вандализма не так давно стертой со стены Крестового монастыря XII века, находящегося неподалеку от Гроба Господня в Иерусалиме. Министр-философ в финансировании постройки монастыря принимал деятельное участие. Грузинское общество восприняло варварство это как национальную трагедию - бережно сохраненное веками, не смог уберечь век XXI. На денежной купюре изображен более известный современникам предполагаемый облик поэта, молодого и деятельного, каким Руставели предстоит в виде памятника на площади своего имени в начале одноименного же проспекта. Скульптор Константин Мерабишвили, 1942. Памятник очень красив и является неотъемлемым атрибутом проспекта Руставели.
И так же привычна для горожан установленная позже (в 1963) Элгуджей Амашукели на холмах Тбилиси статуя «Мать-Грузия». Монументальная, почти как американская Статуя Свободы, алюминиевая женщина на холме держит в одной руке чашу, в другой - меч. Чаша с вином - тем, кто придет в город с миром, меч - кто придет с войной. В советскую эпоху женщину любили, сегодня уже подтрунивают над ней, к примеру, над выдающимися частями тела. Эх, молодежь, молодежь…
А вот над каким творением Амашукели никоим образом не насмехаются, так над этим бронзовым всадником, не менее уважаемым в Тбилиси, чем св. Георгий. Речь о памятнике царю Вахтангу Горгасали. Сказывают легенду, охотился царь в диких местах, подстрелил стрелой из лука фазана, а когда прискакал к упавшей птице, увидел, что дичь сварилась. Изумленный царь вложил руку в воду источника, в который упал фазан, и воскликнул «Тбили иси» (теплый он!). Далее не стоит пояснять, какой город он воздвиг на этом месте. А горячий источник в последствии попал в трубу и течет в городских серных банях…