Велопоход по ущелью Большой Лабы

Aug 02, 2018 15:39

Хотя идея этого "кругового" похода  зрела давно, я не мог найти напарника, а одного меня с ночевкой в горы семья не пускала (и правильно делала). Но после того как Женя  (evgeny_semenko) согласился составить компанию, мы довольно стихийно собрались и выехали , дождавшись первого проблеска подходящей погоды. В какой-то степени, это была авантюра, так как хотя по горам мы ходили и не лисопедах ездили, но в велопоходе был только я один, очень давно, а сейчас мы за день в горах должны были пройти едва ли не больше, чем тогда в Калужской области за все выходные.

Женя взял с собой большую зеркалку и с нее обещается много хороших фоток, у меня же дальше путевые заметки с "мыльницей", для передачи общего впечатления.

День первый
Выехали из Буково 29/07 в 7.15 утра, солнце не очень жаркое. На Богословке закончилось строительство базы отдыха, при этом и само озеро обтянули забором "частная собственность". Впрочем, если за ним будут следить и чистить, возможно и не так страшно.


Отель напротив:


Дорога с каждым годом все лучше и лучше, местами хорошо расширена, осыпающиеся склоны стали убирать в железную сетку:


Первая остановка, через 20.5 км пути, у родника набрать воды.


В 8.55 прибыли в Архыз, нормальный темп, с учетом того, что едем с рюкзаками в вверх. Купили хычины в кафешке "Моно" не доехжая автовокзала , которая я уже к ак-то уже рекламировал.

На 30 км легкий перекус цукатами с видом на г. София


Строительство напротив продолжается уже не первый год, обрастая новыми зданиями, но ни одно пока не работает:


У базы "Романтик" идет строительство горнолыжных трасс по северному склону. Туда же тянут канатку, с двумя станциями. Правая - посадка у гостиниц и основного комплекса, слева - для скатившихся с гор:



Застали момент погрузки частей будущего подъемника:


На 41 км пути (~14 км от Архыза) у поворота на Дукку асфальт кончается. Но если два года назад новый мост эпично упирался в холм, то теперь его срыли и проехать дальше по старой грунтовке. Правда, теперь здесь же и шлагбаум с пограничниками, но пропускают всех, переписав паспорта. Нам заметили, что "недавно мужик с велосипедом к морю ехал" (здесь уже пропуск в погранзону нужен), а ежели мы заблудимся и не найдем Пхию, то в 5-км зоне нас расстреляют еще пост встретит и дорогу покажет.


За погрнапостом устроили плотный завтрак с чаем и купленными хычинами, выехали почти на пустой желудок, чтобы легко проскочить участок с хорошей дорогой. И с купанием.


Удивлен, но народу больше, чем раньше здесь встречал. И пешие группы и машины, в том числе, нормальные, не внедорожники.

С высоты 1800 м начинаются подъем на перевал. Причем видна свежая и очень крутая тропа, уходящая правее, кажется ее не было три года назад.


Мы поднимаемся по старой дороге, но которую явно обновили и подсыпали, доволно ровно стало. Но все равно, железных коней приходится тащить. Селфи:


Жарко, хорошо, что куртки не забыли в ручье перед подъемом намочить.
На высоте 2035 м очень вовремя  встретились кусты малины и красной смородины


Черех пару километров серпантина уже можно ехать по перевалу вверх


Точки вдали на дороге - табунчик лошадей. Высшая точка перевала - 2240 м по GPS. Проехала Нива с пастухами и Хонда с отдыхающими, встретили пару горных туристов с собакой...


С прошлого раза меня интриговала пушка, появившаяся у памятника после 70-летия Победы. Сейчас посмотрел поближе, оказалось - макет, как и развалы гильз рядом.


На перевале Пхия.


К сожалению, в этот раз, долина р. Санчаро затянута дымкой, Большой Кавказ виден плохо.


Пастухи пояснили, что да, дорогу обновили и "военные строят дальше", а нам посоветовали спускаться с перевале по "старой дороге", так как альтернатива - "совсем плохая тропа"
"Дорога" началась вот так:


Но ниже пошли коровьи тропы и заросли борщевика. Тропа идет по склону глубокого ущелья, где едем, где ведем велосипеды, вниз -  легче, чем вверх :)


Через пару километров - спустились ко дну ущелья и перешли через ручей.


Дальше - лесовозная дорога,   пересекаемая ручьями, которые иногда текут и вдоль дороги. Ехать вниз тяжеловато, камни и лужи. Но радуемся, что дождя нет. "Опасно! Высади людей!"


Через 10 км езды по грунтовке-каменевке мы выскочили к реке Большая Лаба, 60 км пути, высота 1350 м.



Обрадованные удачным спуском, оперативно сварили чаю и овсянку. Чуть дальше - пустая база застава с будкой  двумя ДЗОТами (тренировочная?)



По дороге к п. Пхия идут лесовозы, там где нет серьезных мостов - прямо по реке.


Поселок Пхия невелик, все более-менее нормальные дома явно связаны с  новым военным городком. Но, в отличие от кордона на Дукке,  нас никто не остановил.  Встретились два солдатика, в полном боевом, бредущие, видимо, с дежурства, они с нами поздоровались и уступили дорогу.
Едем дальше по грунтовке с душистыми елками по обеим сторонам:


Поселок  Загедан и в нем еще один военный городок. Бросается в глаза, что везде низкие и легкие заборы, прямо как не в КЧР:)
Ущелье сужается, дорога то с одной стороны реки, то с другой. После пары серьезных мостов (настил деревянный, но  лесовозы проходят) - поселок Дамхурц. Мобильной связи по-прежнему нет, но на улице - телефонная будка.
Пейзажи необычные, горы  незнакомые:


Временами дорога резко поднимается над рекой, метров на 30, склоны отвесные, дороги узкие. Сорвешься - не найдут, что велосипед, что танк...


Темнеет, начинаем искать место для лагеря, по такой дороге в темноте при фонарике не долго не поедешь. К счастью, спуски к реке тоже довольно частые и 5 км от поселка, вскоре после моста через ручей, нашли хороший съезд к "пляжику", где в 20.30 начали готовить ужин. Ну и искупался в Б. Лабе.
За день по спидометру прошли 78 км, реально чуть больше, счетчик не работал, пока медленно в гору тащим. Это уже утреннее фото:


30/07
Напарник спал чутко и успел спасти продукты от нашествия мышей, уже пролезавших в рюкзак. Пока поели и собрались - уже 8 утра. В чай накидали окружающей среды - чабрец, цикорий...


Погода идеальная, но на дальнейшем спуске сказался мощный тормозящий фактор - постоянно останавливались, дабы осмотреть и пофоткать красоты ущелья, разительно отличающегося от "родного". Поворот, обрыв, река



Водопад на другой стороне, фото совершенно не передает реального впечатления


Опять стена, дорога и река...




"Смотровая площадка" с туристами. Но все равно малолюдно и удивительно чисто, сравнительно с берегами Зеленчука, которые автотуристы заваливают мусором.


Пороги здесь великолепны:


Если раньше навстречу шли лишь лесовозы, "буханки" и "козлики", то сейчас  встречаются и более городские машины.  Выезжаем к свежепостроенной базе отдыха (это вид на долину в сторону откуда приехали).


Дорога мокрая, явно дождь прошел  вчера. И в самой грязи, на 101 км по счетчику, чуть не доезжая маленького поселка Рожкао, у меня спустила задняя камера. Впервые пришлось менять  ее в полевых условиях, стараясь на запачкать узкий ниппель Преста (других 28" камер в Ставрополе найти не удалось, хорошо, хоть такая запаска). Потратили всего 20 минут и поехали дальше. Впрочем, пейзажи стали уже более напоминать наше ущелье Зеленчука,


хотя временами прямо марсианские камни на берегу:


Перед въездом в поселок  Азиатское нас очень поддержала спелая яблонька. Здесь же заработала сеть Мегафон, смогли позвонить домой и узнать, что в Буково и Зеленчукской был вчера страшный ливень, от которого мы успели уйти.


На 112 км пути от дома въезжаем в Курджиново и радуемся асфальту!


Это был лишь небольшой "островок" поселка  Курджиново - вокруг лесопилки, дальше - поселок Псемен, по дороге умываемся и мочим рубашки в Большой Лабе, где и прощаемся с этой рекой. Выйдя на федеральную трассу за Псеменом сели в лесок перекусить сухпайком, как раз время обеда.
Дорога от Псемена до Зеленчукской хорошо знакома нашим автовладельцам, а вот я бываю  редко и только на такси или автобусе. Потому и не замечал, что перепады высот довольно изматывающие, больше 200  метров. Высшая точка между Псемен и Преградной - 1055 м,


Потом спуск к станице и опять подъемы. В Преградной напарнику пришлось остаться, а я, закусив мороженкой и купив кваса, еду дальше.


Все ближе дом - граница Зеленчукского района, 150 км пути, 956 м высоты




Перепад высот к Сторожеовй еще больше, высшая точка между станицами - 1140 м. Но вот впереди уже знакомые очертания  священной горы аланов Джиссы. И облака над нашим ущельем - надежда на прохладу. Спускаюсь к станице Сторожевая, к сожалению река Кефарь слишком мутная, спуск от моста загажен коровами, не решился искупаться.


В 18.10 Въезжаю в станицу  Зеленчукскую, где купил припасов домой и мороженку, конечно :)
Знакомая дорога к дому, слева - наш старенький радиотелескоп РАТАН-600 , справа вдали - тарелка радиотелескопа РТ-32  системы "Квазар -КВО" (ИПА РАН)


После п. Даусуз я все-таки занырнул в воды Большого Зеленчука.


Тут уже и солнце село. Включив за Нижней Еромоловкой фару, в 20.50 устало въезжаю в поселок




Итого, за день пройдено 123 км, общий пробег за двое суток похода - 201.7 км по велокомпьютеру, плюс  еще 3-4 км, где счетчик на подъемах не работал. Ну а я осуществил давнюю мечту и убедился, что "круговой" маршрут через Пхию, с перепадом высот более километра проходится с одной ночевкой, пусть и с некоторым напряжением сил. Если с погодой повезет, конечно :)
"Колечко" как-то так выглядит:

горки, лисопед

Previous post Next post
Up