Как Мух в ГРУЗИИ побывал и что он там видел. День первый.

May 06, 2016 14:08

Ну что, начнём? Сразу скажу, фоток много, спрашивают про них многие друзья, а им интересно всё и вся, поэтому фотоотчёт буду разбивать на несколько постов - примерно по дням, как я их проводил в поездке. И воспринимать легче, и надоесть не успеет))

В Грузию пригласила меня друг и товарисч по нашему книжному клубу - Лиля почти год назад временно переехала в Тбилиси, муж работает, а Лиля изучает страну - ходит, ездит, смотрит. И потому я впервые в жизни, пожалуй, не планировал туристический свой отпуск, совершенно, ни денёчка, ни местечка, а целиком отдался на волю гида. И это так классно! Можно расслабиться и просто ехать куда везут, слушать что рассказывают. Из Лили получился отличный гид!

И ещё я сразу признаюсь в любви - Грузия мне очень, очень понравилась!!! Здесь всё то, что я так люблю - старинная архитектура на фоне природы, самым волшебным образом сосуществующие столь гармонично, что душа радуется. Храмы и крепости, пейзажи, зелень долин на фоне островерхих заснеженых гор, симпатичная старинная городская застройка, с резными балкончиками и красно-рыжей черепицей. Я бы очень хотел вернуться снова, ведь мы не были на юго-западе. А ух Верхняя Сванетия, о которой я только читал и смотрел, с её общинами и знаменитыми сванскими башнями, взбудоражила моё воображение настолько, что я теперь брежу мыслью "Вот бы туда добраться!"

В первый же день мы не стали смотреть Тбилиси, успеется ещё, а поехали на северо-восток, в Телавский район Кахетии, по старым монастырям.
И первым посетили монастырь Алаверди (ударение на "е", и с расхожим застольным "алавердЫ!" не имеет ничего общего)))



! рекомендую сразу открывать пост в отдельном окне, а не нырять под "кат" - тогда фото будут норм., а не сжатыми.

Происхождение слова "Алаверди" несколько гипотетично. Иногда его неверно переводят как "Аллах дал" (Alla + Verdi - прошедшее завершенное время тюркского глагола vermek - "давать"). Непонятно, кому могло придти в голову присваивать христианскому храму тюркское название. Именно так произошло название армянского города Алаверди, который основали тюрки-кочевники. По наиболее убедительной версии название монастыря - это искаженное Алва-Хварди, то есть "Алванская равнина". Он построен именно на Алванской равнине, так что все логично.

На подъезде монастырю от трассы уходить грунтовка, вглубь, к горам. Горы кажутся такими близкими, рукой подать!





Через пару метров переезжаем через реку, и вот уже сам монастырь



Собор окружает высокая стена, подобного рода стены сохранились всего у 1-2 крупных соборов.







Вид со стороны трассы



Слева от входа в монастырь тянется галерея, представляю, как будет здорово, когда она будет целиком оплетена



Прошлись до конца - здесь источник, даже с фреской



Под самой крепостной стеной, уже за территорией комплекса, улья.





В надвратной браме



Вид на собор из тени брамы



Собор Святого Георгия является вторым по высоте в Грузии, первым среди сохранившихся средневековых соборов и самым высоким из четырех "Великих Кафедралов" (хотя храм Баграта в Кутаиси после реконструкции стал выше Алаверди на 2 метра). Это главный и самый почитаемый храм в Кахетии, центр Алавердской епархии.
В список ЮНЕСКО не входит, но находится на рассмотрении.



Немного истории.
Монастырь Алаверди - творение ассирийских отцов, а именно Иосифа Алавердского, который пришел сюда в середне VI века, построил храм и умер в 570 году, и был похоронен в этом храме, причем могила существует по сей день. Алавердский собор построил кахетинский царь Квирике III Великий, который унаследовал Кахетию в 1010 году. Кахетию почти сразу же завоевал Баграт III, но он умер в 1014 и Кахетия снова добилась независимости. С 1014 года по 1037 Квирике правил Кахетией и это были лучшие года этого края. Именно в этот период и был построен собор Алаверди.
Дальнейшая история монастыря известна плохо. Он почти сразу стал центром Алавердской епархии, которую возглавлял сперва епископ, а затем архиепископ.
Алавердийский храм неоднократно страдал от нашествий и землетрясений. В XV веке царь Александр I восстановил его, но в 1530 собор снова пострадал от землетрясения и нескрлько позже царь Леван снова его восстановил. Около 1700 года храм повредили лезгины. В 1742 произошло еще одно землетрясение и его пришлось снова ремонтировать.
В 1614 году разорительное нашествие шаха Аббаса коснулось Алаверди. Царь Теймураз I бежал в Имерети, а иконы из монастыря увез в Светицховели. Персы переселили на Алванскую равнину племена туркменов, которые превратили монастырь в коровник и тюрьму. В 1659 году произошло Бахтрионское восстание против персов и туркменов, и говорится, что восставшие захватили крепости Бахтриони и Алаверди.

В соборе сохранились, хоть и не очень хорошо (во всяком случае, не реставированы) древние фрески. Они разных эпох и сохранились в нескольких слоях, некоторые закрывались штукатуркой или забеливались. Как объяснила мне Лиля, по самому наличию фрескок внутри можно понять возраст (и, возможно, значимость) храма - традиция росписи внутренних стен храма не сохранилась, и если вы встречаете такую церковь, значит, она очень старая (а в Грузии это подразумевает отнюдь не последние несколько веков).
Я внутри снимать не рискнул, но вот росписи над входом в собор.



Галерея справа от этого входа. Первоначально она опоясывала весь храм, но сохранился только западный ее фрагмент. По информации, наверное именно поэтому сейчас не видны могилы кахетинских царей (Александра I, Александра II или Теймураза I) - они могли находиться в этой пропавшей галерее.



Помимо собора, в монастыре располагаются жилые постройки и винохранилище, ведь это Кахетия, страна вина.



Горы - ещё одни стены





лавка




Прошёлся вокруг собора







Ещё мне захотелось прогуляться вокруг всего монастыря, отойти за реку, взглянуть и снять с другой стороны









Следующий пункт нашей эекскурсии - монастырский комплекс Икалто.
Это небольшой монастырь, здесь всего три храма и хозяйственная постройка. В прошлом при монастыре находилась еще и Академия.



Икалтойский монастырь - один из первых в Грузии, а в Кахетии фактически самый первый. Он основан одним из ассирийских отцов, Зеноном Икалтойским где-то после середины 6-го века. От строений той эпохи уже ничего не осталось. Существующие ныне храмы построены, самое раннее, в VIII веке (понимаете теперь, о какой старости храмов речь идёт, когда это Грузия?). Видимо, есть какая-то связь с возникновением независимого Кахетинского царства в те века. В тот же период на территории монастыря были построены давильни для винограда и винохранилища, частично сохранившиеся по сей день.
В XII веке при царе Давиде Строителе был построен Успенский храм и пристроен корпус Академии. Эта академия вошла в историю тем, что в ней учился Шота Руставели. По этому случаю где-то в ноябре (в выходные) здесь отмечается локальный праздник Шотаоба.
В 1616 году шах Аббас сжег академию и тем поставил точку в ее истории. С этого момента монастырь почти прекратил свое существование и был восстановлен только в XIX веке.



Храм Святого Духа, построенный в 7-9 веках. Внутри, правее алтаря, находится могила Зенона Икалтойского. Вокруг раскопаны фундаменты ранних пристроек. Возможно, раньше храм был шире или его сразу построили на фундаментах старых храмов.



С другой стороны (это фото не моё, взято с сайта http://travelgeorgia.ru/, мне сложно было снять из-за слепящего солнца)







А дальше руины Академии









Вот эти бочонки, которые в Грузии встречаются на каждом шагу! и в старых монастырях, и в деревенских садах, и в городе в качестве декора, и сувениры - называются квеври (ქვევრი, англ. qvevri), они бывают всех размеров - от обычного кувшинного до громадных, на несколько сотен литров. Самые большие держат две тонны и даже четыре.
Здесь они, самых разных размеров, уложены вдоль периметра старого виноградного пресса.



Технология виноделия/винохранения с помощью квеври восходит к началу нашей эры точно (т.к. на территории городища Армази вдруг обнаружился марани античного времени), но, возможно, и ещё раньше.
Квеври используется для приготовления и хранения вина. Его вкапывают в землю, внутрь заливают виноградный сок, потом закрывают крышкой и замазывают глиной. Сок бродит так несколько месяцев при температуре грунта. От температур грунта зависит в конечном итоге результат. Когда вино готово, его постепенно извлекают ковшиками, а пустой квеври моют. Это долгий и сложный процесс, требующий много воды и бытовой химии. Для чистки квеври изнутри используется специальная щётка, сделанная из коры.
У некоторых храмов вы можете увидеть их десятками. Говорят, что принесённый в храм для праздника квеври с вином нельзя уносить обратно, так что они копятся там до бесконечности.



Помещение, где хранятся квеври с вином, называется марани. Действующий можно увидеть в монастыре Алаверди (к сожалению, в момент посещения мы о нём не знали, а то бы попытались увидеть), а здесь в Икалто, и ещё в нескольких монастырях, - старый заброшенный.



В марани как правило один квеври выполняет сакральные функции - в нем хранят вино для церковных праздников. Этот квеври обычно занимает особое место, рядом могут ставить свечи, и сам квеври становится как бы священным. В советское время в деревнях иногда перестраивали дома и разбирали марани, при этом выбрасывая квеври на свалку. Священный же квери выбрасывать так нельзя - примерно как и икону - поэтому его отвозили к храму и там оставляли. Сейчас почти у каждого храма можно найти такие квеври.



Исторически вино делалось только в квеври. Сейчас на винзаводах используются металлические емкости. С научной точки зрения так правильнее: металл лучше отмывается. В керамическом сосуде всегда останутся какие-нибудь грибки или бактерии, которые каким-то образом повлияют на вино. Однако, существуют люди, которые считают, что металл - это модернизм, и вино надо делать только в квеври. Например, винзавод в Напареули принципиально использует квеври, аналогично - минивинзавод в монастыре Алаверди, и еще некоторые. Если увидите в магазине вино "Квеврис" - то это оно и есть.
Кто тут прав, сказать сложно. Считается, что эстетически вино из квеври приятнее, чем из железной цисцерны. Опять же, культура и традиция. К сожалению, технологии изготовления квеври сейчас вымирают и мастеров стало совсем мало.

Напоследок мы посетили Дом-музей Чавчавадзе в Цинандали.

Здесь находится музей, парк, винохранилище и дегустационный зал. Мы-то туда направились исключительно посмотреть парк и саму усадьбу. Но вообще место известное и во многом символичное. Отсюда началась европеизация Грузии, отсюда началось грузинское виноделие в том виде, в котором оно есть сейчас. И "паломничество" к усадьбе Чавчавадзе устраивают в основном "винные" туристы :)



Немного о самом Александре Чавчавадзе.
В Грузии было много носителей этой фамилии. Одним из них был Гарсеван Чавчавадзе, один из организаторов присоединения Грузии к России, подписавший Георгиевский трактат. Его сын Александр в 1805 году был сослан в Тамбов за участие в антироссийском восстании, затем служил в лейб-гусарском полку и участвоал в походах в Европу в 1812, 1813 и 1814 годах, был свидетелем взятия Парижа. Вернувшись в Кахеию, он начал частный проект по европеизации Грузии. Он построил в Цинандали усадьбу с европейскими интерьерами, построил первый винзавод, чем положил начало промышленному виноделию. Там начали производиться вина по европейской технологии, например, известное сейчас "Цинандали". Сюда приезжали Пушкин и Грибоедов. Есть версия, что здесь прошла первая постановка командии "Горе от ума": возможно, любительская и неполная.
Чавчавадзе познакомил российскую аристократию с грузинской культурой, а грузинскую аристократию - с российской и европейской. Это был, наверное, первый человек в Грузии, который оценил Россию не за её "православность" а из соображений чисто практических - таких людей в Грузии по сей день единицы.
Он умер в 1846 году. Его дочь Нина была замужем за Грибоедовым, вторая дочь Екатерина вышла замуж за Давида Дадиани и стала матерью последнего князя независимой Мегрелии, сын Давид (1817-1884) стал генералом и воевал с Шамилем.



На этом месте я сказал, что Грузия уже готовится к Пасхе )))) выращивает большие зелёные пасхальные яйца)))



Парк совсем небольшой, приятный, хотя и простой, на мой вкус. И я вообще больше люблю такие парки, где меньше видна рука человека. Зато я насобирал здесь шишек, каких у меня ещё не было! Здесь, в первый день, Лиля посмеивалась надо мной, мол, чем бы дитя не тешилось))) а ближе к концу недели сама вместе со мной обращала внимание на хвойные и указывала на новые шишки )))) Да, из Грузии я привёз чурхчелу, специи, пару бут.вина... и коллекцию шишек! :)



(извините за ужасное качество фото, но везде слепило солнце)

Есть небольшой зелёный лабиринт. Мне-то он по грудь, но детям лет так до 10 там наверняка весело погасать))
Хотяя.. не такой уж он и маленький, на фото показана примерно четвёртая его часть.



Но что меня действительно порадовало и здесь, и в Тбилиси, и вообще в Грузии, - это платаны. Я так люблю эти величественные светлостволые деревья! Мне так жаль, что в Киеве их почти не встретишь, только в ботсаду и рееедко-редко кое-где на улицах.



Текстовая информация взята с сайта http://travelgeorgia.ru/ , и спасибо автору за этот проект, очень толково

Продолжение следует!

путешествия, Грузия, 2016г.

Previous post Next post
Up