Малышам от рождения до 3-4 месяцев очень полезно смотреть на контрастные черно-белые изображения.
Выдержка из книги Сары Брюэр "Суперребенок" о том, почему именно важны черно-белые картинки.
ЗРЕНИЕ
Для нормального развития зрение очень важно. Именно видя предметы, ваш ребенок захочет узнать, как они называются. Стремление тянуться к предметам, переворачиваться, ползать и ходить тоже происходит от любопытства и желания исследовать все, что он видит вокруг. В первые 2 месяца жизни ваш ребенок лучше всего видит на близком расстоянии.
При рождении поле зрения ребенка более ограничено, чем ваше собственное. Скорее всего он будет смотреть на предметы, которые находятся не дальше 30 градусов слева и справа от него, 10 градусов сверху и снизу и на расстоянии не более 90 см от тела. Когда он лежит на сгибе вашей руки и сосет грудь, он естественным образом может фокусировать зрение на предметах на расстоянии 17 - 20 см. Обычно к 2 неделям он начинает узнавать лицо матери и отца. Его зрение на 10 - 30 процентов менее острое, чем ваше, поэтому ему сложнее видеть тонкие линии. Он видит их как смазанную серую массу. Новорожденным больше правятся контрастные черно-белые узоры, чем цвета, потому что в этот период их палочки (клетки в сетчатке, чувствительные к слабому свету и различающие только черный и белый) работают лучше, чем колбочки (клетки, которые видят цвета на ярком свету). Новорожденные предпочитают прямые или ломаные линии кривым или волнистым. Кроме того, их привлекают простые изображения лиц.
К б неделям ребенок может четко фокусировать зрение на предметах на расстоянии около 30 см и обычно начинает улыбаться. (Дети, которые получали стимуляцию до рождения, часто улыбаются уже через 1-3 недели после рождения). Его особенно привлекают изображения лиц и концентрических кругов. Кроме того, он будет более пристально смотреть на внешние края рисунков, чем в середину.
Количество синапсов между нейронами в зрительной коре, которая занимается интерпретацией информации из глаз, начинает увеличиваться в первые 2 месяца после рождения.
Между 2 и 4 месяцами количество синапсов начинает резко расти и увеличивается не менее чем в 10 раз. Именно в это время зрение вашего ребенка резко улучшается, и он уже может следить за предметами глазами или поворачиваться в направлении звука. Ему начинают нравиться более сложные рисунки (4 концентрических круга, а не два) и кривые линии и формы, а не прямые или ломаные. Кроме того, его поведение показывает, что он помнит увиденное.
Многие дети к 2 месяцам начинают различать цвета, потому что в сетчатке начинают работать колбочки. Но до 3 месяцев, возможно, они не видят синий цвет так же хорошо, как красный или желтый.
К 4 месяцам ребенок видит все цвета и может фокусировать зрение и на ближних, и на дальних предметах. Ему очень нравится наблюдать за вами и за другими людьми, особенно детьми. Он по-прежнему будет предпочитать кривые прямым и стремиться к более сложным рисункам. Кроме того, у него появляется чувство объема, и к 4 - 5 месяцам он начнет тянуться к предметам, которые видит. К 7 - 8 месяцам ему будет удаваться хватать предметы и засовывать их в рот. У детей, которые получают дородовую стимуляцию, все это происходит гораздо раньше.
Ребенок, окружение которого визуально обогащено, обычно более спокоен и внимателен во время бодрствования, чем ребенок, лишенный стимуляции. Если ваш ребенок не видит одним глазом -например, из-за врожденной катаракты, - необходимо хирургическое вмешательство. В противном случае мозг перестроится и перестанет принимать сигналы от сетчатки пораженного глаза. Если катаракту убрать позже, зрение глазу уже не вернуть, несмотря на то, что функционально он будет здоров. Это называется мозговой слепотой. Впрочем, если катаракта возникает в более поздний период, нормальное зрение может вернуться.
Количество синапсов в зрительной коре доходит до пика в 8 месяцев, остается максимальным до 4 лет и начинает постепенно снижаться в течение следующих 5 лет, доходя до половинного в результате частичного удаления.
Новые интересные исследования показывают, что маленькие мальчики узнают пол друг друга всего в 3 месяца, даже если они полностью одеты - это едва ли удается многим взрослым. Исследователи проводили психологические тесты среди 60 трехмесячных детей, которым показывали изображения мальчиков и девочек в одинаковой одежде, а также грузовиков, кукол и старших детей. Мальчикам было интереснее смотреть на изображения других мальчиков того же возраста. Девочки смотрели на мальчиков столько же, сколько на девочек.
Бинокулярное зрение продолжает развиваться в течение первых четырех лет жизни, и к 4 годам полностью формируется. Острота зрения практически приходит к 5 годам, но полностью формируется только к 10 годам.
Из опыта мам о работе с черно-белыми картинками:
Пишет Здобнова Надежда:
Я делала Семке черно-белые игрушки для развития зрения в первые месяцы - покупала шары деревянные нераскрашенные (есть такие для детского творчества, их надо самим раскрашивать), красила белой краской, потом сверху делала черные круглые пятна, черные полоски и т.п. Такие же были кубики из картона.
Пишет Данилова Елена:
Картинки мы сами придумываем (на листке в клетку), а потом рисуем на картонках (сначала карандашом, потом обводим чёрным маркером).
Собираемся еще разные интересности делать - мобиль черно-белый и другие игрушки. Санька сейчас лучше видит прямые линии. Вот мы и рисуем узоры из прямых линий. Размер карточек около 20Х20.
Собираемся еще сделать с кругами, спиралями, другими кривыми линиями. А также с силуэтами предметов и животных.
Начинать надо с простых - где только прямые линии и очень яркий контраст. Потом перехожить к изогнутым линиям, к сложных рисункам.
Пишет Kiru4a из Канады:
Вот наши картинки. На планку (горизонтальную) надеты полоски (вертикальные) бумаги с приклеенными к ним разными фигурами. По центру три вертикальные полосы черные, так вот слева и справа такие же только белые с наклееными на них черными фигурами. Полосы можно менять местами. Ниже обычный лист бумаги - шахматная доска. Планка цепляется на крючок на стену.
Малявина (1 месяц и 1 неделя) может минут 10 -15 лежать и разглядывать картинки.. Муж даже иногда нервничает, говорит наклеила с дитем не пообщаться - она все время их глазами ищет.
Пишет KaterinA из Волгограда:
Решила тоже сделать картинки, но к сожалению, картридж в принтере кончился, а картона и фломастеров не было. Попались на глаза черные коробочки DVD фильмов. А рисунок просто вырезала. Алиса оценила:
Пишет Ксения из Venezuela:
Видя, как Стивену нравится черно-белый мобиль, (пришлось разобрать один кубик Зайцева для шаблона), к дню рождения я закончила обклеивать коробку, которую сохранила еще до его рождения. Теперь он развлекается и лежа на животе, созерцая черно-белые картинки. Во всю пытается поднимать голову, когда лежит на животе.
Пишет Ek-na:
Про черно-белые картинки... Я к рождению нарисовала несколько, не очень много. Через некоторое время поняла, что надо еще сделать и чтобы побыстрее, просто взяла бумагу черную, нарезала разных фигур и наклеила на белые листы, по времени намного быстрее получается, чем рисовать.
Пишет Саша Сейдаметова:
Наша черно-белая жизнь.
Коробки с наполнением, гремят, для привлечения внимания.
Мобиль: коробочки из-под лампочек, сами по себе были белы, поэтому осталось только разукрасить.
Вопросы-ответы:
-
С рождения я показываю самые простые - квадраты, треугольники, линии. Когда можно перейти к сложным картинкам из прямых и ломаных линий? В месяц? А когда к волнистым? Кстати, рожицы ведь тоже из волнистых линий состоят, а говорят, деткам нравятся. Когда их начинать показывать? Или малыш сам даст понять, когда готов перейти к следующему этапу?
Именно так! Давайте попробовать разные картинки, увидите, какие он рассматривает более внимательно, а какие пробегает глазами и отворачивается!
-
Обязательно ли обклеивать их скотчем, боюсь будет отсвечивать?
Не нужно! Картинки используются в таком возрасте, когда ребенок еще не потянет их в рот.
-
Меня очень волнует размер карточек. Мне кажется, это принципиальный вопрос. Как бы не навредить. Встречала в литературе разные ответы, от формата А4 до 1/4А4?
Меня тоже интересовал этот вопрос, когда делала карточки для второго ребенка. Потом поняла, что надо делать разные, ведь предметы которые рассматривает в комнате ребенок не одинаковые по размеру. Карточки это тренажер для развития зрения. Вы сами поймете какие интересней для малыша. Саше показываю и А4 и карточки Зайцева-они маленькие(13 на 13 см). Сын смотрит с удовольствием.
Материалы для скачивания
Оригинальные черно-белые-картинки от Антоновой Татьяны
выложены здесь.
Черно-белые
восточные орнаменты также можно использовать для работы.
По материалам сайта
http://danilova.ru/phpbb/viewtopic.php?f=1&t=1004