Прочтение научного труда, посвященного фрагменту непростой истории Псковщины, возродил в памяти интересные воспоминания о поездке в те края осенью 2010-го. Год вообще был крайней насыщенным в плане путешествий, что легко прослеживается и по этим страницам в том числе. Однако, про Псков и окрестности тогда так ничего и не написал.
Расправившись с научным трудом, решил пролистать отснятые в той поездке фотографии. Все-таки, выдержка в несколько лет очень хорошо отрезвляет взгляд на собственные творения. При просмотре много морщил лоб над прежними потугами на высокохудожественность, однако же, и покивал одобрительно в нескольких местах тоже. Псковский выезд, кстати, был первым серьезным испытанием для свежеприобретенного 550d с китовым объективом, а для меня -- переход в новую плоскость от казуальной съемки с экранчика мыльницы к праведной технике наблюдения мира через видоискатель.
Еще поездка была интересна тем, что будучи довольно-таки насыщенной в плане охваченного, осуществлялась исключительно силами 11-го номера и других общедоступных видов транспорта (Жигулям моим на тот момент оставалось более месяца до выпуска с завода). Ну а еще это практически самое начало
недавно свершившегося посещения Выборга. Какая связь?
Да все очень просто: если ввести в поисковике "крепости России", можно с легкостью увидеть как мало на территории нашей страны сохранилось этих величественных, будоражащих воображение, фортификаций. Однажды я такой запрос ввел, посмотрел и тут же появилась мысль -- "а почему бы их все не объехать?". И если Выборг тогда казался далеким и еще по ряду причин неудобным для посещения, то на Псковской земле в радиусе около 100 километров обнаружилось аж целых три объекта, которые вполне складывались в трех-четырехдневный маршрут.
Происходило все это в самом конце октября, на носу были ноябрьские выходные. На них и решил ехать, не откладывая в долгий ящик. Пройдясь по спутниковым картам, на скорую руку накидал основные объекты и, сверившись, со схемой движения общественного транспорта, нарисовал примерный план перемещений -- можно ехать. Компанию в этой авантюре мне составил ныне отошедший от дел Антон-штангист, изобретательность и дипломатические качества которого не раз выручали в подобных выездах, поэтому такие нюансы, как отсутствие свободных мест в гостиницах накануне отъезда не беспокоили ни разу. Подумаешь! В две головы-то точно что-нибудь придумаем.
Путешествие началось вот так [1]
Это станция Порхов, на которой мы сошли со следующего в Псков поезда. На переднем плане, собственно, платформа. Я радовался новой технике и снимал все подряд. Наверное, если бы не психологический момент нахождения в провинциальном городе с "профессиональной камерой", снимков было бы раза в два больше.
Вообще, приехали мы сюда посмотреть Порховский кремль и еще пройтись по местной плотине, но из-за тотального распиз внезапности выезда, я лишь примерно представлял где-что находится. И если с кремлем все было более-менее ясно, то для поисков плотины пришлось намотать не один лишний километр по округе. Но можно ли придумать лучший повод обкатать новенькую камеру?
Вот набрели на какой-то свечной заводик весь как после бомбежки [2]
...а вот меж деревьев замаячила башенка старинной церквушки. Все это очень-очень важно снять на новый фотоаппарат! [3]
Но все же, в Порхове мы ради крепости, а потому сначала идем туда.
Отмечу неплохую сохранность объекта -- стены, хоть и разрушились в некоторых местах, но периметр до сих пор замкнутый. Благодаря тому, что крепость, начиная с конца XV-го века находилась в глубоком тылу, различные реконструкции и переделки ее не коснулись [4]
Интернеты сообщают, что даже фашистские оккупанты по какой-то причине не взорвали крепость при отступлении в 44-м, хотя сам город практически полностью разрушили [5]
Внутри, помимо старинной церкви (на предыдущем снимке слева), обнаружился ухоженный сад. Выглядит вполне живо и уютно даже тусклым ноябрьским днем, а летом поди и вовсе загляденье [6]
Там же нарисовался сюжет про избушку бабы-яги [7]
...и, внезапно, уголок марксизма-ленинизма! На деле это, если память не подводит, контора краеведческого музея [8]
Еще немного крепостных стен и башен [9, 10]
После осмотра крепости двинулись вдоль берега реки Шелонь искать плотину [11, 12]
Вот и она [13]
В нынешнем состоянии уже ничего не регулирует, а просто служит пешеходным мостом [14, 15, 16]
Тем временем, вечереет, а впереди еще около двух часов тряски в ПАЗике до Пскова и отсутствие какой-либо ясности с ночлегом [17]
Рядом с автостанцией замечаю диковинную березу -- не иначе, как родственница сосны из Монрепо [18]
По прибытию в Псков пришлось на протяжении пары часов пожинать плоды собственного же разгильдяйства. Впрочем, как показали дальнейшие события, именно в Пскове и именно в эти дни разместиться можно было только сильно заранее, что к нашей ситуации спонтанного выезда неприменимо.
А пока мы оказались в интересной ситуации: морозная ночь праздничного дня, пустой железнодорожный вокзал и перспектива прокуковать в этих стенах до самого утра. Обзвон гостиниц и частников с квартирами не дает результата. Нигде ничего на всей территории двухсоттысячного областного центра -- прямо аномалия какая-то!
Последняя надежда на таксистов. И после нескольких безрезультатных обращений, наконец-то находится неравнодушный мужик из местных (имя забыл, позор моему склерозу), который буквально заражает оптимизмом, произнеся что-то типа "я не знаю, где щас еще остались места, но на вокзале вы ночевать не будете!" После чего много катались по окраинам, слушали колоритные рассказы нашего проводника о местных нравах и параллельно обзванивали места ночлега в близлежащих городах.
Оказалось, что помимо традиционного праздничного наплыва туристов, всё забито родственниками военнослужащих здешней десантной дивизии, которые на днях как раз должны принимать присягу. Вот и вся аномалия. Поэтому закончился этот день в итоге в новеньком придорожном мотеле, о котором даже наш водитель ничего не знал, где-то в нескольких километрах к югу от города Остров и примерно в полусотне от Пскова.
А на следующий день, с новыми силами продолжили ознакомительные прогулки по окрестностям. Вообще-то, город Остров в мои планы не входил. Более того, я на этапе планирования даже не подозревал о его существовании, но раз такое дело, то почему бы и не ознакомиться? Интересное-то по пути обязательно найдется.
Первый снимок, сделанный в тот день суров, хотя как сейчас помню, настроение с утра было отличное [19]
Вскоре тучи разошлись и погода стала под стать настроению, а впереди показалась протекающая через город река Великая [20, 21]
И тут внезапно взору открылось такое чудо инженерной мысли -- подвесные мосты середины XIX-го века, соединяющие северную и южную часть города, проходя через небольшой островок [22]
С момента постройки деревянную основу заменили на металлическую, в остальном же эти сооружения дошли до нас в первозданном виде и безусловно заслуживают внимания. Очень удачно это мы случайно оказались в Острове! [23, 24]
Северный мост пострадал во время войны, однако ж, был восстановлен. Бойцам, освобождавшим Остров от неприятеля поставлена необычная памятная доска -- за то, что спасли мост от уничтожения. Молодцы были те бойцы! Мало того, что город освободили, так еще и такой памятник сберегли. Сообщают, что на данный момент это единственный на территории бывшего СССР транспортный мост на цепях (т.е. речь, вероятно, про южный, движение по которому по состоянию на 2010-й год было разрешено). [25]
Закончить же хочется портретом смотрителя моста, которого я определил Иннокентием. Он как бы всем своим видом говорит, мол, будете в наших краях -- обязательно заезжайте [26]
В следующий раз посмотрим, что интересного попало в объектив в Пскове, когда мы наконец добрались до него при свете дня, пройдемся с обзорной экскурсией по крепости в Изборске, а также узнаем, куда еще занесли автора незапланированные отклонения в маршруте.