Бюджетное рабство

Dec 28, 2012 22:26

В "Новой газете" вышла моя небольшая статья-комментарий "Бюджетное рабство"

Статья находится здесь http://www.novayagazeta.ru/comments/56108.html

Предлагаю так же прочитать полный вариант статьи для нашей местной газеты. Это очень важно. Это - о полноценной жизни, которой нас лишают.

Cамодостаточные муниципалитеты задыхаются в тисках бюджетного рабства.

Заметки начинающего главы о проблемах муниципального района с территорией Израиля и населением Северобайкальска.

Могочинский район - один из богатейших в Забайкальском крае. Этот факт вызывает у людей несведущих, мягко говоря, удивление: - Как? Эта дыра есть богатый и самодостаточный район? - Да! Район богатый и мог быть самодостаточным, если бы не разрушительная, не побоюсь этого слова - грабительская бюджетная политика федерального центра по отношению к регионам и, как следствие, аналогичные межбюджетные отношения регионов с муниципалитетами.

Это - быстро ускоряющаяся медленная смерть. Ни о каком развитии не может быть и речи. Только выживание. И, если район в очередном году сумел выжить, регион еще больше стискивает рамки бюджетного ига, постепенно, год от года снижая нормативы отчислений и урезая дотации. "Вы выжили в этом году? Отлично! Вот вам еще меньше! Выживете, никуда не денетесь".

Регионалы играют в "плохих-хороших" министров. Сначала району даются цифры, которые приводят местных финансистов в ужас - снижен норматив дополнительных отчислений НДФЛ, а дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности хоть и увеличены, но весьма далеки от показателя реальной инфляции. Затем власть внезапно становится доброй и неожиданно подкидывает с барского плеча энную сумму. Представители муниципалитета выходят от министров вполне довольными, но, добравшись до калькулятора и сняв розовые очки, внезапно осознают, что щедрость регионального барина - пшик, ибо "подаренная" сумма не компенсирует того, что урезано первоначально

Местного самоуправления, о котором так много говорится в 131-ФЗ, нет! Есть управление местным самоуправлением. О чем может быть речь, если у муниципальных образований нет финансовой свободы? Зарабатывая достаточно средств для жизни и развития, наш район ставится региональной властью в рамки зависимого и подотчетного. Забирая львиную долю в консолидированный бюджет, край выделяет району дотации и требует отчета об их использовании. Муниципальные  финансисты регулярно отчитываются на селекторных совещаниях и получают взбучку сверху. Районная власть представляет из себя скорее  подчиненное подразделение некой корпорации, нежели орган местного самоуправления некого региона. Какие отчеты? Какие селекторные? Мы что, на железной дороге или в армии? Отдайте нам наши деньги и не лезьте в наш бюджет. У нас достаточно специалистов, чтобы самостоятельно управлять районом.

Страна будет готовиться к олимпиаде и ЧМ по футболу, строить бесполезные мосты и разваливающиеся дороги, финансировать мёртвые проекты, распильные контракты и откатоемкие мегастройки… Регион будет строить бассейны и очередные ледовые дворцы стоимостью в несколько миллиардов… А районы-доноры, в том числе Могочинский, будут как прежде вливать в консолидированный бюджет большие средства, взамен получая огромные невозможности - строить, развиваться, жить...

В связи с введением в действие в конце 2011 года изменений в Бюджетный Кодекс РФ, принятием закона Забайкальского края "О межбюджетных отношениях в Забайкальском крае" № 608-ЗЗК от 20.12.2011 г., закона "О бюджете Забайкальского края на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов"  финансовое положение муниципального района "Могочинский район"  резко ухудшилось и год от года этот процесс прогрессирует.  Собственные доходы муниципального района  сокращаются. В результате доходов хватает только на то, чтобы выплатить заработную плату и кое-как погасить задолженность по коммунальным услугам. На обеспечение же текущих потребностей и на развитие района средств нет За 11 месяцев текущего 2012 года в бюджет муниципального района  "Могочинский район" поступило собственных доходов в сумме 148,8 млн.руб. За этот же период расходы на выплату заработной платы с начислениями и расходы на оплату коммунальных услуг составили 113,8 млн.руб. Поселениям района выделено дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности 14,4 млн. руб., остается всего 20,6 млн.руб. Этих средств недостаточно для покрытия всех принятых расходных обязательств. Целевые федеральные и региональные программы из-за дефицита бюджетных средств не выполняются вообще, так как на вступление в них и на их софинансирование нет денег. По району принято целевых программ на сумму 36,4 млн. руб., заложено же в бюджете всего 3,8 млн.руб.

Для выполнения судебных  решений  по  созданию муниципальных детских дошкольных учреждений на 40 мест в пос. Амазар и на 200 мест в г. Могоча  не хватает средств. Всего по Могочинскому району  не обеспечены  общедоступным  дошкольным  образованием  570 детей. В селе Сбега нет детского сада и уже вросла в землю старая школа. В поселках Амазар и Давенда нет спортзалов. Нет средств на переселение из аварийного и ветхого жилья. В районе нет ни одного детского лагеря. В 2012 году в муниципальную собственность принят ДОЛ "Салют", это бывший наш легендарный спортивный лагерь "Часовинка". На его восстановление, на ремонт дороги и мостов требуются большие средства. Крайне необходимо создавать в районе спортивные секции, забирать в собственность у ОАО "РЖД", ремонтировать и содержать единственный стадион, строить лыжную базу и так далее.

Дополнительные средства нужны и для выполнения Регионального соглашения о повышении МРОТ до 4912 руб., принятого краевой трехсторонней комиссией по социально-трудовым отношениям в Забайкальском крае. А с Нового года МРОТ составит 5205 руб. В этом вопросе администрация района не намерена уходить в сторону и будет повышать мизерные зарплаты бюджетников, но на это нужны деньги.

Школы и детские сады в районе не отвечают новым требованиям СанПиН. На капитальный ремонт и реконструкцию образовательных учреждений необходимо средств в сумме минимум 15 млн.руб.Это только часть длинного списка проблем, которые мы могли бы решить на свои заработанные средства, если бы не кабальные бюджетные отношения с регионом.

В соответствии  с  законом "О бюджете Забайкальского края на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов" дополнительные нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц муниципальному району "Могочинский район" были предусмотрены на 2012 г. в размере 10,6%, а на плановый период 2013 и 2014 г.г. -  по 9,7%.  Этого очень мало! На 2013 год Министерство финансов Забайкальского края еще больше снизило нормативы отчислений от НДФЛ - до 8,9% (!).Так как выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципалитетов края осуществляется за счет изъятия и перераспределения финансовых средств, то вполне очевидно, что стремление к равенству приводит к отчуждению большого объема средств у нашего района в пользу других районов края. Прогноз по поступлению только одного вида налога - на доходы физических лиц (НДФЛ) - по Могочинскому  району в 2013 году составит  608.646,3 тыс.руб. (почти 610 миллионов!). В консолидированном же бюджете района  останется только 28,9% или 175.898,8 тыс.руб., в том числе в бюджете района  - 18,9% или 115.034,2 тыс.руб. Это почти в четыре раз меньше, того, что мы зарабатываем! А ведь район собирает не только НДФЛ, но и другие налоги и неналоговые платежи. Глядя на наш бюджет этого не скажешь…

Сложившаяся ситуация снижает заинтересованность района в эффективном социально-экономическом развитии, и в то же время усиливает иждивенческие настроения у подавляющего большинства других муниципалитетов Забайкальского края. Кроме того, увеличение объема изъятых финансовых средств и одновременное предоставление дотаций сокращают собственную финансовую базу района. Это по существу снижает ответственность перед населением за предоставление муниципальных услуг. Такое положение противоречит  конституционной природе местного самоуправления.

Централизация бюджетных средств и усиление выравнивания  уровня бюджетной обеспеченности не приводят к повышению уровня финансовой обеспеченности муниципальных образований и не создает предпосылок для их развития.      Принимаемые в целях выравнивания финансового обеспечения меры должны быть сбалансированными и обоснованными, в своей основе они должны иметь социально-экономические критерии развития муниципальных образований. Этих критериев в бюджетной политике центра и края, на мой взгляд, нет.

В нашем случае выравнивание превратилось в  произвольное административное перераспределение ресурсов на основе внеправовых критериев. Под маской социальной заботы со стороны вышестоящих органов власти используется государственное принуждение, направленное на ограничение выбора.Для нормальной жизни и развития Могочинского района необходимо, чтобы в местном бюджете оставалось не менее половины всех собираемых налогов на прибыль и на доходы физических лиц. Это возможно сделать даже в условиях действующего бюджетного законодательства. Пусть отдадут нам наши положенные 20%, добавят к ним хотя бы 30% в качестве дополнительного норматива отчислений от НДФЛ, и пусть забирают свои дотации. В таких условиях мы можем прекрасно обойтись и без них, и, соответственно, без указующего перста тех, кто эти дотации выделяет.

В Могочинском районе живет множество людей с высокими заработками. Они платят большие налоги и имеют право на качественную жизнь, на детские сады, современные школы, стадионы, на полноценный досуг и развитую социальную сферу. На территории района в результате добычи золота и заготовки леса осложняется экологическая обстановка. Люди имеют право на достойную компенсацию нанесенного вреда. И, в конце концов, мы имеем право на нормальную жизнь, а не прозябание в колонии, которую почему-то называют самоуправляемым муниципальным образованием.

И еще… Заботит судьба дотационных районов? На мой взгляд, выход есть - объединение с ближайшим самодостаточным. При нормальной, вменяемой финансовой политике бюджет объединенного муниципального образования будет более гибок и эффективен, нежели перекачка средств от доноров реципиентам по методу Шарикова - "взять всё и поделить".

Дмитрий Плюхин, глава муниципального района "Могочинский район"

Огромное спасибо за содействие в публикации в "Новой газете" Владимиру Милов v_milov

P.S. Статью я писал сам. Каждую букву. Этой оговоркой хочу исключить вероятную бурю негодования в адрес моих финансистов.

P.P.S. После прочтения этой статьи один из моих коллег сказал: "Ну всё, теперь нам не дадут дотации на сбалансированность и окончательно все урежут". Думаю, это паранойя, которая, впрочем, никогда не бывает лишней :о) Я ответил: "Хуже уже некуда!"

бюджет района

Previous post Next post
Up