Денис Давыдов. А вы и не знали!!!

Oct 12, 2013 14:14

Оригинал взят у krutina в Денис Давыдов. А вы и не знали!!!


Денис Давыдов

На Смоленском бульваре была также одна из квартир Дениса Давыдова, гусара, поэта и партизана. Он проживал в доме № 3 (не сохранился). Здесь в 1832 г. навещал его Пушкин.
Давыдов вообще любил эти места и выбирал себе квартиры поближе к Арбату - на Пречистенке, либо на самом Арбате, возле Собачьей площадки в Трубниковском переулке и на углу Спасопесковского и Карманицкого переулков, на Смоленском бульваре, в Б.Знаменском переулке, идущем от Арбатских ворот к Пречистенским рядом с Гоголевским бульваром... Может быть, эти места, связанные с воспоминаниями детства, воспринимались Давыдовым как родные... Его отцу, Василию Денисовичу Давыдову, полковнику, другу и сподвижнику Суворова, с конца ХVIII в. принадлежал на Пречистенке дом № 13 ( не сохранился). По соседству проживал и их родственник, будущий покоритель Кавказа генерал Ермолов. Генерал Раевский тоже был в родстве с Давыдовыми. Военная карьера Василия Давыдова, счастливо начавшаяся при Суворове, была сломана в царствование Павла I, изгонявшего из армии "суворовский дух".



Смоленский бульвар в начале 20 века (вид от дома № 7 в сторону Зубовской площади; в глубине виден еще существующий дом № 3, связанный с именами Дениса Давыдова и Пушкина. Застройка этой части бульвара не сохранилась).

Денис Васильевич же всю жизнь гордился, что его "благословил великий Суворов". Прославленный полководец действительно предрек юному Денису блестящее военное будущее. Однако военная карьера Давыдова-младшего тоже складывалась непросто. Известен случай, когда у него отобрали генеральское звание, якобы присвоенное по ошибке. Звание вскоре вернули, но сложные отношения с властями сохранялись долго. Александр I в 1822 г. отказал Давыдову в просьбе участвовать в Кавказской кампании, и после долгих хлопот только Николай I соизволил допустить опального генерала к боевым действиям в 1826 г. Однако поистине всенародная слава Давыдова - партизанского вождя и лихого рубаки - всегда оставалась с ним и даже перешагнула границы России. Вальтер Скотт украсил свой кабинет портретом Давыдова, считая его символом героической страны, победившей Наполеона.
А.С. Пушкин очень высоко ценил Давыдова, считая, что еще в юности стихи Давыдова помогли ему понять "возможность быть оригинальным", избегая подражания популярным образцам - творениям Жуковского и Батюшкова. Познакомились Пушкин и Давыдов в 1818 г. в Петербурге. Давыдов был членом литературного общества "Арзамас" с самого его основания, представляя вместе с Вяземским, Жихаревым и дядей Александра Сергеевича Василием Львовичем Пушкиным московское крыло арзамасцев.
Вопреки распространенному мнению, Денис Давыдов был человеком весьма состоятельным, владельцем крупных поместий. Не все знают, что участник Бородинской битвы, Давыдов защищал свой кров не только в широком патриотическом смысле, как каждый русский воин, но и в самом прямом - он был владельцем села Бородино и окрестных мест. Имение Давыдовых, оказавшееся в эпицентре сражения, подверглось страшным разрушениям, и другой помещик воспринял бы этот факт как катастрофу и разорение. Давыдов же отнесся к урону как к несущественной мелочи по сравнению с военными событиями. Многие из участников битвы так и не узнали, что один из главнейших героев Бородина - здешний помещик. Но конечно, оказавшись в своей отчине, Бородине и соседних Семеновском и Горках, Давыдов почувствовал, как щемит его сердце. Денис Васильевич вспоминал: "Там на пригорке, где некогда я резвился и мечтал, где я с жадностью читывал известия о завоевании Италии Суворовым.., - там закладывали редут Раевского. (...) Все изменилось!.. Я лежал за Семеновским, не имея угла не только в собственном доме, но даже и в овинах, занятых начальниками. Я глядел, как шумные толпы солдат разбирали избы и заборы Семеновского, Бородина и Горок для строения биваков и костров".



Битва при Бородино

В Москве Давыдов жил открытым домом, хлебосольно принимая гостей, посещая все веселые праздники и пирушки. Однако Вяземский, близко знавший Давыдова, утверждал: "Радушный и приятный собутыльник, он на самом деле был довольно скромен и трезв. Он не оправдывал собою нашей пословицы: пьян да умен, два угодья в нем. Умен он был, а пьяным не бывал".
Пушкин поддерживал с Давыдовым самые дружеские отношения. ("Я ни до каких Давыдовых, кроме Дениса, не охотник", - шутливо утверждал Александр Сергеевич). Он бывал в гостях по всем московским адресам поэта-партизана, за исключением известного пречистенского дворца, где Пушкину побывать не довелось. Кроме уже упоминавшегося дома (давно стертого с лица земли) на Смоленском бульваре,  это принадлежавший Давыдову двухэтажный особняк с мезонином в Б.Знаменском переулке (в советские годы - ул. Грицевец), д. № 17, а также несохранившийся дом на Арбате, № 25, угол Староконюшенного, арендованный поэтом-партизаном, а также два несохранившихся особнячка близ несохранившейся Собачьей площадки.



Дом Давыдова на Пречистенке. Здание сохранилось, но выглядит несколько иначе - на левый флигель был "посажен" жилой дом (ныне офисное здание). нарушивший симметрию восприятия, а при последней реконструкции увеличена высота мансарды с нарушением пропорций и выстроена высокая ограда, обрезающая вид.

Роскошный особняк на Пречистенке, ныне отмечен мемориальной доской с портретом поэта-партизана, Давыдов приобрел в 1835 г. Выстроен этот дом-дворец был в ХVIII в. для генерал-майора Г.И. Бибикова. В начале 1830-х гг. здесь проживала Вера Яковлевна Сольдейн (Сольдан), жена секретаря голландского посольства при русском дворе, добрая знакомая четы Пушкиных. Александр Сергеевич и Наталья Николаевна бывали в ее доме. Давыдов купил этот особняк вероятно потому, что он соседствовал с бывшей усадьбой его отца, отошедшей в 1818 г. в чужие руки. Но в помпезных хоромах гусар, к тому времени ставший генералом, почувствовал себя неуютно. Он решил продать дом и обратился с шуточными стихами к председателю Строительной комиссии в Москве сенатору А.А. Башилову:
                   "Помоги в казну продать
                   За сто тысяч дом богатый,
                   Величавые палаты,
                   Мой пречистенский дворец.
                   Тесен он для партизана:
                   Сотоварищ урагана,
                   Я люблю, казак-боец,
                   Дом без окон, без крылец,
                   Без дверей и стен кирпичных,
                   Дом разгулов безграничных
                   И налетов удалых..."
Пушкин не бывал в этом доме Давыдова - Денис Васильевич переехал туда в 1836 г., когда Пушкин жил в Петербурге. Но в письмах Давыдов рассказывал о приобретении "величавых палат" и даже послал Пушкину текст своей стихотворной "Челобитной" Башилову, которую Александр Сергеевич опубликовал в третьем номере "Современника" за 1836 г.

http://eho-2013.livejournal.com/159569.html

Previous post Next post
Up