Какие шины выбрать?! Сначала стоит определиться с размерами. Ликбез по обозначению и классификации шин можно почитать в
энциклопедии "За Рулем", а для быстрых расчетов размерностей шин и дисков воспользоваться
шинным калькулятором. Почему зимой рекомендуется ставить более узкие шины с большей высотой боковины?.. Казалось бы - шире шина - больше пятно контакта. Ан нет, эксперты склоняются к иной оценке - более высокая боковина в небольшой ущерб управляемости в большей степени будет защищать диск от песка/снега/реагентов и повысит плавность хода, а меньшая ширина шины увеличит прижимную силу протектора к дорожному покрытию, благодаря чему шип сможет глубже проникать в снежную кашу, добираясь до твердого покрытия - льда или асфальта.
Затем с типом шины. Шипованные - шипы из высокопрочной стали [в среднем] равномерно распределенные по поверхности протектора в несколько "рядов ошиповки". Запрещены в Европе из-за вреда, наносимого поверхности твердого дорожного покрытия. Обычно тяжелее прочих, с большим сопротивлением качению, неэкологичны, шумны. Шипы имеют свойство постепенно выпадать при резких маневрах/разгонах/торможениях. Производители стараются минимизировать эти потери, например в Continental шипы дополнительно вклеивают. Фрикционные (иначе скандинавские, нордические, в народе - "липучки") - нешипуемые, что позволило производителям применять более мягкие (иногда слишком) составы резины и делать на поверхности протектора обильную мелкую нарезку (ламели). Тихие, экологичные. Настоятельно рекомендованы в крупных городах средней полосы в виду большей части эксплуатируемости в зимний период по очищенному реагентами асфальту. Основной минус к "шиповкам" - уступают в сцеплении на льду. Фрикционные шины европейского типа рассчитаны на относительно теплые европейские зимы и асфальтовое покрытие круглый год. Зачастую обладают бо'льшими индексами скорости (например до 270 км/ч у Michelin Pilot Alpine 4). Всесезонные шины - иллюзия компромисса.
Инфографика из таблиц статьи
"Типы зимних шин: есть контакт!" журнала "За рулем":
Несколько практических советов:
Click to view
Если на осях стоят разные марки/модели шин, лучшие шины в независимости от типа привода стоит ставить назад, дабы более склонная к заносу часть автомобиля перестала быть таковой, непрогнозируемой. Хотя лучше все же иметь четыре шины одной модели, для повышения тот самой прогнозируемости поведения и возможности безопасной переставки колес на другую ось посредством одного комплекта для их равномерного износа с учетом вышесказанного.
Тест За Рулем 09/2012, размерность 175/65 R14:
Ш1. Nokian Hakkapeliitta 7 [масса 6.8 кг, производство: Россия, цена: ~3700 (~3980 р. в Саранске)] цена/качество - 3.9
Ш2. Continental ContiIceContact [масса 6.9 кг, пр-во: Германия, цена: ~3700 (~3850 р. в Саранске)] цена/качество - 4.0
Ш3. Michelin X-Ice North 2 [масса 7.1 кг, пр-во: Россия, цена: ~3300 р.] цена/качество - 3.6
Ш4. Nokian Nordman 4 [масса 6.9 кг, пр-во: Россия, цена: ~2400 р.] цена/качество - 2.6
Ш5. Pirelli Winter Carving Edge [масса 7.7 кг, пр-во: Турция, цена: ~2700 р.] цена/качество - 3.0
Ш6. Gislaved NordFrost 5 [масса 7.2 кг, пр-во: Германия, цена: ~3200 р.] цена/качество - 3.6
Ш7. Cordiant Sno-Max PW-401 [масса 7.8 кг, пр-во: Россия, цена: ~2200 р.] цена/качество - 2.6
Далее в тесте следуют шипованные Bridgestone Ice Cruiser 7000, Yokohama iceGuard iG35, Kumho I'ZEN KW22 (в такой последовательности марок не хватает разве что Toyo) - бренды, конечно, раскрученные, но результат без сенсаций (стереотип детектед!) - что японцы смыслят в зиме?!.. Замыкает тест Kama Irbis (Kama 505) - отечественный "ветеран", запущенный в производство еще в 2006 году [7.5 кг, ~1800 р.] с лучшим коэффициентом цена/качество - 2.3.
Тест За Рулем 09/2011, размерность 175/65 R14 (для интереса):
Ш1-2. Michelin X-Ice North 2 [масса 7.0 кг, пр-во: Россия, цена: ~3400* р.] цена/качество - 3.7
Ш1-2. Pirelli Winter Carving Edge [масса 7.4 кг, пр-во: Турция, цена: ~2800* р.] цена/качество - 3.0
Ш3-4. Continental ContiIceContact [масса 6.9 кг, пр-во: Германия, цена: ~3500* р.] цена/качество - 3.8
Ш3-4. Nokian Hakkapeliitta 7 [масса 7.1 кг, производство: Финляндия, цена: ~3600* р.] цена/качество - 3.9
Ш5. Gislaved NordFrost 5 [масса 7.1 кг, пр-во: Германия, цена: ~3400 р.] цена/качество - 3.9
Ш6. Cordiant Sno-Max PW-401 [масса 7.6 кг, пр-во: Россия, цена: ~2300 р.] цена/качество - 2.7
Ш7. Contyre Arctic Ice [масса 7.6 кг, пр-во: Россия, цена: ~2300 р.] цена/качество - 2.7
Далее - Bridgestone Ice Cruiser 5000, Amtel NordMaster ST-310.
Continental AG - германский производитель шин и автокомпонентов. Компания основана в 1871 г. Штаб-квартира - в Ганновере. Символом марки Continental является изображение вставшей на дыбы лошади. Причина проста: этот символ - часть герба земли Нижняя Саксония, столицей которой является город Ганновер, в котором была создана компания. 25 июля 2007 года Continental объявила о приобретении подразделения Siemens VDO Automotive AG у концерна Siemens AG, что позволит компании войти в пятёрку крупнейших производителей автомобильных комплектующих. Акции компании учитываются при расчёте индекса DAX. [
советы Continental]
Michelin - французский производитель шин. Компания основана в 1889 г. Штаб-квартира - в Клермон-Ферране. Символ компании - надувной человечек Бибендум (Bibendum), нарисованный французским художником О’Галопом в 1898 году. На рекламном эскизе, от которого отказался пивовар из Мюнхена, грузный силуэт заполнял большую часть композиции. Он окружен пьянчужками, сотрясающими пустыми кружками с криками: «Nunc est bibendum!» («Если пить, так сейчас!», ода эпикурейца Горация). Внешне Бибендум как бы составлен из стопки шин разных диаметров, к которым приделаны руки. [
советы Michelin]
Nokian Tyres plc - финская компания, крупный производитель шин в Скандинавии. Штаб-квартира - в городе Нокиа. Производство резиновых изделий в городе Нокиа появилось в 1904 году, выпуск шин начат в 1925 году (для велосипедов) и 1932 году (для автомобилей). Как отдельная компания Nokian была образована в 1988 году путём выделения из конгломерата Nokia, с 1967 года являлась его «резиновым» подразделением (другими дивизионами были деревообработка и электротехника). Сейчас Nokia (ставшая крупнейшим поставщиком мобильных телефонов) не имеет никакого отношения к Nokian. У Nokian в России имеется завод по выпуску шин во Всеволожске (запущен в 2004 году) мощностью 8 млн шин в год, к концу 2011 года мощности этого предприятия планируется увеличить ещё на 3 млн шин в год. В апреле 2011 года представители Nokian объявили о подготовке к строительству в 2012-2014 году ещё одного завода во Всеволожске мощностью 5-6 млн шин. После окончания строительства предприятия российские мощности Nokian, как ожидается, составят 16-17 млн шин в год, и в России будет производиться 80 % продукции финской компании. [
советы Nokian]
Кто есть кто на этом рынке?! За мировое лидерство в пятерке лучших постоянно борются Bridgestone Corporation и Michelin, что до недавного времени было заметно и в королевских гонках. Однако, по данным прошлого года японская компания все же вырвалась вперед. "Бриджстоуну" принадлежит торговая марка Firestone, французскому "Мишлену" - американский BF Goodrich, французский же Kleber, польский Kormoran, сербский Tigar, а также североамериканское отделение Uniroyal. Первую тройку замыкает американская Goodyear Tire & Rubber Company. В ее состав входят польская Debica, немецкая Fulda, американская Kelly и словенская Sava. Четвертую позицию занимает концерн Continental вместе с такими хорошо известными в России компаниями, как шведский Gislaved, чешский Barum и немецкий Uniroyal. Здесь же американский General Tire, великобританский Viking и австрийский Semperit. Замыкает пятерку Pirelli Tyre S.p.A., ныне монопольный поставщик шин для "Формулы 1" - совместно с "Ростехнелогиями" владеет заводами "Амтела" в Воронеже и Кирове.
Традиционный обзор шин от журнала "Автомир" для сезона 2012/2013 года (№43-2012) по набору участников меньше прошлогоднего
обзора шин зимнего сезона 2011-2012, да и менее информативен. Но кое-что интересное все же есть: Корейская компания Hankook в своей модели W606 применила эластичные синтетические микроволокна в составе резиновой смеси, которые, по замыслу создателей, должны повышать сцепные свойства при разгоне и торможении на льду. По мере естественного износа протектора на смену стертым участкам волокон приходят новые. Кроме того, Hankook применяет специальные отверстия для дренажа воды, а некоторые элементы рисунка протектора сделаны по подобию отпечатка лапы собаки лайки. - рекламные ли это уловки или научно-обоснованный подход корейской компании - никто еще не проверял, т.к. модель только-только собирается поступить в продажу. Кстати, шины Hankook часто можно увидеть в заводской комплектации многих иномарок. Далее, кто во что горазд: шипы с шестигранной твердосплавной вставкой и корпусом в виде усеченной треугольной призмы Goodyear UltraGrip Ice Arctic, "каплеобразные закругления оснований ламелей, чтобы снизить напряжения и предотвратить разрушение на высоких скоростях и нагрузках" (до 210 км/ч) Michelin X-Ice 3, микропористая резиновая смесь Yokohama IceGuard iG50 "впитывающая воду и таким образом препятствующая микроаквапланированию, а также содержащая специальный абсорбирующий белый гель, также впитывающий воду и повышающий эластичность резины при низких температурах"...
Пожалуй таки маркетинг.... Продолжим.
Тест За Рулем 10/2012, размерность 195/65 R15:
С1-2. Nokian Hakkapeliitta R - [масса 8.2 кг, производство: Россия, цена: ~4150 р.] цена/качество - 4.5
С1-2. Michelin X-Ice 2 - [масса 8.5 кг, производство: Испания, цена: ~3900 р.] цена/качество - 4.2
С3. Continental ContiVikingContact 5 - [масса 8.9 кг, производство: Германия, цена: ~4100 р.] цена/качество - 4.6
С4. Bridgestone Blizzak Revo GZ - [масса 9.0 кг, производство: Япония, цена: ~3520 р.] цена/качество - 4.0
С5. Goodyear UltraGrip Ice+ - [масса 8.3 кг, производство: Польша, цена: ~3560 р.] цена/качество - 4.1
С6. Pirelli Winter IceControl - [масса 10.2 кг, производство: Китай, цена: ~3500 р.] цена/качество - 4.1
С7. Cordiant Polar SL - [масса 9.8 кг, производство: Россия, цена: ~2500 р.] цена/качество - 3.0
Далее - Yokohama iceGuard iG30, Viatti Brina V-521.
Тест За Рулем 10/2012, размерность 205/55 R16:
Ш1. Nokian Hakkapeliitta 7 [масса 9.6 кг, производство: Россия, цена: ~6600] цена/качество - 7.1
Ш2. Continental ContiIceContact [масса 10.0 кг, пр-во: Германия, цена: ~6400] цена/качество - 6.9
Ш3. Michelin X-Ice North 2 [масса 9.4 кг, пр-во: Россия, цена: ~5400 р.] цена/качество - 5.9
Ш4. Pirelli Winter Carving Edge [масса 9.8 кг, пр-во: Германия, цена: ~5200 р.] цена/качество - 5.7
Ш5. Nokian Nordman 4 [масса 9.1 кг, пр-во: Россия, цена: ~4400 р.] цена/качество - 4.8
Ш6. Gislaved NordFrost 5 [масса 10.3 кг, пр-во: Германия, цена: ~5300 р.] цена/качество - 5.9
Ш7. Hankook Winter i-Pike RS [масса 10.4 кг, пр-во: Южная Корея, цена: ~4500 р.] цена/качество - 5.1
Далее - Bridgestone Ice Cruiser 7000, Yokohama IceGuard iG35, Cordiant Polar 2 и Kama Euro 519. Готовящаяся к выпуску Goodyear UltraGrip Ice Arctic российского производства выступила вне зачета.
Тест АвтоРевю 09/2012, размерность 215/55 R17:
Ш1. Nokian Hakkapeliitta 7 - [масса 10.6 кг, твердость резины протектора по Шору: 51 ед., производство: Финляндия] - 100%
Ш2. Continental ContiIceContact - [масса 10.3 кг, твердость по Шору: 49 ед., производство: Германия] - 97%
Ш3. Michelin X-Ice North 2 [масса 10.4 кг, твердость по Шору: 55 ед., производство: Франция] - 97%
С4. Continental ContiVikingContact 5 - [масса 9.8 кг, твердость по Шору: 48 ед., производство: Германия] - 93%
С5. Nokian Hakkapeliitta R - [масса 10.5 кг, твердость по Шору: 55 ед., производство: Финляндия] - 93%
С6. Michelin X-Ice 2 [масса 10.7 кг, твердость по Шору: 50 ед., производство: Франция] - 91%
Ш7. Goodyear UltraGrip Extreme [масса 10.6 кг, твердость по Шору: 57 ед., производство: Германия] - 90%
Ш8. Yokohama iceGuard 35 [масса 11.3 кг, твердость по Шору: 56 ед., производство: Филиппины] - 81%
Ш9. Hankook Winter i*Pike [масса 10.3 кг, твердость по Шору: 63 ед., производство: Южная Корея] - 80%
С10. Dunlop Graspic GS-3 [масса 11.3 кг, твердость по Шору: 51 ед., производство: Япония] - 80%
Вот так маркетинг "в соответствии с экологическими тенденциями" постепенно подталкивает вверх тренд неШипованных "липучек" (иначе - "Скандинавок"). Согласно общему мнению, для перестраховки, шипы всяко предпочтительнее. Однако, в крупных городах в виду обильного использования реагентов, да и просто вследствие глобального потепления дорожное покрытие зимой все больше представлено мокрым асфальтом с снежной кашей, чем жутким полированным всесезонками общественного транспорта льдом. Поскольку использовать даже в таких "щадящих" условиях летние покрышки в силу их химического состава все же не рекомендуется, рынку и были предложены "липучки" - нешипованные зимние шины с более мягкой резиной и обилием ламелей. Из преимуществ - снижение шума, устранение проблемы потери шипов и бьющихся ими стекол едущих сзади автомобилей, зачастую лучшие управляемость и тормозной путь на сухом и мокром асфальте, сравнимая проходимость в снегу. Недостатки - ощутимое отставание от шипованной резины в сцеплении со льдом.
Click to view
Показательно. "Герой" - на Nokian Hakka R, оператор - на шипованных Kumho.Как хотите, а мне в первую зиму в своем городе интереснее шипы... Michelin, например.
Продолжение статьи:
Зимняя резина 2014. См. также:
Ликбез журнала "Пятое колесо" по эксплуатации и хранению шинДень жестянщика или Особенности зимнего вождения от Auto.Mail.RU По материалам интернет-изданий статей журналов "За рулем", "АвтоРевю", "Автомир", свободной интернет-энциклопедии "Википедия" (история компаний).
Видео - youtube. Заглавное фото поста -
sergeydolya.