<<<<Отпуск 15-16. First day at Brno (3)==
Мои друзья-реконструкторы, узнав, что я еду в чешский город Брно, затребовали провести расследование истории завода Zbrojovka Brno, который до и во время Второй мировой войны производил автоматы ZB. Первые шаги в этом вопросе привели меня в Технический музей Брно. О нем я очень подробно расскажу во второй части, а сейчас хотел бы сделать отступление про транспорт Брно, а именно трамваи.
Современная схема маршрутов трамвая в Брно
2. Трамвай в Брно-старейшая трамвайная система Чехии, открытая в 1869 году.
3. Движение открывали вагоны на конной тяге. С 1867 по 1880 годы на линии работали 53 пассажирских и 10 грузовых вагонов
Летний вагон конного трамвая
4. В 1870 году трамваи работало на четырех маршрутах (сегодняшние имена): [8]
Моравская площадь - Полюс
Моравская площадь - Шилингрова площадь
Моравская площадь - Центральный вокзал - Pisarky
5. В 1876 году сменился владелец трамвайной сети, который запустил новые вагоны, в том числе и открытого типа. Однако к 1880 году трамвай перестал быть рентабельным и его закрыли вплоть до 1884 года, когда власти согласились передать трамвайную сеть в управление Вильгельму Фон Линдхайму (Wilhelm von Lindheim) - стороннику паровой тяги и строителю железных дорог.
6. Но из-за множества грузовых разъездов, ведущих на заводы, и паровой трамвай постигла участь конки - он оказался не рентабельным и все вагоны были проданы в 1898 году австрийской электрокомпании.
Трамвайный состав во главе с локомотивом Caroline (2006 год)
7. Город рос, а вот трамвайные линии от него отставали. Жители новых районов просили власти города провести и к ним трамвай. В 1898 году управляющая компания Oesterreichische Union Elektrizitäts - Gesellschaft in Wien договорилась с властями Брно, что вскоре начнется строительство новых электрифицированных линий. Первый тестовый заезд электрического трамвая состоялся в мае 1900 года.
Торжественное открытие линии электрического трамвая. Депо Писарки (Pisárká)
8. 22 сентября 1900 было создано акционерное общество "электрический трамвай Брно" (немецкое Gesellschaft der Brunner elektrischen Straßenbahnen , GBES), которая на ближайшие годы стало оператором трамваев Брно. 2 февраля 1901 трамвай был запущен на двух линиях: Jatky - Nádraží - Velké náměstí (náměstí Svobody) - Lažanského náměstí ( Moravské náměstí ) и второй линией стало ответвление от первой (красной) на улицу Křenové до бывшего почтового отделения в Комарове (Komárova). Здесь проходила "синия" линия челночного трамвая
Электрические трамваи перед главным вокзалом Брно, 1901(1902) год
9. Первое испытание на выносливость трамваи Брно держали в 1907 году, когда проходила выставка (Brněnských veletrhů). В течении первой недели работы выставки, трамваи Брно перевезли 160 000 пассажиров
Улица Глинки с одноколейным путем трамвая (1907 год)
10. Несмотря на электрификацию линий, грузоперевозки выполнялись паровыми локомотивами. К 1915 году единственный локомотив купило военное ведомство. В 1920 году локомотив Caroline был передан заводу Zbrojovkа Brno
11. 8 февраля 1926 года считается днем, когда завершилась эпоха паровых трамваев в Брно. В этот день локомотив Кэролайн был переведен внутрь территории завода ZB. Во Время второй мировой войны, когда были проблемы с электричеством, он не раз помогал в перевозках груза по городу.
12. Сейчас локомотив Каролайн по праздникам развлекает туристов :)
http://transphoto.ru/photo/412210/ 13. Но вернемся к современной жизни. На остановках трамвая на таких вот поворотных табло расположено расписание трамвая.
14. Каждый маршрут имеет отдельное расписание с указанными остановками, временем движения до каждой из остановок, а так же временем прибытия трамвая на данную остановку. Кроме того, обязательно отмечены вот таким значком
составы с низким полом
14.1 Мне нужен был маршрут номер 12. Я находился на остановке Главный железнодорожный вокзал (Brno hlavní nádraží). Конечная в этом направлении маршрута - Технологичный парк (вторая сторока расписания). Дальше идет перечисление остановок. Остановка, на которой я стою выделена жирным шрифтом. Под "остановками" указано время в пути до нужной вам остановки - это пригодится мне (вам) для выбора билета. Интервалы движения зависят от дней месяца: дни рабочие, дни рабочие и праздничные, суббота, воскресение. Колонка - это часы, строки - это минуты, когда прибудет трамвайный состав. Город делится на зоны и чем дальше от центра ваша цель, тем дороже проезд.
15. Билеты продает вот такой автомат.
15.1 Две зоны и 15 минут в движении - 20 крон (20 рублей эквивалент, 60 рублей по курсу). Билет на час и две зоны -25 крон. Есть и льготные билеты (красная колонка)
15.2 Вот такие билетики
16. Несмотря на то, что ж\д вокзал находится в 20 метрах через дорогу, по которой перемещается чрезвычайно малое количество автомобилей, вся транспортная инфраструктура Брно в центре города связана единым тоннелем. Он связывает торговый центр, остановку трамвая, центральный автовокзал, центральный ж\д вокзал, огромный торговый центр Ваньковка (Galerie Vaňkovka Shopping Centre) и международный автовокзал.
17. Над переходами расположено табло, информирующее пассажиров о скорости прибытия трамвая того или иного маршрута
18. Вот нужный мне трамвай 12-го маршрута прибудет через 5 мин. Состав низкопольный.
19. Остановка Brno hlavní nádraží. Пропускаю один трамвай и жду следующий
20. И сажусь в эту "гусеницу" :)
21. Билет обязательно следует пробить в валидаторе со светящейся стрелочкой. Он выбивает время вашей посадки. Все основано на вашей честности и порядочности, а если вы решите закосить под зайца, то штраф около 50 евро вам быстро обрежет ушки)
22. После одесского трамвая, который на отдельных своих улицах ползет медленней пешехода, чешские трамваи кажутся самолетами - так стремительно и смело они летают по своим путям. Несколько секунд видео для передачи атмосферы трамвая Брно.
Click to view
23. Просматривая это видео я понял, почему я пропустил нужную мне остановку. Обывателю из СНГ и в голову не придет то, что когда трамвай остановился на остановке, вам следует открыть дверь самостоятельно, нажав соответствующую кнопку. Вот вам экономия тепла и электричества в мелочах.
24. В головных вагонах висит вот такое табло, на котором обозначаются будущие остановки, остановка на который прибудет состав и наиболее известный объект города, рядом с этой остановкой
25. Конечная станция маршрута №12 "Технопарк"
И всем этим заправляет частная компания (!) Dopravní podnik města Brna. Сей факт трудно укладывается в голове после раздолбанных маршруток с просторов СНГ
В следующей части мы прогуляемся по Техническому музею Брно (Technické muzeum v Brně)