Будучи еще школьником и пересекая на катере бухту по линии "пл.Захарова - Графская пристань" не раз обращал внимание на корабль ржаво-красного с цвета с бортовым номером "707", стоящий у стенки Севморзавода им. С.Орджоникидзе. Шли годы, а он продолжал там стоять без движения. Было любопытно, что же это за корабль, но на этом любопытство на тот момент и закончилось.
По прошествии, наверное, 10 лет, я снова увидел этот корабль в репортаже местного телевидения о его судьбе, но обо всем по порядку.
Тактико-техническое задание на проект, получивший номер "1134Б", было выдано Северному ПКБ в 1964 г., когда там работали над дальнейшим развитием кораблей пр.61. Главным конструктором проекта был назначен В.Ф. Аникиев, а главным наблюдающим ВМФ - капитан 2 ранга О.Т. Софронов.
Внедрение на корабль пр.1134Б газотурбинной установки вместо котлотурбинной вызвало увеличение главных размерений и объемов. Отсюда и усиление вооружения пр.1134Б (по сравнению исходным пр.1134А), и изменения в его архитектуре, и увеличение его водоизмещения.
На пр.1134Б была применена конвейерная система хранения и подачи ЗУР, в результате чего их боекомплект составил 96 единиц. Увеличившиеся размеры корабля позволили разместить дополнительно к установленному вооружению еще два зенитно-ракетных комплекса самообороны "Оса-M"; так же на нем были установлены 76-мм артустановки АК-726.
Всего по пр.1134Б было построено 7 кораблей, 4 из которых служили на Черноморском флоте
Большой противолодочный корабль "Очаков" был заложен 19.12.1969 г. на заводе имени 61 коммунара в Николаеве (заводской № 2002) и 25.12.1969 г. зачислен в списки кораблей ВМФ. Спущен на воду 30.04.1971 г., вступил в строй0 4.11.1973 г. и 28.11.1973 г. включен в состав КЧФ.
Находился в составе 30-й дивизии надводных кораблей ЧФ. Корабль совершил 9 боевых походов, участвовал в учениях “Океан-75”, “Крым-76”. Награжден вымпелом министра обороны СССР “За мужество и воинскую доблесть”. В 1977, 1979, 1986 годах БПК “Очаков” объявлялся лучшим кораблем Военно-Морского Флота.
В 1985 году на экраны кинотеатров СССР выходит фильм
"Одиночное плавание"В ходе съемок были задействованы вооруженные силы СССР, в том числе и большой противолодочный корабль "Очаков".
Люди, которые до конца его жизни интересовались и интересуются его судьбой, сделали вот эту подборку кадров из кинофильма "Одиночное плавание"
Click to view
В 1991 году начался заводской ремонт корабля в Севастополе, однако в связи с распадом СССР он так и не закончился. А серьезный пожар в 1993 году на его борту значительно осложнил техническое состояние "Очакова",а по сути это стало началом конца жизнедеятельности корабля.
БПК "Очаков" длительное время находился в ремонте на Севастопольском морском заводе. Согласно планам, корабль после завершения ремонта и модернизации планировался к вводу в строй в 2004-2005 годах. Однако этого не произошло.
20.10.2008 г. корабль был выведен с территории Севморзавода, отдокован в плавучем доке "ПД-30" с заглушиванием забортной арматуры, и поставлен на отстой у Троицкой бухты в Севастополе
20.08.2011 г. большой противолодочный корабль "Очаков" был исключен из состава ВМФ. В настоящее время корабль находится в отстое в Севастополе, неподалеку от Троицкой балки
Click to view
Сюжет Независимого телевидения Севастополя
От себя хотел бы добавить, что 13 СРЗ серьезно готовился к ремонту данного корабля, было закуплено немало нового оборудования для него, но ... к сожалению было принято решение все работы остановить. К сожалению или к счастью - об этом время рассудит.
Напоследок фотографии корабля, сделанные в сентябре 2013 года.
Справа выглядывает нос Ангары О ней будет запись позже.
При подготовке материала использованы сайты
http://forum.sevastopol.info/http://flot.sevastopol.info/http://www.kinomania.ru/ UPD: в ночь с 5 на 6 марта затоплен в устье Донузлава
http://modgahead-sev.livejournal.com/5186.html