История маленькой подлодки

Aug 25, 2014 23:54

Советский союз был во истину настолько богатой страной, что зачастую ради цели и идей в средствах на производство разных механизмов, кораблей, судов, подлодок совершенно не скупились. Страна была большая, требующая, как нынче сейчас модно говорить, продовольственной безопасности. В конце 1970-х годов Министерство рыбного хозяйства заказало у Ленинградского проектного института две подводные лаборатории.

Проект назвали "Бентос-300", где число "300" означало максимальную глубину погружения.


Имея водоизмещение 500 тонн и длину 20 метров, они могли передвигаться под водой со скоростью 1,5 узла.
В нужной точке лодки ложились на дно и превращались в подводные дома для учeных. Отсюда они могли наблюдать за миграцией рыб, подсчитывать количество и рассчитывать возможности промышленного лова. Автономность ПЛ составляла 2 недели. К месту наблюдения за подводным миром ПЛ буксировалась судном обеспечения, в качестве которых выступали китобойные суда "Дивный" и "Гордый".



http://soviet-trawler.narod.ru/

Прочный цилиндрический корпус был выполнен из стали, разделенный на три отсека: в кормовом находились системы жизнеобеспечения, электродвигатель и оборудование, шлюзовая камера для выхода 2 водолазов на глубинах до 100 м; в центральном располагались жилые помещения и кают-компания; в носовом находился пульт управления и посты визуального наблюдения, под носовым отсеком была расположена наблюдательная камера, иллюминаторые которой были максимально приближены к грунту. Все 12 человек экипажа в случае аварийной ситуации могли через носовой отсек попасть в спасательную капсулу цилиндрической формы.


Взято с сайта www.deepstorm.ru

30-ти метровая подводная лаборатория водоизмещением 500 тонн удерживалась на грунте тремя якорями и лебедками, для перемещения под водой использовался электродвигатель, сообщавший ПЛ скорость в 1,5 узла. Размеры подводного лаборатории позволяли разместить весь комплекс исследовательской техники от солемера до температуры воды.


Взято с сайта www.deepstorm.ru

Первая лаборатория успешна прошла государственные испытания и была принята в состав Севастопольского филиала Специального экспериментально-конструкторского бюро по подводным испытаниям в 1976 году, вторую лабораторию построили 1983 году и так же передали в Севастополь, где подлодки успешно выполняли поставленные им задачи:

- многосуточные наблюдения за изменениями гидрологических и биологических факторов
- проведение научных исследований
- поиск затонувших объектов
- определение запасов мидий и водорослей
- выполнение технических работ на газопроводах и трубопроводах сточных вод.
Весь список заслуг за годы службы указан здесь
Предположительно в 1991 году была выведена из эксплуатации, отбуксирована на базу "Вторчермета" в Инкермане (Севастополь), где и села на мель из-за большой осадки (6 метров). За несколько лет сменила владельцев, в 2009 году поставлена в док, подав надежды на восстановление и спасение из лап жаждущих ее порезать "металлистов"


Фото А.Бричевский

Но "счастье" было недолгим и примерно через 1 месяц ПЛ вывели из дока


Через полмесяца несчастный "Бентос" оказался у причала яхтклуба


Фото А.Бричевский

А уже в середине апреля того же года лодку сорвало со швартовых и унесло на середины бухты. Спасали буксиром "Механик Репин"










Через некоторое время Бентос снова оказался в Инкермане. Фото с еще целым легким корпусом


Вплоть до сегодняшнего дня не теряется надежда о восстановлении в качестве музея данной подводной лаборатории.

image Click to view



И еще парочка видеозаписей, в том числе о совершенно печальной судьбе "брата" севастопольского Бентоса - "Бентос-2", оказавшимся на дне бухты в Новороссийске, поднятом и позже разделанном на металлолом.

image Click to view


image Click to view



А вот собственно и фотографии от 11 августа 2014 года, побудившие напомнить общественности об этом уникальном аппарате:




Пока он жив в таком виде, есть еще шансы его спасти...

При подготовке материала использованы интернет-ресурсы
http://soviet-trawler.narod.ru/
http://www.deepstorm.ru/
История города Севастополя на Севастопольском форуме
http://www.scubadiving.ru/bentos-300.htm

UPD: добавил фотографии 12 апреля 2015 года http://modgahead-sev.livejournal.com/39394.html

2014, артефакты, история кораблей, Бентос, Инкерман, Севастополь, заброшенное

Previous post Next post
Up