Давно у меня мини-мечта была - добраться до посёлка Победа, одного из самых необычных мест в России, достижимых водным транспортом. Лет десять собирался. Собрался вот. В ночь перед этим отравился, не спал; соответственно, не ел; еле нашёл пристань за несколько минут до отправления - но всё-таки съездил в Победу. Это я к тому, что исполнение некоторых мечт даётся тяжело. Ну и ладно, ну и может так и надо.
К сожалению, как таковой фотодокументации линии Хабаровск - Победа не случилось. Когда мы шли туда, я в основном сидел далеко от окна, плохо себя чувствовал, а в "Заре" вообще фотографировать страшно неудобно - получается характерные фотографии "просунь телефон в узкое окно". Когда мы шли обратно, я тупо проспал почти всю дорогу - всё-таки температура и отравление сказались.
Но кое-чем смогу вас порадовать, особенно, возможно, Сергея Болашенко (не то чтобы узкоколейка не разобрана, но кое-какая техника осталась).
Вообще, конечно, ехать в таком состоянии не стоило. В любом другом случае я бы и не поехал. Но в Хабаровск я бы хрен когда еще попал; да и выйти из гостиницы мне всяко с утра бы пришлось - как минимум для того, чтобы срочно зайти в аптеку. Да и название такое - "Победа" - это ж не просто так. Так что я вызвал такси, мы заехали в аптеку, а потом попытались найти пристань Прибрежная.
Именно оттуда, а не с речного вокзала, из-за хабаровского наводнения ходила "Заря" в Победу. Сложность была в том, что упоминаний о месторасположении этой пристани в интернете не было. Вообще. Ни на одних картах, ни на одном сайте. Всё, что я знал - что надо доехать до остановки "Магазин Прибрежный", а далее пробиваться куда-то к реке.
Таксист тоже не знал, и в итоге мы сунулись с ним в какую-то речную промзону, где самосвалы деловито насыпали дамбу. Я вышел, ничего не понял. Тут туда же заехали еще две машины. Я их застопил, они сказали, что тоже ищут пристань и посадили меня к себе. Время было 6.57, "Заря" должна была отправиться в 7.30, и вот до 7.23 мы объезжали все возможные места в затоне, где могла была быть пристань.
Водитель уже было отчаялся, но я случайно спас ситуацию, сказав, что:
а) надо придерживаться описания "к реке от остановки"
б) надо срочно спросить вот этого дядечку на остановке
Дядечка знал, и мы через дворы и гаражи проехали к узенькому кусочку залива, где уже стояла "Заря". Вопреки моим надеждам полежать, она была забита почти совсем, и я грустно сел на дальнее от окна место. Отравление вместе с температурой дало странный эффект - после приема лекарств больше всего у меня болели мышцы ног и колени, которые прям не давали мне спокойно сидеть.
Но не буду жаловаться, а скажу, что существование линии на Победу в относительной близости от крупного города всегда меня удивляло. "Заря" 4 раза в неделю преодолевала 160 километров по двум малоизвестным и малонаселённым рекам - Тунгуске и Куру, чтобы доставить людей в несколько посёлков. В межсезонье туда вроде летает вертолет, а зимой, возможно, есть какой-то автобус к ЖД-линии Хабаровск - Комсомольск.
Вроде напрашивается вариант построить дорогу; потом ходили слухи об отселении Победы на хрен и закрытии линии, однако, наоборот, в "Заре" пассажиры обсуждали, что Победа как-то пошла в рост и процветает, правда, я так и не понял, почему.
Продолжила ходить "Заря" и когда почти все остальные рейсы были отменены из-за высокого уровня воды. Вообще, я так понял, больше всего пострадали китайцы и, вроде как, из-за Бурейской и Зейской ГЭС. Они не обиделись, интересно? Рейсы в Китай отменили все - говорят, там прибрежные города серьёзно залило. В Хабаровске, конечно, тоже эффектно, но по большому счёту вода даже не дошла до набережной, хуже всего дачам и деревням на другом берегу.
Надо понимать, что Тунгуска и Кур тоже сильно разлились, и это обидно (я больше люблю узкие речки), но значит так надо. На фото - поезд куда-то в сторону Комсомольска. Наверное, можно на какой-нибудь ЖД-форум отдать, редкий ракурс :)
Остановка Николаевка - последняя, где есть дороги (там какая-то логистика с пересадкой на автобус даже есть), а дальше уже глухие места.
Интереснее всего - остановка Улика-Национальное. Ее сфотографировать нормально не получилось, но так расскажу.
Улика-Национальное - одно из трёх сёл в России, где живут почти только нанайцы. Я столько интересовался всякими коренными народностями, и вот, пожалуй, увидел их впервые на местах настоящего обитания. Впрочем, пристань выглядела необычно - на флагштоке болтался какой-то флаг, вокруг стояли несколько палаток, а нанайцы забирали своих на длинных, узких и быстрых моторках. Выглядело это очень эффектно.
Впрочем, насколько я понимаю, они довольно сильно ассимилировались.
Билет стоит 810 р, местные один раз в месяц могут проехать туда-обратно бесплатно. Кассирша просит паспорт, но только чтобы посмотреть, что он есть :)
Предпоследняя остановка перед Победой - большая деревня Новокуровка. Там я продолбал, другого слова не скажу, офигенный каракат - что-то вроде "Волги" на гигантских колёсах. Но пока я бегал за телефоном, он уже уехал. Местные там ходили с ведрами слив - неужели правда выращивают?
Между Новокуровкой и Победой - реально красивые участки. Именно так, как я себе представлял Дальний Восток. Горы на горизонте, сопки, леса, кусты, реки. Дико.
Я перебрался к окну, стал чувствовать себя чуть получше и попробовал поснимать. Да и погода улучшилась.
Иногда встречались красивые красные и жёлтые деревья.
Перед Победой - один из двух встреченных на Тунгуске и Куре катеров. Второй - КС в Новокуровке. Кстати, на нем кажется, стоит узкоколейный вагон. Стоит сказать, что в Победе раньше была довольно крупная узкоколейка. Но ее разобрали. Однако остатки техники осталась - некуда вывозить, видимо. Кое-что я сфотографировал (ниже), а еще часть остовов видел с "Зари", но мы их проехали.
Надо сказать, что мы пристали не туда, где нарисовано на карте, а собственно в одну из частей Победы - ту, что называется Пасека. С одной стороны, в само село Победа я так и не попал, от него до Пасеки 3 км - но и в Пасеке приятно погулять.
Вообще, совершенно здоровая деревня, на вид. И как она там живёт?
Обещанные узкоколейные штуки.
Ну и вообще много любопытной техники.
Тоже какой-то старый грузовичок.
Офигительно красивые лодки, хотя непонятно, как на них грести, таких длинных.
Пора и назад.
Туда - 6 с небольшим часов, обратно - 5,5.
Размытый вид Хабаровска через стекло.