Раньше жизнь вообще была проще - я знал, что Миша Архипов
riverpilgrim для своих речных ресурсов собирает фотографии судов, и фотографировал все суда подряд (особенно на редких реках). Сейчас я по привычке так же фотографирую, а он вроде как уже собирает меньше - хотя надо уточнить.
Тем не менее, по Ляпину и Сосьве из нашего круга общения раньше мало кто ходил, поэтому, хотя на обилие судов в здешних краях надеяться особо не приходилось, любой встреченный катер мог быть в новинку.
Но это потом, а пока мы встали примерно часа в три ночи (час по Москве), дошли до пристани, и обнаружили, что, во-первых, там ожидаемо светло; а, во-вторых, на теплоход стремятся человек пять, не больше.
Именно в это время произошло событие, по поводу которого Игорь Мартынов потом написал: "Прям хоть садись и картину пиши". Мимо пристани проехала сосредоточенная девушка на мопеде в три часа ночи в Саранпауле.
Так вот, про корабль. Я победил в споре, хотя не через точную ставку. Я думал (скорее, надеялся), что будет "Москва", подобная тем, что активно рассекают, простите за тавтологию, в Москве - а приехал еще более пожилой тип судна - "Москвич", точнее "Т-23", катер 1958 вроде бы года постройки. При этом к этому прекрасному милому романтичному судну вопросов вообще нет - можно было и внутри поспать, и на палубе посидеть, всё было очень хорошо.
Впрочем, первые часа три было холодно. Если взятые с собой в поездку дождевик и средства от комаров не пригодились, то всю одежду, что была, я сейчас напялил - и всё равно было не жарко. Сейчас я думаю, что дождевик тоже стоило надеть.
В остальном поездка была почти идеальной - едешь себе и едешь по коварной реке Ляпин, лавируя от берега к берегу, чтобы не сесть на мель. Текста на участке до Сосьвы будет не очень много - что там писать, но кое-где будет.
Дорога к пристани.
Люди и катер.
"Трамвай", он же "Тапочка", он же "Т-23".
Горы на рассвете.
Песель провожает нас.
Отходим вовремя. Прощаемся с Саранпаулем, хотя было бы прикольно вернуться.
Весь Саранпауль в одной фото - хитрый хаос.
Река Ляпин на рассвете.
На всей реке - большая вода, что мы еще не раз в этом отчёте увидим. С одной стороны, ни нас с Олегом, ни местных жителей большой водой не удивишь. Но некоторые дома затоплены, на мой вкус, избыточно. Не знаю, нужно ли это.
Примерно в километре от Саранпауля нефтебаза или что-то такое.
Бочки выглядели как современное искусство...
...Баржа, впрочем, тоже, так как ярко блестела на солнце.
Кран наверняка был с запасом самым высоким рукотворным объектом Саранпауля и окрестностей.
А вот крест увидеть было довольно неожиданно.
Река ожидаемо довольно безлюдная.
И красивая.
Но иногда на берегах встречаются охотничьи и рыболовные избушки.
Это числящийся нежилым, но выглядящий достаточно обитаемым посёлок Хошлог.
А это первая остановка - посёлок Хурумпауль. В давние времена был какой-то важной точкой манси.
Большая вода Хурумпауль не пощадила - вот не знаю, задумано так или всё-таки нет.
Ляпин то узкий, то широкий - как-то сложно его описать парой слов. Фарватер извилистый. В конце июля обычно резко мелеет, и "Тапочка" прекращает ходить.
Так внутри.
В какой-то момент я задремал...
... и проснулся только от причаливания к пристани Ломбовож. Пристань, что греха таить, оказалась деревом.
Судя по всему, она тут всегда - независимо от уровня воды.
Само село-то вот оно - в затоне с другой стороны реки.
Тоже какие-то выселки, пострадавшие от большой воды.
В какой-то момент на горизонте появились холмы, но река повернула как-то иначе - и холмы снова пропали.
А особенно пострадал от большой воды какой-то небольшой посёлок ближе к устью Ляпина.
На мой взгляд, это уж чересчур %)
Вообще плыть так очень круто. Такая свобода.
Современное искусство, а точнее, видимо, рыболовные орудия.
И тут внезапно появился первый за всю дорогу встречный! Самоходка "Монолит", везущая всякая из Приобья в Саранпауль.
Мы им помахали, они ответили, хотя для северян это избыточное проявление эмоций.
Километровые знаки тоже несколько затоплены.
Место впадения Ляпина в Северную Сосьву.
Показался посёлок Сосьва. Хоть и долго идти - жаль было расставаться с уютным "Т-23" и с командой.
Пройти этот участок нетривиально - круто, что нам это удалось. Ну, то есть, проще, чем какой-нибудь сплав - прилетай и иди; но всё же мало кто здесь оказывается. Даже Усик, по его словам, много лет уже не ходил.
Прибыли в Сосьву. Около часа есть на то, чтобы погулять до отправления "Линды" в Берёзово.