Прежде чем приступить собственно к рассказу (весьма короткому) о Троицко-Печорске, надо обрисовать один важный факт. Дело в том, что уже года два, наверное, самой интересной для меня географической целью является дорога из Республики Коми в Пермский край как раз через Троицко-Печорск и Ныроб. Одну дорогу из Коми в Пермский край мы уже обкатать смогли, но с той было проще (см.
http://modelman.livejournal.com/939783.html) .
Эту - через Якшу и Петрецово - описывали по-разному. Евгений Ройзман даже на подготовленной машине зимой не проехал - попал в снегопад (см.
http://roizman.livejournal.com/608264.html, хотя кто его знает, может потом и прошёл). Отчёты с просторов интернета подсказывали, что можно либо пройти пешком/на велосипеде; либо в очень жаркое лето, либо в тот момент зимой, когда дорогу почему-то почистили (что вообще непредсказуемо).
Я собирался штурмовать эту дорогу года через три, и не сразу догадался, что оказался практически в двух шагах от осуществления мечты уже сейчас. От Троицка-Печорска до Якши есть гарантированная дорога, в Якше - лосеферма; лето жаркое, хлебнул лосиного молока и пошёл себе, периодически голосуя хотя бы на какие-то участки.
Более того, к этому варианту как будто бы подталкивала странная логистика, вышедшая не по нашей вине. Дело в том, что самолёт (логично) был разведён по дням с пригородным поездом (это лучше, чем наоборот), поэтому между самолётом и поездом оставался лаг в сутки. Мы долго думали, как их провести в Троицко-Печорске. Как ни странно, в посёлке и районе много активных сообществ вконтакте и местные там даже развивают туризм (кроме, собственно, официально популярного и распроданного на год вперёд тура на плато Маньпупунёр). Но ни одно из туристических событий не попадало на те дни, когда мы планировали быть в Троицке, а заниматься нами отдельно никто особо не захотел.
Но всё же я не рискнул в этот раз. Разведал площадку - и ладно. Почему не рискнул? Потому что, во-первых, катер Вуктыл - Печора тоже был весьма уникален, и его-то могли как раз могли отменить в любой момент. А, во-вторых, всё-таки совсем без палатки и прочего более крепкого снаряжения штурмовать манящую, но стремную дорогу (а ведь там еще брод!) было как-то чуть рискованно. Хотя, кажется, я везучий и в принципе мог бы пройти дорогу за полдня))) А вдруг))
Так что если кто хочет пройти эту дорогу со мной - можем попробовать в сентябре проехать таким же примерно образом) Только из Троицко-Печорска сразу в Якшу, ну а дальше - как повезёт.
В этот же раз (особенно когда выяснилось, что в гостинице «Печора» планово отключили горячую воду) мы окончательно решили ехать смотреть Ухту, ночевать там, а на следующий день ехать пригородным поездом туда и обратно. Кривовато, согласен, но ничего лучше нам придумать не удалось. Да и в пригородном поезде я хорошо успел поработать, сделав пару дел, которые откладывал месяцами.
Для консистентности повествования обе поездки в Троицко-Печорск я объединю в одну часть, а про Ухту и чуть Сосногорск расскажу отдельно - в третьей части отчёта.
О троицко-печорском аэропорте я рассказал в первой части, так что тут перепрыгнем сразу к центру посёлка. Если у тебя на всё про всё полтора часа времени, то всегда непонятно, идти ли в музей или просто погулять. Но в этот раз я зашёл и не пожалел.
В музее меня встретил парень, которого я бы скорее ожидал встретить на футбольном поле в Люберцах, но факт остаётся фактом - руководство музея было в отпуске, а он был за главного. Мы с ним культурно поговорили про всякие вещи, в том числе про этот недавно еще работавший коммутатор.
Тарифы за 1996 год.
Небольшая деревянная церковная скульптура (я ими интересуюсь), но не местная, а вроде как привезённая из Пермского края.
Парень по имени Александр меня крайне обрадовал, сказав, что следующая выставка будет про историю судоходства по Печоре. Понятно, что я туда попаду вряд ли, но можно хоть фото какие-то посмотреть будет, наверное.
Вот всякие местные идолища. Вообще в музее было довольно много чего любопытного, но у меня почему-то возникло стеснение фотографировать. А ведь стоило бы сфотографировать хотя бы деревянный охотничий календарь (впрочем, мы с Александром вроде разобрались, как он работает); а уж точно непонятную штуку, похожую на рубанок, но только из дерева. Александр предположил, что это для утрамбовывания раствора при строительстве, но точно он не знал, а теперь и спросить у читателей сложно.
Эту хронику я сфотографировал из тех соображений, что там много транспортных фактов всяких:
Это творчество местного охотника и самодеятельного художника Прокопия Павловича Бажукова.
Вот это сомнительное фото показывает, что к Печоре я так и не успел. Вообще, у разных посёлков в Коми есть такое свойство: они лесистые, поэтому, судя по карте, ты стоишь где-нибудь в центре посёлка, а на местности тебе кажется, что ты стоишь в лесу) Вот и тут до Печоры оказалось дольше и неудобнее идти, чем казалось, но я успел заметить, что множество народу купается по случаю установившейся жаркой погоды.
Гостиница "Печора", которая содержит в себе также несколько магазинов и офисов. Впрочем, горячую воду там всё равно отключили.
Тут была смешная история. Стоят на остановке четыре человека, ждут автобуса. Я говорю - скоро автобус-то? Они такие: да мы не знаем точно. Я пошёл дальше пешком, а они в итоге все уехали в Ниве-Такси.
Вот тоже иллюстрация лесистости центра Троицко-Печорска.
Дальше я сел в маршрутку до Ухты и поехал туда. Маршрутка, хоть и бронировалась по звонку, отправлялась от автостанции по расписанию и выдавала желающим билеты. Ехать где-то 2:40. Дорога странная %) Короче говоря, в Коми вообще есть специфика местного дорожного хозяйства: дороги тут строят отрезками по 30-40 км, которые могут радикально отличаться по качеству) На дороге ТП - Ухта это еще не так заметно, как на некоторых других, но тут тоже: сначала примерно половину пути неплохой асфальт (хоть и иногда с ямами), потом километров 20 жёсткий грейдер, потом километров 15 асфальт, потом километров 15 снова грейдер, уже чуть более укатанный, а потом до Ухты уже почти хайвей.
Перекур у маршрутки в приятном селе Кэмдин.
По дороге проезжали Изваиль. Там делают кефир.
Про Ухту отдельно напишу, а теперь перенесемся сразу в следующее утро - в Сосногорск, где мы сели на воскресший пригородный поезд из одного вагона всё в тот же Троицко-Печорск. Пассажиры поезда делились чётко на две с половиной группы (не считая нас):
а) Железнодорожников (довольно интеллигентных)
б) Пассажиров с детьми, которым (детям), видимо, делают скидку (а в маршрутках не делают)
б2) Пассажиров поездов с юга, которые приехали с вещами и им удобнее пересесть прямо в Сосногорске (но в нашем случае они всё равно все были с детьми)
А так поезд идёт чуть больше четырёх часов против 2:40 по дороге. Но всё равно хорошо, что он есть.
Я успел поспать, поработать и посмотреть в окно. Вот и прибыли:
Вокзал явно слишком велик для такого поезда.
Станция находится довольно далеко от центра посёлка, поэтому пассажиров встречает ПАЗ.
"Сапсан" тут очень уместно смотрится %) Женя решил заказать такси и сфотографировать прибытие поезда на следующей станции, что и сделал; а я прошёлся по этой части Троицко-Печорска.
Тут имелось футбольное поле...
...и, что немаловажно, водонапорная башня.
Цветастая тетёнька эффектно позировала на крыше, и тут я пожалел, что у меня всего лишь телефон, а не фотоаппарат с зумом.
На обратном пути сфотографировал станцию Нибель. Судя по всему, дежурные по станции там не сидят весь день, а приезжают к поезду по оказии. Но! Женя сказал, что в Нибеле есть даже действующая комната отдыха! Так что можно жить.
Следующая часть - про Ухту и дорогу на Вуктыл. Впрочем, как вы можете заметить, наше знакомство с Дроидско-Печорском оказалось весьма лоскутным, и всё как бы намекает в сентябре приехать еще раз, сходить на выставку про пароходство и попробовать штурмовать дорогу в Ныроб. Но кто теперь знает, поддержит ли меня кто-нибудь или нет, осилим ли мы этот марш-бросок или отложим.