Преемственность науки и техники в России

Oct 04, 2011 15:50

Недавно мне довелось читать большое количество биографий отечественных деятелей науки и техники на сайте  www.peoples.ru. И волей-неволей, бросалось в глаза общее, присущее многим биографиям выдающихся людей. У всех есть такие строчки:

В трудные годы революции и гражданской войны...
В трудные годы репрессий...
В трудные годы войны...
В трудные годы перестройки...
В трудные годы либеральных реформ и развала ВПК...

Далее описывается как все эти трудные годы, люди продолжали бороться, творить, защищать - ну в общем делать все что подобает героям и богатырям. Для меня было сюрпризом, что в отличие от большинства наших соотечественников погрузившихся в бездну отчаяния, эти люди восприняли трудные годы развала СССР, перестройки и реформ, когда уничтожались НИИ, КБ, заводы... как "просто очередные трудные годы", по крайней мере на практике (не знаем мы что творилось у них при этом на душе). Очень впечатляет то, как много оказалось не сломленных духом людей,  продолживших свое служение Отечеству и в такой ситуации..


В каждые исторически трудные годы часть русских людей уезжала за рубеж. И каждый раз "уехавшие" и "неуехавшие" подвергались искушению взаимного осуждения друг друга, порой поддерживаемому государством. Основатель американской вертолетной промышленности Игорь Сикорский, в советское время осуждаемый за столь непатриотичный поступок как эмиграция (а у православного христианина и монархиста Сикорского были причины для нелюбви к советской власти), теперь известен нам и как создатель в России первых в мире многомотрных самолетов "Русский витязь" и стратегических бомбардировщиков "Илья Муромец", принятых на вооружение в 1914 году о которых историк пишет: "деревянный, но в стальных "доспехах" от пуль, мог нести до 780 кг бомб, 8 пулемётов "Максим" и экипаж до 10 человек. Немецкие истребители "Фоккеры" стаями гибли от ударов русских воздушных крепостей... ".

Сикорский никогда не скрывал своего негативного отношения к событиям, происходившим на родине, при этом всегда оставаясь патриотом Исторической России. “Нам нужно работать, а главное - учиться тому, что поможет нам восстановить Родину, когда она того от нас потребует”, - говорил он, обращаясь к соотечественникам-эмигрантам. Он много сделал для пропаганды в Америке достижений русской культуры и науки, активно поддерживал выходцев из России, Православную Церковь, организации и СМИ православно-монархического направления. На праздновании 950-летия Крещения Руси в 1938 г. он сказал: “Русский народ должен подумать не о том, как повернуть назад, к тому, что не устояло, видимо, не уберегли, а подумать о том, чтобы из того болота, в котором мы теперь увязли, выбраться на широкую дорогу, чтобы двигаться вперед”. Конечно это плохо вяжется с ярлыком "предателя, продавшегося американскому капиталу". Кстати, капитал-то и стартовый пиар корпорация Сикорского (размещавшаяся поначалу в курятникие) получила не от американцев, а от.. русского композитора Сергея Рахманинова.

Современная РФ не имеет коммунистической идеологии.  И что же, теперь мы вспоминаем добрым словом Сикорского? Нет, мы поливаем грязью тех, кто воевал и трудился в Советском союзе! В этом всё наше отношение к предкам. Да и не только к предкам! Мы осуждаем ученых, в 90-е годы уехавших за рубеж за "космополитизм и поиски сладкой жизни", осуждаем ученых оставшихся в России без средств за "лоховство", а сумевших обеспечить себя за "уход в коммерцию", забывая при этом, что все мы звенья одной, созидательной цепочки. Скажите, что Россия - это место, ограниченное географической границей, рассмешите Циолковского!

Одна из стратегических ошибок нашего народа в том, что мы не черпаем из колоссального источника мудрости и опыта какой  представляет наша собственная история, а все ищем "легкие годы" вследствие следования очередной западной или восточной моде.

Вчера в Европе был модным социализм, сегодня либерализм, завтра фашизм - мы подхватываем это, доводим в своей практике до абсурда, понимаем, что "все это не то", рушим, орем - это еще не беда а просто любовь к экспериментам над собой. А беда в том, что мы к этому относимся серьезнее чем надо, прямо как те четверо из "Квартета". Баснописец не раскрывает всего энтузиазма квартета, связанного с идеей перемены мест, но мы то знаем по себе как сильно наш "русский реформаторский энтузиазм" подпитывается стремлением спрятать от себя смутно осознаваемую истинную причину неудач,.

А настоящие герои становятся выше смут и не рушат, а строят, строят, строят, какие трудные бы времена не были вокруг. Когда в России были легкие времена? И самоцель ли они? Тут я согласен с Охлобыстиным и другими - не самоцель. Просто иногда мы про это забываем.


...Серийное производство вертолетов Ка-50 «Черная акула» началось в 1991 году, но машина была принята на вооружение лишь в 1995 г, да и потом руководство армейской авиацией предприняло целый ряд мер, нацеленных на прекращение работ по вертолету и сдаче в металлолом уже сделанных машин. Когда стало очевидным, что на госзаказы рассчитывать не приходится, главным в стратегии выживания для генерального конструктора С.В. Михеева стало сохранение уникального коллектива, интеллектуального потенциала ОКБ. В тех условиях это можно было сделать, выпуская гражданскую и экспортную продукцию, что в итоге привело к освоению ОКБ "Камов" мирового рынка гражданских вертолетов. А пока у нас шло смутное время, американцы продолжали методично совершенствовать свой АН-64 «Апач». Доход же от экспортной деятельности позволил "Камовцам" к 2000 году довести все системы и вооружение "Черной акулы" до уровня, позволяющего иметь дело и с современным "Апачем". В 2006 году ОКБ Камова наконец получило поддержку от государства - заказ для Российской армии. А генеральный конструктор С.В. Михеев идет дальше. Он заглядывает на 20, 30, 50 лет вперед и на основе имеющейся научно-технической базы разрабатывает идею боевого вертолета пятого поколения, способного развивать скорость до 400 км/час...

Сложно было работать при монархии, сложнее при социализме, еще сложнее при диком капитализме,.. и разве это предел? Может нам с вами еще доведется поработать при феодализме или рабовладельческом строе. Я это к тому говорю, что не должно быть уныния по поводу "вот раньше выпускалось 1000 машин в год, а теперь одна". Создать 1000 машин при Николае II, поддерживавшем инноваторов, или при Сталине, который спрашивал ученых "отрасли по производству каких металлов вам надо создать?" - это великое дело, но еще более великое дело - сделать хотя бы одну машину в современных условиях.  Обстоятельства изменились, но люди-то остались прежними, и стали сильнее.


...В середине 80-х генеральный конструктор "ОКБ Сухого" М.П. Симонов понял что скоро государственное финансирование надолго прекратится. Поэтоим когда в стране стало разворачиваться кооперативное движение "имени М.С.Горбачева", Симонов организовал на фирме кооператив по созданию спортивных самолетов, которые стали десятками закупать сборные команды многих стран, и появились средства для продолжения НИОКР по основным темам. Кооператив постепенно рос и дорос до АО "Передовые технологии Сухого", а чуть позже, уже в 90-х появятся НПК "Штурмовики Сухого". Создается впечатление, что еще при советской власти Симонов шаг за шагом выводил свое предприятие из-под опеки Минавиапрома, словно нащупывая верный курс в бурном море надвигающегося "рынка". И к тому времени когда исчезли СССР, госзаказ и родное министерство, "ОКБ Сухого" оказалось довольно приспособленным к работе в новых экономических условиях.

И не зря - Минобороны было уже не до закупок поднявшегося в воздух в 1992 г. первого серийного многофункционального истребителя СУ-30 - закупки новой авиатехники были практически свернуты. Тогда конструкторы принялись продвигать машину на мировой рынок и для начала выставили ее в 1993 г. на аэрошоу в Объединенных Арабских Эмиратах. Успех был ошеломительным, но предприятие удар с тыла: финансовый кризис настиг-таки и "ОКБ Сухого", дошло до того, что нечем было выплачивать зарплату. Михаилу Петровичу пришлось использовать всю силу своего творческого и рыночного интеллекта, чтобы найти в Москве 10-миллионный кредит под 11 % годовых (ВТБ) - и не только выправить положение, но и развернуть эффективную маркетинговую кампанию. Конечно, потенциальному покупателю все это было невдомек, однако летом 1994 года в Россию пожаловала высокопоставленная индийская делегация, а в 1996 г. Россия и Индия подписали полуторамиллиардный контракт на поставку сорока СУ-30МКИ. И в общем, дело пошло: Китай, Малайзия и т.п.  Симонов говорил: "То, что мы начали продавать боевые самолеты, - это способ обеспечения нормального уровня жизни наших конструкторов, рабочих, летчиков-испытателей и их семей. Более того, у нас - 139 предприятий-соразработчиков, плюс серийные заводы, плюс 500 предприятий-"комплектаторов", значит, мы даем работу и всем им... Это нормальный способ существования и ведения нормальной экономики. Скептики утверждали, что "ОКБ Сухого" стремится создавать боевые машины самостоятельно, что это, мол, утопия, только государство может финансировать создание боевой машины... На деле вышло несколько иначе: государство выделяет нам только 10 % необходимых средств, а остальное мы зарабатываем сами...".


Зарабатываемые деньги шли на дело. В 1996 взлетел сверхманевренный СУ-37 с поворотными соплами двигателей. В 1997 - С-37 "Беркут" с обратной стреловидностью крыла. В 1999 - новый палубный истребитель СУ-27КУБ. В 2001 - двухмоторный С-80 - легкий пассажирский и транспортный аэроплан. Считается, что самолеты-истребители, их бортовое оборудование, вооружение способны производить всего лишь 10 стран. Только 6 из них способны разработать истребитель 4-го поколения. Истребитель же 5-го поколения, то есть боевой самолет XXI века, и все, что ему полагается по определению - двигатели, вооружение, электронику, новые материалы и технологии, - способны произвести только две страны - Россия и США..." Две, а не одна, несмотря на невероятную, несопоставимую разницу в условиях развития авиапрома за последнюю четверть века!

В этой связи не могу не привести следующую историю:

" ...В 1992 году на международном авиакосмическом салоне в Фарнборо близ Лондона состоялась пресс-конференция российской делегации. Центр длиннющего стола заняло "руководство", а по краешкам - устроились два генеральных конструктора: справа - Беляков ("МИГ"), слева - Симонов ("Сухой"). Пресс-конференция близилась к концу, все уже немного устали и поглядывали на часы, когда поднялся американский журналист и сообщил собравшимся: я, дескать, только - что из Москвы, ваш Гайдар отпустил все цены, царит страшная инфляция, в магазинах ничего нет... А у вас целых два блестящих истребительных КБ - "МИГ" и "Сухой", вот если вы объедините их, то столько денег для вашего народа сэкономите...
        Ведущий многозначительно глянул направо, потом - налево, поднял Симонова. И вот тот сказал буквально следующее: "Приятно и весьма интересно, что американская пресса интересуется жизненно важными для нас вопросами. Однако вынужден сделать одно небольшое замечание. Американцы считают, что мы сделали в свое время СУ-24, конкурируя с "Дженерал Дайнэмикс" и их бомбардировщиком Ф-111. Они также убеждены в том, что штурмовик СУ-25 мы построили в противовес вашему А-10. А в случае с СУ-27 тут и вообще деваться некуда - конкурировали с вашим Ф-15 "Игл"... Все это - чепуха! Названные самолеты созданы в "ОКБ Сухого" с одной единственной целью - победить в конкуренции... генерального конструктора Белякова!.."    
        Сказать, что забитый до отказа зал, как говорится, лег - значит ничего не сказать!..."

Это вот три примера взятых наугад, на самом же деле их тысячи и каждый наверняка знает подобные примеры в своем окружении.

Вывод - за долгую историю России многократно что-то (иногда всё) рушилось, оккупировалось, уничтожалось - но всегда находились люди, которые сохраняли старое и создавали новое. "Было всяко, всяко пройдет", как поется. Так что не будем унывать и опускать руки и головы, видя современное состояние науки и техники в России. Деятельность, которая на фоне славных достижений предков сегодня кажется банальной, на самом деле закладывает основы будущих подъемов.

PS. Кто владеет какой нибудь интересной или малоизвестной информацией о замечательных фактах из истории русской науки и техники, присылайте их на triz@mntc.ru - возможно они пригодятся нам в создании нашей информационно-обучающей системы Вики МНТЦ.

наука, позитив, техника, Россия

Previous post Next post
Up