- Камеры на стол! - приказал особист. - Смотреть буду, что вы там наснимали.
- А что, разве фотографировать нельзя?
- Вам, можно. Но только эту машину. И чтоб ни одного "Тополя" в кадре!
- Хорошо, хорошо! А березы можно?
- Тоже мне, юморист нашелся...
Это, если пользоваться суконным языком военных формуляров, "Машина инженерного обеспечения и маскировки 15М69", А если по-людски, то вспомогательная машина, применяемая в ракетных войсках стратегического назначения. Сама она, как можно понять из названия, никаких ракет никуда не запускает, и вооружения на ней вообще нет. Ее задача разведать и подготовить для ракетчиков (для тех самых "Тополей") подходящую позицию. Машина совсем новая, но гриф секретности с нее снят, иначе кто бы разрешил нам снимать ее со всех сторон и даже рассказывать о ней в журнале. Кстати, как и обещал, предупреждаю: часть фотографий в этом посте сделана моим другом
Сергеем. Сейчас уже не просто разобраться, где его, а где мои.
Машина огромна: ее длина - более пятнадцати метров, ширина примерно три с половиной, Полная масса - что-то около сорока тонн. В технические подробности военные стараются не вдаваться, но сообщают, что привод у нее на все колеса, а двигатель дизельный ярославский, выдающий ровно 500 л.с. Специалисту этой информации вполне достаточно, чтобы понять, что речь идет об универсальном шасси МЗКТ-7930.
Вот она, эта "тележка" (8х8/500 л.с./полная масса 46 т.). Ее делают на Минском заводе колесных тягачей. Подробности можно посмотреть
тут. Как видите, ничего секретного! Все в открытом доступе.
Кузов, если можно в данном случае так сказать, этой машины сделан из композитного материала - что-то наподобие многослойной стеклоткани, пропитанной эпоксидкой. Мне приходилось иметь дело с такими панелями - экстремально крепкая штука!
Кабина - трехместная. Рабочее место водителя практически такое же, как и на любом минском тягаче. Ничего особенного. Зато у "пассажиров" куча своих приборов и органов управления. На этом фото вы можете видеть закрепленный под потолком кабины (над головой у водителя) прибор радиационной, химической и биологической разведки.
А это... штатная система навигации (НС-8). Куда там до нее вашей "Гарминке"! Спутники ей вообще не нужны она ориентируется по... Даже не знаю, стоит ли распространяться о принципах ее действия. Если интересно - поищите в интернете, найдете.
Сразу за кабиной находится еще один автономный отсек с герметически закрывающейся дверью.
Здесь находится генератор и все прочее электрическое хозяйство, обеспечивающее машину энергией при заглушенном дизеле.
Следом еще один отсек. Забравшись в него через такую же герметичную дверь, попадаешь в крошечный коридорчик, почти такой же, как в вагоне дальнего следования, только совсем короткий. По правую руку сдвижные "купейные" двери...
Одна ведет в кухоньку с плитой, баком для воды, раковиной и емкостями для хранения продуктов. Другая в спальное помещение. Здесь находятся узкие двухъярусные полки (опять же, как в поезде), тумбочка и настольная лампа. В таком жилом модуле боевой расчет машины может автономно обитать трое суток.
В задней части машины оборудована грузовая платформа. На ней стоят шесть здоровенных контейнеров. "Что там?" - спрашиваю. Отвечают: "Средства маскировки". Скорее всего (не уверен, поэтому так и пишу) там находятся надувные макеты ракетных установок. С их помощью можно легко обустроить ложную позицию ракетного дивизиона, не отличимую с воздуха или со спутника от настоящей.
Для разгрузки контейнеров предназначен специальный кран-манипулятор. Он управляется либо с этой панели...
... либо с выносного пульта.
Прежде, чем начать какие-либо манипуляции с краном, под колеса надо подложить стопорные "башмаки". В походном положении они закреплены тут же рядом.
Расчет готов к выполнению учебной задачи - нам обещали показать, как все это работает.
Итак, упражнение первое: проверка габаритной проходимости маршрута движения.
Это только звучит страшно. На самом деле, все просто. Бойцы раскладывают специальные откидные конструкции (здесь они для наглядности покрашены в красный цвет) и смотрят, не цепляются ли они за что-либо при движении.
Если нет, то и ракетные установки тут тоже пройдут. В противном случае, придется валить лес...
Следующая задача: оценка несущей способности грунта. Попросту говоря, экипаж выясняет, не провалится ли тягач с ракетой в болотистую почву, не завязнет ли...
Для этого предназначен специальный прибор - пенетрометр, закрепленный на передней части машины. Конструктивно он представляет собой что-то типа автоматического домкрата, упирающегося длинным стержнем в землю. Гидравлика давит на стержень, машина приподнимается, стержень уходит в землю, а приборы фиксируют, при каком давлении и на какую глубину он погружается. На основе этих данных и делаются выводы о "несущей способности" грунта. Как видите, и тут тоже все не сложно.
Задача третья и на сегодня последняя: искажение следов движения с помощью грейдерного устройства.
Это самое "грейдерное устройство" находится сзади под грузовой платформой. Скребок автоматически опускается и начинает разравнивать снег или землю, по которой прошла машина (или колонна машин).
За грейдером остается характерный след из тонких бороздок. Если вы наткнетесь на него, идя по земле, то, конечно же, заподозрите, что тут прошла какая-то техника. Но с воздуха, говорят,он не так сильно бросается в глаза, как колея или следы от покрышек.
Все, показательные учения закончены. Все, что можно было показывать, нам показали. Экипаж строится, а я пошел к особисту, предъявлять отснятые кадры. Не попало ли в кадр чего лишнего? В ракетный войсках все серьезно!
Материал подготовлен при содействии пресс-службы МО РФ.