к биополитике "Бессмертного полка"

May 14, 2015 01:59

В этой заметке речь пойдёт о "Бессмертном полке" как массовом событии, части празднования национального дня Победы в Великой отечественной войне. Он заслуживает внимания с разных сторон -как медиасобытие, как пример новой российской исторической политики, и как биополитический феномен. Под "биополитикой" здесь подразумевается неполитическое управление населением с целью достижения политических целей, причём это "управление" относится к тому, как представители этого населения распоряжаются собственным телом. Участники "Бессмертного полка" конечно не стремились участвовать в политической акции. Это не митинг, не манифестация. Они явно, наоборот, стремились участвовать в сугубо гуманитарной, мемориальной акции. Да и непосредственных организаторов "Бессмертного полка" трудно заподозрить в в недобрых намерениях. Поэтому нужно говорить именно о "функции" , то есть о том, как "работает" эта акция в культурном и политическом ландшарфте нашей страны. Эта заметка написана "субъективно", поскольку это всего лишь заметка наблдателя, а не проработанное аналитическое обощение. В первой части я позволю себе процитировать сообщение в фэйсбуке Сергея Пархоменко, которое вводит в историю всего проекта и вообще было стимулом для написания этого текста. Во второй -о двусмысленной и проблематичной роли фигуры "Ветерана" в привычной драматургии празднования Дня Победы. В третьей будет эскиз биополитического анализа.

1.
Сергей Пархоменко уточняет историю "Бессмертного полка" ЗДЕСЬ.
Копирую.

На самом деле картина развития событий с "Бессмертным полком" уже вполне ясна. Потратил полвечера на разговоры с людьми, стоявшими у истоков этого народного движения, - и все встало на свои места.
История простая, плоская и, несомненно, типовая. Нам теперь стОит готовиться к повторению таких ситуаций снова и снова. Суть очевидна: сначала рождается - "снизу", благодаря естественной, благородной гражданской инициативе - по-настоящему общественное движение; а потом его перехватывает, присваивает - и попутно уродует, опустошает изнутри, превращает в механическую пропагандистскую игрушку, - государственная властная машина, легко манипулирующая своими марионеточными "фронтами" и "партиями".

Вот тут можно найти тех, кто еще в 2012 году создал народное движение "Бессмертного полка" в Томске, и 9 мая того же года впервые провел марш участников новой гражданской инициативы: http://moypolk.ru/popechitelskij-sovet

Именно эти люди - во главе с Сергеем Лапенковым, Сергеем Котловкиным, Игорем Дмитриевым,Григорием Кунисом и их единомышленниками - позволили гражданской инициативе сформироваться, а потом постепенно разрастись до сотен городов, до миллионов участников. Именно их заслуга - распространение благородного и скорбного замысла по всей России, превращение его в по-настоящему массовое движение, к которому в нынешнем году присоединилось уже не менее 5 миллионов человек. Именно они, вместе со своими коллегами и друзьями вели "Бессмертные полки" в большинстве наших городов: и никакой фальши, никакой лажи, никакого вранья, никакого "нагона массовки", никаких отвратительных груд фотографий и траспарантов на помойках ни в одном случае не было. Люди выходили на улицу, движимые естественным и ярким порывом, несли фотографии своих родных, никому не приходило в голову превращать это жаркое и горькое чувство в еще один способ подогреть агрессивную истерию, и тем заслужить благоволение начальства, заработать очередной аппаратный чин, очередную чиновничью "лычку".

Однако еще в середине 2013 года в движении "Бессмертного полка" появились политические "рейдеры". Выяснилось, что столичная мэрия не готова видеть в роли координатора московского движения никого, кроме человека по имени Николай Земцов, муниципального депутата в Хорошево-Мневниках. Фигуру эту активно продвигал вице-мэр Горбенко со всем своим аппаратом. Организаторы "Бессмертного полка" еще в феврале прошлого года отказались работать с Земцовым и исключили его из числа организаторов движения.

Вот здесь - в разделе официальной хроники сайта "Бессмертного полка" - подробно об этом конфликте: http://moypolk.ru/o-situacii-v-moskve-zayavlenie-shtaba-bes…

Именно этот Николай Земцов при поддержке московской мэрии организовал альтернативную, а проще говоря - подставную, структуру "Бессмертный полк - Москва": http://parad-msk.ru/contacts-coordinators-heroes/

Еще раз:
вот "Бессмертный полк", настоящий, - http://moypolk.ru
а вот "Бессмертный полк - Москва", фальшивый, - http://parad-msk.ru/

И путать их ни в коем случае не следует.

Хотите знать, чем отличается один от другого? А вот чем: "Имя «Бессмертного полка», при попустительстве, а возможно, и при прямом участии московской структуры стало фоном для политического пиара партии «Единая Россия», которая провела в ряде мест Москвы пикеты в «поддержку» «Бессмертного полка». При этом участники пикетов были одеты в фирменные цвета партии, несли на себе ее символику, что создавало полное ощущение того, что «Бессмертный полк» - проект данной политической организации. Все это - грубое нарушение Устава Полка, определяющего неполитический характер общенародной инициативы, которая не может быть имиджевым проектом ни одной политической партии, организации или бизнес-структуры..." - пишут о затее Земцова организаторы народного "Бессмертного полка".

Предсказуемо, правда? Чего-то такого и следовало ждать.

Ну а дальше все просто. К началу нынешнего года "Бессмертный полк - Москва" стал инициативой Объединенного Народного Фронта, и за него вплотную взялись лидеры полит-структуры, напрямую управляемой из Администрации президента: секретарь "Общественной палаты" Александр Бречалов и Станислав Говорухин. Отверзлись бюджетные закрома, открутились до упора краны административного ресурса. Начались автобусные подвозы служащих по разнарядке, нагоны мобилизованных студентов, многотиражное размножение чужих фотографий. А в финале - неизбежные, всем теперь известные, находки всего этого фальшивого реквизита в мусорных баках.

Отдельного упоминания, конечно, заслуживает коммерческая составляющая всей затеи. Под видом рекламной акции движения по всей стране пронеслось концертное турне артиста Василия Ланового, организованное его директором по имени Антонина Журавлева. Ну и тут же, по традиции, совершенно бесконтрольный сбор пожертвований "на нужды проекта". Это чтобы "Провал", как учил нас товарищ Бендер, не слишком проваливался. Сколько собрали? На что потратили? К каким таким стенкам какой именно "трубы" вся эта помощь прилипала по ходу дела? Кто ж теперь разберет...

Так оно и будет каждый раз, когда чиновничья свора будет бросаться на живую, полную человеческого чувства и человеческого тепла идею. По-другому они не умеют. Но по-другому им и не надо.

В общем, в следующий раз будьте внимательнее, что ли. Обращайте внимание, кто, кому и как продает с потрохами ваши горячие порывы, и кто за них отчитывается начальству.

2.
От себя. Когда примерно в 2008 году я  понял что Великая Отечественная война началась в 1939 году, а закончилась не совсем понятно когда, моё отношение к прзднику 9 мая тоже изменилось, Вообще я к войне отношусь как к тяжёлой болезни. Нужно лечиться, и для этого приходится воевать, но вот если вы болели, тяжело болели, так что несколько лет пришлось провести в больнице,  а потом после мучительно операции вышли из больницы - вы будете праздновать день выздоровления? И тут тоже...
"Утром каратели подожгли нашу деревню... Спаслись только те люди, которые убежали в лес. Убежали без ничего, с пустыми руками, даже хлеба с собой не взяли. Ни яиц, ни сала. Ночью тетя Настя, наша соседка, била свою девочку, потому что та все время плакала. С тетей Настей было пятеро ее детей. Юлечка, моя подружка, сама слабенькая. Она всегда болела... И четыре мальчика, все маленькие, и все тоже просили есть. И тетя Настя сошла с ума: "У-у-у... У-у-у..." А ночью я услышала... Юлечка просила: "Мамочка, ты меня не топи. Я не буду... Я больше есточки просить у тебя не буду. Не буду...". Утром Юлечки я уже не увидела... Никто ее не нашел... Тетя Настя... Когда мы вернулись в деревню на угольки... Деревня сгорела... Тетя Настя повесилась на черной яблоне в своем саду. А дети стояли возле нее и просили есть…".
Это из книги Светланы Алексиевич "У войны не женское лицо". Вот это всё праздновать что ли. Не вижу повода. Вылечились наконец. Это день памяти. Это не повод ходить в псевдовоенной форме и писать на машинах "1941-1941 Можем повторить". Вот это всё повторить?

"На войне как на войне. Это вам не театр...
Выстроили на поляне отряд, мы стали кольцом. А посередине - Миша К. и Коля М., наши ребята. Миша был смелый разведчик, на гармошке играл. Никто лучше Коли не пел...

Приговор читали долго: в такой-то деревне потребовали две бутылки самогона, а ночью... двух девочек... А в такой-то деревне... У крестьянина... забрали пальто и швейную машинку, которую тут же пропили... У соседей... Приговариваются к расстрелу...
Кто будет расстреливать? Отряд молчит... Кто? Молчим... Командир сам привел приговор в исполнение..." (оттуда же)
"Бессмертный полк"  дело, наверное, хорошее. В принципе. Не понимаю, зачем это - и тогда не понимал, когда томичи провели его в первый раз. Может быть, потому что связь со своими предками я ощущаю не только в праздничные дни, а может быть потому что никто на войне из близких родственников не погиб, они вернулись с неё, родили моих будущих родителей и продолжили жить. Зачем им этот фиктивный строй.
Но раз есть инициатива "снизу" - как её не присвоить. Так и понимается, как известно, инновационная деятельность в сословном государстве теми кто играет "по правилам" административного рынка (я имею в виду концепцию С. Кордонского): кто-то что-то придумал, надо это присвоить и массовизировать.
Ну а сейчас "Бессмертный полк", это легко заметить, становится символическим замещением  ветеранов. Драматургия Дня Победы с конца 1960-х во многом был связана с физическим присутствием  Ветерана - Участника Войны. там тоже была своя довольно строгая иерархия -  кто полноценный Ветеран, кто "не совсем полноценный" - эту иерархию и микрополитику её повседневного воспроизводства, которую ещё надо бы реконстрировать (не знаю, может быть, такие исследования уже есть). Физическое присутствие Ветерана подтверждало аутентичность празднования и символизировало преемственность его участников  с теми событиями. Это ясно.
И вот теперь Ветеранов становится мало, физически способных присутствовать на параде и любых других празднованиях уже почти нет среди них. Что же делать, -переформатировать празднования дня Победы в День Памяти, т.е. модернизировать его, для власти невозможно. Появляются странные "карнавальные ветераны",


Отсюда. "Дядя в генеральском парадном мундире 1980-х годов и генеральской фуражке, маршальский мундир и фуражку украшают не лавровые шитые листья, а золотые дубовые листья, - развеял наши сомнения Дмитрий Бушмаков. - Кроме того маршальская звезда на погонах должна быть более выпуклая, а 2 знака КГБ - ВЧК настоящие. Кстати, если бы человек увлекался бы историей, он бы знал, что единственным "маршалом" КГБ, точнее НКВД был Лаврентий Берия, но и он в мундире фотографировался только для портрета."

...но это не решение проблемы физического исчезновения ветеранов, а с исчезновением Ветерана надо переосмысливать драматургию всего публичного события. Сейчас же очевидно, самый массовый тренд  -на сохранение некоторого позднесоветского  status quo (яркий, размашистый праздничный мюзикл на Красной площади в день Победы. показанный по ТВ, дискурсивно полностью принадлжеал к брежневскому времени, и мог бы быть поставлен тогда - если бы тогда была такая сценография и сценотехника, конечно).
 .
...А вот "Бессмертный полк" - решение, поскольку потенциально его расширению не поставлено никаких пределов, ни хронологических, ни численных (в смысле - числа участников). Если можно идти с портретами участников Великой Отечественной- почему нельзя идти и с портретами участников Финской? А военнослужащие войск НКВД? Ну а те, кто служил в тыловых частях и в комендатурах? В "строю" "Бессмертного полка" нет иерархий и различений, потенциально он вбирает в себя кого угодно.
Даже когда ни одного "настоящего" ветерана не будет на улицах российских городов, "Бессмертный полк" эффективно их собой заместит. Т.е. здесь  Ветеран замещается сочетанием его портрета и тела потомка. Потомок, принимает на себя некую коллективную доблесть победителя, а сам героический предок сакрализуется. Сама родовая связь между ними тут становится означающим преемственности победы, т. е. доблести. Не важно, что идущий или идущая с портретом сами не имеют никакого "прямого" отношения к военному делу - все вместе с портретами подразумеваемых победителей в руках они обретают воинскую доблесть.

3.
Нельзя не узнать в этом шествии "Бессмертного полка" аффективное сообщество. Не очень , правда, ясно, что это за аффект.  Но публицист известного толка прямо об этом и пишет: память становится здесь основой для совместного аффекта невиданной мощи: "потрясла мистерия, имя которой - «Бессмертный полк». Миллион людей, идущих вал за валом с лицами, то мокрыми от слез, то восторженными и восхищенными. Любящие, верящие, соединенные друг с другом не корыстью, не земной заботой, а грандиозным религиозным порывом. Это шествие напоминало огромный крестный ход. Портреты фронтовиков, их бессчетные вереницы были похожи на драгоценные иконы, от которых исходило сияние". А другой не менее известный рядом с ним строит целую историософию: "Ибо марш «Бессмертного полка» был провиден поэтом еще в страшном августе 1942-го... Акция была придумана давно, проходила ни шатко ни валко, но исполнились неисповедимые сроки - и страна, и мир были потрясены многомиллионным шествием мертвых и живых.
Это настолько эффективная биополитическая новация, что войдёт в учебники исторической политики и аффективного менеджмента.

И вероятно, как раз поэтому "низовая" томская инициатива была так активно подхвачена ОНФ: ведь она и прекрасно решает проблему "консервации" Дня Победы как ритуального публичного празднования, и создаёт ещё одно временное аффективное сообщество. Ну и надо тут понимать, что для того, чтобы чтить своего деда или прадеда, вовсе не обязательно делать это именно в строю, а если кто-то склонен делать это именно таким образом, то вероятно есть внутренняя подребность именно к включению в аффективное сообщесто...  у меня такой потребности нет.

Ещё к антропологии "Бессмертного полка":
1. Сергей Ушакин: "Вспоминая на публике: об аффективном менеджменте истории"  -подробный анализ государственной политики "памяти о войне" в России как менеджмента аффекта.
2. Запись в блоге (morreth cпасибо за ссылку taki_net) об антропологических основаниях всего празнования "дня Победы".
"Лозунг благодарит за Победу уже не реального человека, а мифического первопредка; "Запиши деда в полк" - но ведь для пожилого человека этот дед будет отцом, а для моего ровесника - прадедом, для ровесника моих детей - прапрадедом. Но в архаичной культуре первопредок - всегда дед.
Томские журналисты хотели хорошего. "Сохранение в каждой семье личной памяти о поколении, прошедшем через войну - главная задача Бессмертного полка". Но для того, чтобы в семье сохранилась ЛИЧНАЯ память о поколении, прошедшем через войну, не нужно толпой собираться с портретами. Нужен какой-то другой, семейный, интимный ритуал, наподобие еврейской Пасхи, которую отмечают в узком кругу, пересказывая историю Исхода. Нужно сесть за столом и рассказать младшим о тех, кто воевал, разве нет? А в толпе все индивидуальные лица сливаются в одно лоскутное одеяло."

ЭТА ЗАМЕТКА ВОСПРОИЗВЕДЕНА НА САЙТЕ " ЦЕНТРА АНТРОПОЛОГИЧСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ" ЗДЕСЬ.

аспекты биополитики в России и мире, политика памяти, антропология телесности, как писать историю, 2015, Россия - опыты её описания и объяснения, фрагменты об идеологии, память, постсекулярное общество, Россия как постсоветское общество

Previous post Next post
Up